«Чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности», — Альфред Адлер.
Комплекс неполноценности впервые был описан Альфредом Адлером. Комплекс неполноценности — совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи, и т.п.
Есть много примеров — известные всему миру люди, обладающие комплексами, чтобы перебороть это чувство, во что бы то ни стало старались придать значимость своей фигуре и в чем-то ярко проявить себя.
Не секрет, что комплексом неполноценности страдал Наполеон из-за своего невысокого роста.
У М. Монро был комплекс неудачницы, виной которого явилось неудачное детство. «Что я такое? На что я способна? Я — пустое место. Пустое место и ничего больше. У меня в душе пустота!» Именно этот комплекс заставлял ее совершенствовать походку, манеры и себя. Ей хотелось быть совершенством, чего она в результате все-таки добилась.
Д. Керри признался, что был аутсайдером, с ним никто не хотел общаться, и ему пришлось трудиться над своими комплексами. «Если бы не кропотливая работа над собой, над своим характером, я не уверен, смог бы я сделать хоть что-нибудь в этой жизни».
Такой список бесконечен среди знаменитых личностей. Встречаются люди с комплексами бедности и униженности. Поэтому часто история о тяжелой бедной жизни является отправной точкой. Знаменитости рассказывают о том, как они перебивались без средств к существованию, но это безысходность стала стимулом добиться чего-то реального в жизни. Если бы не было этих трудностей, не было бы личности. Часто комплексы в ребенке порождают взрослые: «Ты никогда не добьешься ничего в жизни, потому что ты плохо учишься». Или ученик становится изгоем в классе, его унижают одноклассники, кажется, что к нему относятся несправедливо учителя. Тогда наряду с комплексами у такого человека зарождается намерение-бунт: «Ничего, вот я вырасту, и им всем покажу! Вы меня заметите! Мы еще посмотрим!» Комплексы превращаются в мощную мотивацию.
По мнению Адлера основной источник комплекса неполноценности — детство. Это подчинение родителям, зависимость от них, оценка действий ребенка. Но и отношения между самими детьми совсем неидиллические. Множество драматических историй имеют своим источником детские прозвища -“Жирный”, “Крыса”, “Бомжара”… И пока ребенок не повзрослел, он чувствует себя неполноценным. Чувство неполноценности обостряется при вступлении в каждую новую возрастную стадию, при поражении в борьбе за лидерство или престиж. Особенно часто страдают этим подростки, вступающие в жизнь, где надо проявлять ум, силу, осведомленность, самостоятельность…
Ребенок полноценен, невинен и простодушен. Ему обязательно будут доступны все его внутренние богатства, весь его внутренний потенциал, однако для этого понадобится время. И у взрослых должно быть колоссальное терпение, любовь и уважение к детям. Дети — это будущее, и они будут жить в совершенно другом мире, в другие годы, в другом информационном пространстве.
Но мы сразу делаем ребёнка невротичным, чтобы можно было им управлять, манипулировать и обладать. Однако во всем этом пропадает его уникальность, она теряется и ему никогда не узнать самого себя, свою индивидуальность, свой талант, он теперь не встретится с собой, если не начнёт свой рост в сознании, своё самопознание. Вот так теряется каждый ребёнок, потому что он мог бы совершенно мягко развиваться и раскрывать свой собственный потенциал, то, что так необходимо человечеству, но он не может этого сделать, потому что ребёнку не дают возможность развиваться согласно своей природе.
Искажение начинается очень рано. Взгляд ребёнка поворачивают так, чтобы он сравнивал, чтобы можно было им манипулировать, чтобы он жил всё время в страхе. Возникает неполноценность, а неполноценность — это страх, страх сделать что-нибудь не так, это неуверенность в себе, это робость, это смущение, это постоянная проверка, так ли мы одеты, так ли мы выглядим. Вся индустрия работает на человека, потому что у него существует неполноценность — если ты неполноценен, то для того, чтобы компенсировать свою неполноценность у тебя должно быть десять тысяч долларов, пятьдесят тысяч долларов, колье, машина, и не простая, а именно вот такая, яхта — вот так создаётся полноценность.
На самом деле речь должна вестись не о полноценности, а о целостности.
Однако тот же самый комплекс неполноценности может послужить импульсом к действию. Вспомним хрестоматийный пример с оратором Демосфеном. Ведь сумел же он преодолеть и дефект и комплекс! Люди, у которых комплекс неполноценности является стимулом к преодолению трудностей и совершенствованию себя, достигают замечательных результатов. Путь многих известных психотерапевтов и психологов к их выдающимся открытиям начинался нередко с преодоления комплекса неполноценности в области человеческих отношений.
Как избавиться от комплекса неполноценности?
Конечно, то что произошло с человеком в детстве накладывает отпечаток на всю его жизнь. Но ситуация не столь фатальна. Каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни и использовать все наличные комплексы для совершенствования. А, чтобы избавиться от уже имеющегося у Вас комплекса,
1. перестаньте делать то, что Вы обычно делаете
2. постоянно создавать “идеальчики” и постоянно соотносить себя с ними
3. сравнивать себя с более успешными, богатыми или умными людьми и страдать при этом
4. заниматься девальвацией того, что имеете и после этого впадать в депрессию
5. мысленно говорить о себе строгим голосом своих родителей, у Вас может быть и свое, более благоприятное, мнение о себе
6. и делайте то, что Вы обычно не делаете
7. наметьте конкретные цели для того, чтобы добиться успеха в “слабой” области. Перечислите себе цели и действия по их осуществлению. Определите сроки.
8. попросите знакомых, которые по Вашему мнению хорошо делают то, что Вы не можете, рассказать Вам, как это у них получается и как они этого добились.
9. приобретите отличную привычку получать удовольствие от того, что у Вас есть и радоваться мелочам
10. поговорите о своей жизни с хорошим психотерапевтом