Будучи любителем активного отдыха, в 2014 году у меня появилось новое увлечение – велопоход. Изначально велопоход планировался в Крыму, хотелось проехать от г.Ай-Петри, до г.Роман-Кош, однако в связи со сложной ситуацией на Украине, возможность проехать по суши исчезла. Вариант с многочасовой очередью на паром, тоже не устраивал. Стал искать альтернативу на Кавказе. Просматривая Google-Earth, меня заинтересовала белая точка на карте, оказалось что это Фишт-Оштеновский массив в кавказском государственном природном биосферном заповеднике. В этот массив входят горы: Оштен(2804м), Пшеха-Су(2743м) и Фишт(2867м). А я и не знал в честь чего стадион “Фишт” на олимпиаде назвали. А так же еще не знал, что через месяц мы с женой там окажемся…
Для этой поездки были куплены 2 велосипеда с дисковыми тормозами, багажники, велорюкзак. Палатка и спальники были. Самая забавная вещь была газовая плита, совсем не походная, с редуктором и пятилитровым баллоном пропана! Так же было желание подняться на гору Фишт, для чего были куплены треккинговые ботинки и треккинговые палки. Изучив карту получше, возникло сомнение, что Фишт для первого восхождения удачный вариант, да и вообще, на велосипедах до приюта “Фишт” не проехать. Ну да ладно, на месте разберемся, подумал я…
Выехав из Москвы в 10 утра, заплативши 290р за платные дороги, с велосипедами на крыше доехали до Ростова-на-Дону. Дело к вечеру, а в начале августа, не то что гостинец нет свободных, а даже заняты заправки, обочины и близлежащие кусты спящими в машинах людьми. Покружившись по полям возле станицы Кущевская, заночевали в кустах рядом с пустым полем. Мы так поняли, что это было поле лука, судя по запаху гнилого лука, на который мы собственно в темноте палатку и поставили.
Проехав Краснодарский край, восхищаясь высоким уровнем сельского хозяйства, въехали в республику Адыгею, сразу заметили разницу. В сравнении с Краснодарским краем, нам показалась тут разруха. Видимо, здесь сельское хозяйство не так хорошо развито. Поблуждавши по Майкопу, выехали на трассу ведущую в Гузерипль.
Горы встретили табличкой “Приятного времяпровождения в горах”. Настроение поднялось, предвкушая открытие восхитительных видов. И они открылись! Трасса проходит вдоль реки Белая, с одной стороны свисают скалы, с другой обрыв в реку, где бурлят перекаты. Встречаются услуги по сплаву по реке, первый раз в жизни увидели фуры-пасеки. В Гузерипле отведали комплексный обед за 250р, после чего предстоял крутой серпантин до приюта “Партизанская поляна”, где заранее планировалось оставить машину. Поднявшись на Партизанскую поляну, сгрузили велосипеды, навесили на них все что требовалось в походе, после чего узнали от администратора, что пропуск в заповедник надо было покупать в Гузерипле, а не при входе как я думал. Блин, придется возвращаться в Гузерипль.
Оставил Катю с велосипедами возле озера на Партизанской поляне, а сам лечу в Гузерипль вниз по серпантину, воняя тормозами, за пропусками. Пропуск стоит 150р в день с человека, неполный день оплачивается как полный. Я купил на три дня и решил входить уже сегодня во второй половине дня, т.к было не в терпеж, что в последствии окажется ошибкой. Когда вернулся, Катя в этот момент разговаривала с каким-то дедом, который мне испугано говорит: “Вы действительно туда пойдете?!”. Конечно пойдем, мы сюда два дня ехали для этого. С этого момента и начинается поход…
Первый этап заключался в том, что бы доехать по асфальту 3 км до Яровой поляны, но как оказалось, дорога идет все время в гору. Для велосипеда с вещами даже это было не совсем просто, на передаче 1.1 еле едим. Когда доехали, увидели, что здесь все люди оставляют машины и можно было начинать от сюда.
Во втором этапе предстояло движение через лес несколько километров, но проехавши 100 метров, я слез и, как оказалось, на все ближайшие сутки. В Google Earth на фотографиях эта тропа в лесу не предвещала ничего сложного, а в действительности она состоит корней, ручьев, грязи и больших камней, через которые приходилось вдвоем один велосипед переносить. В лучшем случае мы толкали каждый свой велосипед. Из тех людей, которые нам встретились, не было ни одного равнодушного, каждый что то комментировал. Так, в час по чайной ложке, мы двигались вперед, в надежде что лес закончится
Лес не закончился, зато вышли к небольшому водопаду, где пофотографировались. Видимо в этом месте мы сбились с намеченного маршрута и вместо тропы на Гузерипльский перевал в приют “Фишт”, мы направились в сторону тропы Инструкторская щель на плато Лаго-Наки. Скорее всего это нам помогло в будущем. Однако лес еще на закончился, а уклон стал круче и корней много. Теперь речь уже не идет о том, что бы каждый свой велосипед толкал. Толкаем вдвоем один, потом возвращаемся за другим, спасают треккинговые ботинки и дисковые тормоза. Видим просвет, лес заканчивается, понимаю, что двигаемся не в сторону приюта “Фишт”, а это означает, что б взойти на вершину горы Фишт послезавтра, нам надо завтра преодолеть с велосипедами Фишт-Оштеновский перевал (2200м), что вряд ли возможно.
Дело к ночи, а плато Лаго-Наки еще далеко, так и толкаем по одному велосипеду вдвоем в крутой уклон, хоть корней и грязи теперь нет. Зато встречаются на тропе большие камни, которые не объедешь, а надо через них велосипеды перетаскивать. И тут нас выручает небольшая ровная площадка с видом на Главный Кавказский хребет, заросшая борщевиком, где мы и заночевали, не дойдя никуда. Ночью то ли камни сыпались, то ли горные козлы лазили, а мне казалось, что это к нам медведь идет, поэтому спали плохо и проснулись еще до рассвета.
На утро выдвигаемся уже с меньшим энтузиазмом, одно радует, что плато где то рядом. Сразу натыкаемся на ручей, где готовим завтрак из доширака. Встречаем людей, которые пешком вышли в 10 утра сегодня от туда, где мы заходили вчера в 16 часов, они тоже над велосипедами посмеялись. Встретили людей на лошадях, они тоже сказали, что надо было полноприводные велосипеды покупать. Бедные лошади, по таким камням ходят, если споткнется, то будет кувыркаться в самый низ оврага. Эти всадники нас обнадежили, сказали, что на плато есть места, где можно ехать на велосипеде и, что осталось примерно 500 метров.
Выйдя на плато, сразу наткнулись на лагерь, нас тоже стали расспрашивать, как мы попали сюда с велосипедами. Тут уже встречается снег, точнее фирт. Решаем, что будем подниматься на гору Оштен, а не на Фишт. Остается доехать, ну или как получится, до подножия горы, которая уже виднеется вдалеке. Остановились на обед за большим камнем, что б газовая плита не гасла из-за ветра, мимо проехали два квадроцикла, на одном трехмостовом на пассажирском сидении сидела какая то шишка, в белой рубашке и с большим пузом. Следом за ними проехала “буханка”, как потом оказалось, егерь. Пообедав, поехали дальше, и уже через 10 минут наткнулись еще на один лагерь, от куда, собственно, можно и совершить восхождение на гору Оштен, где в очередной раз посмеялись над велосипедами. Поставив палатку при сильном ветре, укрепив растяжки камнями, лег спать без сил. Только задремал, слышу возле палатки голос: “Живые есть?” Я говорю: “Да”, и дальше спать. Но настойчивый голос продолжал: “Так вы выйдите или нет?” Открываю палатку, а мне уже этот егерь, который на УАЗике ехал, тычет своим удостоверением: “Пропуска есть?" Ознакомившись с пропусками, погрузил весь мусор в кузов, который был в лагере, уехал
Всю вторую половину дня лил сильный дождь и сильный ветер, пришлось палками подпирать палатку изнутри, что б окончательно не сложилась. Тучи накрыли все плато, Оштен, который был перед нами как на ладони, окутан до самого низа. Такое впечатление, будто горы вообще там нет – украли гору! При таком урагане и наступил день восхождения…
В 5 утра прозвенел будильник. Пока в темноте долго искал телефон, разбудил весь лагерь. Гроза еще сверкает, но видно, что уходит, а следом чистое небо. Дубак, градусов 8.
Оштен виден наполовину, значит можно не торопиться, а спокойно позавтракать. Пока варили рис с тушенкой, все тучи ушли, можно выдвигаться. Сначала поднялись на большой травянистый холм, откуда открылись впечатляющие виды, на окутавшие долину облака.
Тропа на вершину помечена турами - не собьешься с пути. Так мы поднялись в цирк Оштена, от куда идет крутой подъем на гребень, не легко, ноги проскальзывают на сыпухе, палки здесь только мешают, но все равно лучше, чем велосипеды тащить. С гребня показался Фишт во всей красе. Приют “Фишт” тоже виден, куда планировалось попасть изначально. Перед вершиной усталость исчезла, иду к ней как марафонец на финише. Все, мы на вершине, счастья нет предела!
Спустились в лагерь, время всего 12 часов, надо начинать спуск к партизанскому приюту по тому же пути. До леса проблем не было, идешь рядом с велосипедом, жмешь на тормоза и все, толкать не надо. А в лесу, после вчерашнего дождя и лошадей, грязь, а сил после восхождения уде не осталось. Царапая велосипеды об огромные камни, буксуя и спотыкаясь в грязи, мы вышли на Яровую поляну, где липовый чай с каштановым медом и блинами привел нас в чувства. По асфальту, теперь уже вниз, домчали до приюта “Партизанская поляна”.
Спрашиваю: “Сколько стоит переночевать?”
Администратор: ”500 рублей с человека”
Говорю: ”А душ есть?”.
Администратор: ”Есть”
Я: ”Все, остаемся!”
Тут мы и легли спать в 6 часов вечера, не чувствуя ни рук, ни ног. Зато полны впечатлениями.
После этой поездки я “заболел” горами окончательно и сделал вывод, что велосипед и горы несовместимые вещи. Если кто-то хочет на Лаго-Наки взять велосипед, можно попробовать заходить не от Партизанской поляны, а от официального входа в заповедник с трассы Майкоп-Гузерипль. Там расстояние больше, но должно легче быть, не такой крутой подъем и леса нет. В 2015м году опять теперь планирую поход в кавказский
государственный природный биосферный заповедник, с восхождением на гору Сахарный Псеашко(3189 метров), но на этот раз уже без велосипедов!