15,3K подписчиков

Мария Кириченко: Пошла учиться в Яндекс.Практикум, чтобы оживить мечту и получить 100 тысяч прослушиваний своих песен

275 прочитали
Я давно пишу песни. Просто как-то так повелось — всегда много слушала музыки и довольно быстро начала думать, как же сделаны песни.

Я давно пишу песни. Просто как-то так повелось — всегда много слушала музыки и довольно быстро начала думать, как же сделаны песни. Кажется, ничего особо и не нужно, чтобы написать песню — это просто слова, которые поёшь с мелодией. Это так же просто, как бегать: ноги всегда с тобой, если хочешь — бежишь. Не нужно делать что-то сложное. В рисовании хотя бы кисть неплохо иметь и на чём нацарапать рисунок. А с бегом всё просто, хочешь — бежишь. Так и с музыкой.

Я давно пишу песни. Просто как-то так повелось — всегда много слушала музыки и довольно быстро начала думать, как же сделаны песни.-2

Релизы на https://nadonado.art/ и Яндекс Музыке

Первую песню я написала в 8 лет, она почему-то была даже на английском. До сих пор помню слова и мотивчик. Я тогда освоила способ записи многоголосья с помощью двух магнитофонов, увлеклась и записала хор почти в сто голосов. В 13 лет начала учиться играть на гитаре — по книжке «Как научиться играть за месяц». Я подумала, что хоть быстро бросаю многие дела, месяц потерпеть меня хватит, а потом уже буду всё уметь. Занималась по 5 часов каждый день и действительно научилась более-менее уверенно ставить аккорды.

Затем попробовала играть песни из той же книжки. Там было всё, что я ужасно хотела научиться играть: «Утекай», «Моряк», «Девочка», «Последний герой» и ещё эта: «Я обернулся посмотреть, не обернулась ли она», но это уже как-то слишком хард. Когда получилось с песнями, подумала: а что если написать свой текст и взять какую-нибудь последовательность аккордов — будет же песня! Так и написала свою первую песню под гитару.

Я чувствовала себя первооткрывателем, изобретателем, я чувствовала себя абсолютно счастливой, что я всё могу. И с тех пор так и пишу песни. А прошло уже 20 лет.

Пробовала учиться делать аранжировки, чтобы была не только гитара, голос и текст — это мало кого цепляет, когда есть столько возможностей в музыке. На сами аранжировки мне не хватало усидчивости, это не было так интересно, как придумать новую мелодию, текст о чём-нибудь классном. Поэтому я не могла привести песни к такому звуку, чтобы публиковать на музыкальных площадках. Чтобы это делать, я решила наконец-то пойти и найти себе учителя по гитаре.

Ужасно переживала из-за этого. Так и представляла, ну а вдруг учитель мне не понравится, вдруг он будет говорить, что я всё не так делаю, и ещё — придётся же играть перед ним! Но мне дико повезло, я нашла самого лучшего сенсея по гитаре. Мы разбирали прямо на уроках все партии, с которыми я не могла справиться сама. А в какой-то момент я рассказала, что вот, пишу, мол, песни, пою. Оказалось, что он ещё и композитор. Мы ровесники, и быстро выяснилось, что практически одновременно увлеклись гитарой, и я пишу песни с тех пор, а он пишет инструментал.

Потом я узнала, что у него есть свой проект — школа гитары. Он собрал очень много наработок по звукозаписи и по видео, но все они бессистемно гуляют по интернету. Заявок из интернета почти нет, в основном, работает сарафанное радио. И я решила помочь привести клиентов.

Зачем продакту учиться на маркетолога

Я работаю продакт-менеджером уже лет 10. Много раз своими глазами видела силу интернет-маркетинга и знаю, что можно хоть каждый день приводить в школу заявки только через диджитал. И мне ужасно захотелось помочь школе игры на гитаре.

Но я не занималась маркетингом сама: SEO, таргетинг, контекст — всё всегда делали другие специалисты. Это беспокоило — чтобы больше верить в себя и свою работу, хочется уметь делать самому. Когда у меня появился пет-проект, я начала искать курс, который помог бы мне научиться интернет-маркетингу и приводить клиентов на клёвые уроки по музыке. И тут как раз открылся первый набор на курс по интернет-маркетингу у Практикума.

А вторая причина была вот какая. Чтобы получить фидбек на песни, нужно же, чтобы их услышали люди. Да и вообще, песни существуют для того, чтобы их слушали. А если просто выложить музыку куда-то в интернет, никто не узнает и не услышит.

У меня есть цель, чтобы мои песни послушали 100 тысяч человек. Вот я и стала разбираться, как же это делается, что мы находим какую-то музыку и слушаем её. До меня дошло, что маркетинг делает для этого очень много. Значит я могу научиться делать маркетинг, научиться делать школы популярными, приводить слушателей на мои песни.

В чём сила Практикума — наставники и очень много практики

Это уже второй мой курс на Практикуме, первый был — аналитик данных. Настоящий челлендж. Это была первая когорта, и один из первых курсов Практикума в принципе. Для чего нужны аналитики данных я узнала, когда работала в одной крупной онлайн-школе английского. Многие проекты, которые мы делали, были завязаны на аналитиков. Мы сильно зависели от этих людей, их вклад в принятие решений впечатлял. Поэтому я захотела прокачать этот навык.

Я начала искать информацию на эту тему, нашла курс Анатолия Карпова, договорилась о наставничестве с одним знакомым дата сайентистом, он целый год помогал мне с построением процессов по экспериментам в моей компании. Читала «Голую статистику», «Статистику и котиков», какую-то историю статистики, манги про статистику... И вот тогда мне и попался этот курс. Он был прямо в кассу.

Я пошла на курс из-за блока про АБ-тестирование, но чтобы до него добраться, нужно было и попитонить, и поэскуэлить. Небольшие блоки про АБ-тестирование, которые я нашла на Курсере, скорее приумножили вопросы, чем на них отвечали. Задать их там было совершенно некому, а в Практикуме обещали наставничество и проекты.

И не обманули! У нас был потрясающий наставник, которого обожал весь поток — Слава Зотов. Он был первым ревьюером моей курсовой, а я ужасно боялась её сдавать, была уверена, что программирование не моё (травмирующий школьный опыт на Турбо Паскале). Но комментарии Славы были бодрящими и вдохновляющими, и советы он давал очень полезные. После его ревью энтузиазм учиться дальше возрастал на 10000 процентов:)

Это был потрясающий курс, мне было очень сложно. Муж с физфака очень помогал — какие-то задания он решал по полночи сам, просто потому что ему было интересно разобраться. А по SQL его вообще так понесло, что я еле успела перехватить обратно инициативу и закончить блок самостоятельно. Это вышло мне боком — на курсовой было дико тяжко ещё и потому, что многие задания он прошёл вперёд меня. Я их тоже прошла, старалась делать самостоятельно.

Когда ответ уже есть и его не надо искать в обсуждениях однокурсников или на стековерфлоу, когда достаточно просто нажать «Далее», усваиваешь знания поверхностно. Но курсовая всё исправила, как и всегда:) Курсовые и дипломные работы — наши лучшие учителя.

Как учёба помогает поднять доход и побороть синдром самозванца

SQL, Python и АБ-тестирование помогли на работе — мой доход тогда вырос в два раза, как и доход компании — благодаря экспериментам и решениям на основе данных. Курс дал мне множество практических навыков. А когда я применяла знания на работе и возвращалась с кучей вопросов к преподавателю и наставнику, они давали мне максимально подробные ответы. Это очень помогло и вряд ли где-то ещё мне могли это дать, кроме университета. И оказалось, что я могу-таки писать код! Это придало мне уверенности в себе, и помогает лучше понимать команду программистов, когда они объясняют трудности решения разных задач.

Сейчас я подумываю о третьем курсе на Яндекс Практикуме. Думала подтянуть дизайн интерфейсов, так как в последнее время много работаю с прототипированием, но похоже, тут у меня очень конкретные и небольшие запросы, которые вполне закроет YouTube.

Учусь я плотно уже с 2018 по 2021 годы и сил, конечно, на это уходит много. Поэтому в новом году решила сконцентрироваться на применении всех знаний в новом продукте — здесь и построение бренда нужно, и маркетинговые стратегии, и принятие решений на основе данных, всё пойдёт в дело. А через год вернусь к обучению Data Science. Всё потому, что аналитика данных дико вдохновила:)

Как Практикум научил продвигать музыку

Пока я училась в Яндекс Практикуме, пробовала тут же применять новые знания в бою. Запускала кампании в директе, эдвордсе, VK, FB и инстаграм.

Моя цель была — привести столько учеников Диме-сенсею, чтобы он в какой-то момент сказал мне: всё, хватит, больше не влезает. Так и получилось.

Параллельно я стала искать что-то именно по музыкальному маркетингу и оказалось, что для него работает абсолютно всё то же самое, что и вообще в маркетинге. И всё это есть в курсе. Два больших блока по разработке стратегии бренда казались сначала непонятными, я хотела просто SEO научиться делать, а тут стратегия бренда какая-то. Но пока я её проходила, я увидела, что такую же карту можно построить и для музыкального рынка. Найти игроков в своей категории и незанятую нишу, чтобы определиться с позиционированием, а потом портретом ядра ЦА, коммуникацией бренда.

Процесс работы над альбомом
Процесс работы над альбомом

Прикиньте, как круто сделать анализ музыкального рынка — попробовать собрать карту с вашими любимыми группами и поместить там где-то себя. Например, русский рок, и где моё место среди известных групп. Ааа, это так здорово и интересно!

Я начала ресерчить, как продвигаются другие известные группы, начала собирать их креативы, тексты объявлений. Прочитала про ретаргетинг и площадки для цифровой дистрибуции. Весь 2020 мы писали материал, делали аранжировки, и у меня накопилось много треков, чтобы релизить их — стартовать новые креативы, новый таргетинг и ретаргетинг, потихоньку идти к своим 100 тысячам слушателей.

Просто отдать денег — не мой путь

За это время я нашла ещё и довольно простой способ получить прослушивания. Достаточно заплатить около 300 тысяч рублей в компании, которые этим занимаются.

Сингл «Видео с Шейпингов». Релиз в августе 2021, записали ещё в июле 2020 на карантине и на кухнях
Сингл «Видео с Шейпингов». Релиз в августе 2021, записали ещё в июле 2020 на карантине и на кухнях

Я прочитала историю продюсера, который раскрутил 5’nizza. Сейчас он занимается каким-то другим парнем и так рассказывает про это дело — он берёт 10 тысяч долларов и закидывает рекламу везде вообще, на всех площадках, крутит её и анализирует потом, где музыка зашла. Он считает, что у непопсовой музыки тоже есть аудитория, просто её сложнее найти. Мол, 5’nizza была очень необычна для сцены того времени, но он нашёл слушателей, и группа стала дико популярной.

Но это всегда можно успеть. Пока мой путь — стратегия бренда, креативы, тексты, таргетинги и ретаргетинги (или «догоняющие трусы», как рассказывали нам на курсе наставники) и анализ результатов. Думаю, что скоро приду к своим 100 тысячам, и это будет круто. Потому что музыка — для того, чтобы её слушали, потому что я занимаюсь этим всю жизнь, потому что весь год я изучала интернет-маркетинг и музыкальный маркетинг, потому что мы приложили много сил, чтобы сделать её и чтобы о ней узнало побольше людей. Потому что осталось ещё 98500.

Менеджер по интернет-маркетингу управляет разными инструментами, чтобы оптимизировать воронку продаж и достигать бизнес-результатов. В работе он использует навыки аналитики, прогнозирования, стратегического и тактического планирования. Хотите разобраться в профессии с нуля или углубить свои знания — пройдите обучение в Яндекс.Практикуме. Первые 20 часов теории и практики — бесплатно.