Родоначальница династии царей Романовых - Евдокия Лукьяновна, ее родственники, их разрушенная усадьба Покровское-Стрешнево в Москве

На территории имения Покровское-Стрешнево, находящегося в СЗАО одноименного района Москвы, располагалось в средние века село Подъелки. Его так назвали из-за множества елей, которые росли поблизости.

На территории имения Покровское-Стрешнево, находящегося в СЗАО одноименного района Москвы, располагалось в средние века село Подъелки. Его так назвали из-за множества елей, которые росли поблизости. Землей в XIV веке стал владеть боярин Родион Несторович. Потом ее приобрел дьяк Е. И. Благово.

Примерно в 1620 г. была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы дьяком М. Ф. Даниловым.

В 1664 г. эту территорию купил Р. М. Стрешнев. Его прародители не относились к знати, но в 1626 г. Евдокия Лукьяновна Стрешнева вышла замуж за царя Михаила Федоровича Романова. У пары родилось 10 детей, один из них - будущий царь Алексей Михайлович Романов.

На территории имения Покровское-Стрешнево, находящегося в СЗАО одноименного района Москвы, располагалось в средние века село Подъелки. Его так назвали из-за множества елей, которые росли поблизости.-2

В Калужской области в Мещовском районе в селе Искра имеется памятник царицы.

В 1771 г. усадьбой стал владеть Павел Иванович Стрешнев. Его жена постоянно рожала слабеньких деток, которые умирали в возрасте до 1 года. Чтобы почтить память умерших младенцев, он в 1750 г. приказал перестроить разрушающуюся церковь Покрова Пресвятой Богородицы, ей придали стиль барокко. К церкви была пристроена трапезная. А в 1766 г. здесь же возвели каменный дом в стиле барокко.

Дочь Павла Ивановича, которая выжила, стали называть Елизаветой Петровной Стрешневой. Годы ее жизни 1751 – 1837. (Смотрите статью, где описана ее взрослая жизнь, "Елизавета Петровна Стрешнева, Карамзин, Николай Врангель и усадьба Покровское-Стрешнево".

В детстве она была довольно капризным ребенком, а отец ее любил и всячески потакал ее капризам. Так, князь Щербатов, который был ее родным дядей, подарил ей куклу. Она девочке очень полюбилась. Елизавета стала звать ее Катериной Ивановной. Она требовала, когда ей не хотелось ездить самой, чтобы Катерину Ивановну помещали в парадную карету. Туда же сажали карлицу. Карета выезжала с куклой, карлицей и 4 гусарами на лошадях, с 2 гайдуками. Впереди кареты бежал скороход, он нес герб семьи Стрешневых из серебра. А простые крестьяне должны были кланяться карлице и кукле.

На территории имения Покровское-Стрешнево, находящегося в СЗАО одноименного района Москвы, располагалось в средние века село Подъелки. Его так назвали из-за множества елей, которые росли поблизости.-3

О жизни княгини Евгении Шаховской-Стрешневой я написала здесь:

Елизавета Петровна Стрешнева, Карамзин, Николай Врангель и усадьба Покровское-Стрешнево.

А вообще-то о Елизавете Петровне Стрешневой написала книгу ее потомок княгиня Евгения Шаховская-Стрешнева (годы жизни княгини Шаховской-Стрешневой 1842-1924).

Книга издана на французском языке в 1898 году в книжном магазине Х. Удин. Называется она «Mon ai'eule», что в переводе с французского значит «Мои предки».

Вот как описана Елизавета Петровна Стрешнева в книге :

«Первая глава книги.

Ее нельзя было назвать красивой, но она была неотразимо соблазнительна, эта женщина из другой эпохи, умершая почти сто лет назад. Она была прекрасной, белокожей и розовой, с тонкими чертами лица - на портрете Лампи она изображена во всем великолепии своей юности, но престижный художник Екатерины II мог лишь указать на ее самое привлекательное очарование: у нее были чудесные волосы бесподобного светлого цвета, спадавшие до самых ног густым, шелковистым, волнистым ковром. Эта копна золотистых волос на макушке была такой тяжелой, что вызывала у нее мигрень.

Она вошла в жизнь как завоевательница и богиня. Перед ней ее отец, богатый, склонился в вечном обожании, она была единственной выжившей из семьи, состоявшей из девяти детей, чьи смерти, следовавшие одна за другой, стоили отцу потери любимой жены. Мать пережила свое горе, но силы жить покинули ее, и, несмотря на мольбы мужа в отчаянии она удалилась в монастырь, как в скорую могилу, оставив дом, из которого бежала, оставив вместо старых образов прошлого портрет монахини, подписанный ее новым именем - Пиора. Никто из ее семьи никогда больше не видел ее, и над всеми этими руинами и запустением возвышалась маленькая, порывистая и живая фигурка Элизабет, последнее оставшееся наследие прославленного имени. Все, кто зависел от ее отца, наместника - высокопоставленные чиновники, адъютанты, бесчисленные слуги стояли на коленях перед хрупким идолом, которого он боялся увидеть исчезающим, унесенным, как и ее братья, таинственным злом.

Самые безумные фантазии приходили в голову ребенка, опьяненного ласками и лестью.

Однажды, в возрасте восьми лет, она захотела председательствовать на официальном банкете; в другой раз она заставила отца вывести золоченую карету с эскортом гайдуков, чтобы проводить свою куклу по городу.

- Я хотела, чтобы все почести были возданы ей, потому что это была моя кукла, сказала она.»

Елизавета Стрешнева вышла замуж за Ф. И. Глебова после кончины отца, поэтому в 1803 г. их супружескую пару стали называть Глебовыми-Стрешневыми.

Ее потомок - княгиня Шаховская-Глебова-Стрешнева - смотрите статью "Княгиня Евгения Федоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева, ее осыпающийся дом Покровское-Стрешнево в Москве".

Княгиня в 1910 году перестроила дом. Над кровлей рабочие соорудили 4 башни, после этого дом приобрел вид средневекового замка. Она повелела переделать вестибюль, сделать лестницу из беловатого каррарского мрамора (считается одним из наиболее дорогих сортов мрамора). К нему были пристроены оранжереи.

В доме имелась большая коллекция портретов членов семьи (примерно 130 штук). Она была передана в фонды Государственного Исторического музея в Москве. По постановлению Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года №624 усадьба признана объектом культурного наследия федерального значения.

При СССР и приблизительно до 1995 г. усадьба принадлежала компании "Аэрофлот".

Примерно с 1980 до 1990 годов проводились исследования о возможности реставрации, но все это затягивалось. Дом и оранжереи несколько раз горели, например в 1992 г. горел дом.

В 1995 г. усадьба перешла во владение ЗАО "СтройАрсенала".

До 2018 г. финансирование реставрации не было предусмотрено, а "воз и ныне там" к 2022 году, то есть дом до сих пор не отреставрирован. Говорят, что в доме сохранилась лестница из каррарского мрамора, 4 статуи тритонов с переплетающимися хвостиками вместо ног. Но увидеть это нельзя, так как в дом не пускают.

Усадьба занесена в Красную Книгу Архнадзора.

Николай Карамзин писал в имении книгу «История Государства Российского».

О Стрешневых писал барон Николай Врангель в книге «Старые усадьбы: Очерки истории русской дворянской культуры», а также сыщик Кошко в документальной книге «Очерки уголовного мира царской России».

Еще о Стрешневых писал Наумов О. Н. в своей книге "Стрешневы - Материалы к родословию"

#туризм

#покровское-стрешнево #москва

#царь 

#царица 

#достопримечательности

#прогулки по москве

Другие публикации канала

Елизавета Петровна Стрешнева, Карамзин, Николай Врангель и усадьба Покровское-Стрешнево

Княгиня Евгения Федоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева, ее осыпающийся дом Покровское-Стрешнево в Москве

Сравнение жизни королевы из романа А. Дюма "Королева Марго" с реальным прототипом

Если вам понравилось написанное, то, ставьте лайк и подписывайтесь.