Вряд ли найдется на свете человек, который в детстве не пытался бы переложить вину за сотворенную пакость на кого-нибудь другого. Это не я перевернул тарелку, это киска. Или мышка бежала, хвостиком махнула. А Пушкин так и вовсе виноват всегда и во всем. Такова уж его доля.
Со мной тоже такое случалось – к примеру, когда я лежала в больнице и мне принесли куклу, я ее подстригла. Сделала ей модную прическу. Кукла была красивая, немецкая, - с настоящими, а не нарисованными волосами. Идея сделать ей модный причесон была целиком моя, но… Приехавшей меня навестить бабушке я рассказала сказку про то, что кукла сама меня попросила. Нет, в то время я отлично знала, что обычные куклы, когда они не на сцене, не разговаривают. Но мне очень не хотелось, чтобы мне влетело.
Такое случалось еще несколько раз. Сейчас я с некоторым удовлетворением вспоминаю, что сваливала свою вину на тех, кому за это уж никак не могло достаться – на игрушки, на выдуманных людей. Мне с самого начала было неловко напрасно обвинить реального человека.
Шли годы, подобные ситуации возникали все реже. Как и все нормальные люди, я взрослела и училась отвечать за свои действия. Не могу сказать что никогда не пыталась скрыть свои проступки. Пыталась, и еще как. Но и делала я это потому, что сознавала, что сделала неправильно.
Мироздание не настаивало на публичном признании вины. Ему было достаточно, что я все про себя поняла. Взросление было в порядке вещей. Но в жизни мне периодически попадались инфанилы, которые за всю свою сознательную жизнь, а порой и до самой старости, так и не научились не перевалить ответственность за свои гадости на кого-нибудь другого. И совершенно неважно, кто этот другой – киска, соседский мальчишка, школа, семья или государство.
К сожалению, в последние годы переваливание вины на конкретных людей или абстрактные обстоятельства стало настолько повсеместным явлением, что наталкиваешься на него практически в каждом выпуске новостей, а ужз в социальных сетях по этому каждый раз возникает немыслимый срач. Главные аргументы во всех подобных «беседах» - «мы выросли в плохой стране», «у него было тяжелое детство и чугунные игрушки» и прочее в том же роде.
Помню, первой подобной беседой в соцсетях для меня был разговор про то, что участники некой протестной акции по ходу дела разрисовали из баллончиков памятник архитектуры. Мне за мою жизнь довелось немало повоевать за сохранение и реставрацию этих самых памятников, поэтому любой, кто что-то такое изгадил, для меня – личный враг, и если так выглядит протест, то в гробу я его видала. Это все я и написала своему оппоненту. И если бы он мне ответил что-то вроде «ой, не доглядели, поправим» или «к нам присосался провокатор, чтобы нас дискредитировать» - нет вопросов. Такое может быть и бывает. Но нет. Товарищ мне ответил, что их власть провоцировала. На это был мой овеет – нет, власть тут ни при чем, вы сами говнюки и говнюками останетесь при любой власти.
И ведь у говнюков нашлись апологеты – и немало. Но тогда это еще не было признаком массового инфантилизма, как сейчас.
Откройте статью про любое ЧП. Да хоть участившиеся в последние годы массовые убийства в школах и вузах. Случается, конечно, что стрельбу открывает или там бомбу приносит человек действительно больной, не отвечающий за свои поступки – в таких случаях следствие обычно разбирается, и стрелка или там подрывника ждет не тюрьма, а дурдом, что на самом деле немногим лучше. И виноваты в том, что больной дошел до ручки, действительно родственники или врачи.
Но чаще мы имеем дело совершенно с другим явлением. Половозрелый придурок, уже по закону способный отвечать за последствия своих действий, жаждет всех убить – и убивает. И что делает сердобольная общественность? А то же самое, что провинциальные американские дамы у Марка Твена, заливавшиеся слезами и соплями по поводу гибели Индейца Джо. Ничто не ново под Луной. Только «Индейцев Джо» и сочувствующих ему дам стало больше.
И получается, что взрывал или стрелял сыночек, а виноват в этом кто угодно, только не он. Ну Пушкин - само собой, хотя он-то как раз никого не убил, а наоборот. Родители – не носились с отпрыском, как с писаной торбой, вот у него детская травма. Или наоборот – носились, и травма уже потому, что не давали возможности свободно развиваться. Виноват учитель – у которого, заметим, нет никаких средств воздействия на ученика. Виновато общество, где молодому человеку не подносят жизненные перспективы на блюдечке. Да и никому не подносят, кстати. Однокурсники или одноклассники, которые не хотели дружить. Даже соседский кот виноват – громко мяукает и раздражает.
Только вот ни мама с папой, ни учитель, ни тем более соседский кот ни в кого не стреляли. И в любой стране и при любом режиме человек совершает выбор. Мотоциклист за окном беспокоил не только малоизвестного художника. Он действовал на нервы всему городу. Но не все, кто не поступил в венскую художественную школу, стали нацистами…
Люди, неспособные нести ответственность за свой выбор, были всегда. Просто в последнее время их стало очень много. Переваливание ответственности с больной головы на здоровую стало массовым явлением. Вероятно, это часть общего процесса – инфантилизм тоже стал массовым явлением, а такие вот «это киска виновата» - один из признаком инфантилизма, причем, пожалуй, самый отвратительный.
А можно ли что-то с этим сделать? Можно, наверное. Только вещь эта и проста, и сложна одновременно. Взрослость снова должна стать привлекательной и престижной.