Найти тему
Современный марксизм

Язычество, христианство, эра науки

Язычество было религией Римской империи. Это религия родоплеменного общества, основанного на демократии, которая предполагает равенство потребления абсолютного, как это было в Спарте по законам царя Ликурга (800-730 гг. до н.э.), либо относительного, как это было в Афинах по законам Солона (638-560 гг. до н.э.), ограничившего богатство земельным максимумом.

Наибольшего развития племенное государство достигло в Римской империи, которая объединила весь цивилизованный мир древности.

На смену Римской империи пришло феодальное государство, в основе которого лежала семья. Факт распада племен на семьи, как основы перехода от племенного государства к классовому, историческая наука даже не заметила. Распад Римской империи объясняется внешними факторами – вторжением варваров.

Ввиду распада племен на семьи, должна была отмереть племенная религия – язычество (многобожие), ему на смену шло единобожие – христианство. На смену родоплеменной демократии шло единовластие монархии, контроль общества над размерами богатства правящего класса был утрачен. Вот христианство и учит жить бедного рядом с богатым, проповедуя: «не возжелай ничего, что у ближнего твоего» (Десять заповедей). Значит, христианство – религия классового общества.

Если язычество появилось как средство задобрить силы природы, превосходящие силы человека, то единобожество появилось в результате познания сил природы. Натурфилософы разделили вещи на форму и вещество, оказалось, что вещества определяют свойства вещей и их гораздо меньше, чем самих вещей.

Дальнейшее познание материи возможно было только логическое, так как микроскопов не было и проникнуть внутрь вещества было невозможно.

Наблюдая превращение веществ, а также следуя тенденции сокращения сущностей (веществ), философы пришли к выводу о существовании первовещества, сгущение и разряжение которого образует все разнообразие веществ. Сегодня мы узнали, что таковым является энергия. Но первовещество не могло возникнуть из ничего, так как такого в окружающей природе не наблюдалось, поэтому логически появился бог, который создал саму природу. Так Фалес милетский (637/624 – 547/558 гг. до н.э.) утверждал, что «Древнее всего сущего — Бог, ибо он не рожден» (Википедия), а все языческие боги растворились в свойствах природы.

Но вот в языческой Греции появляется Сократ (469-399 гг. до н.э.), который проповедует населению научные представления, добытые философами, что бог солнце является камнем, а бог луна состоит из земли. Он приложил философские методы к исследованию нравственных понятий добра и зла. Вместо благодарности, народ осудил его на смерть за то, что он не почитает «богов, которых признает город (Афины)» («Апология Сократа», Платон). Подвиг Сократа и его беда состояли в том, что он нес мудрость массам, «обращаясь к каждому частным образом» (Платон, там же).

Можно сделать вывод, научную основу единобожия заложили греческие философы, начиная с Фалеса за 600 лет до рождения Христа. Первым пал за критику язычества Сократ в 399 г. до н.э.

Итак, история цивилизации содержит два крупных этапа, один прошел под знаком язычества, другой – под знаком христианства. Это значит, что основу человечества составляли темные массы, руководимые верой, которая была, порой, враждебна науке. Наука культивировалась только в тонкой прослойке правящего класса.

В период язычества, не имея научных инструментов, философия развила методы логического постижения природы за пределами восприятий. Главным достижением философии можно признать закон основания, описанный Гегелем, его можно выразить так: всякое нечто имеет свое основание в предшествующем, когда основание меняется на противоположное, нечто становится другим. Для Христианства – таким основанием была философия эпохи язычества.

В период христианства на этапе капитализма также возникло основание для будущей эпохи. Это высокое развитие науки и техники, которые способны освободить все человечество от физического труда для изучения наук, созданы такие инструменты исследования, которые позволят познать все тайны природы, и обратить их на благо человечеству. За христианством начинается бесконечная эра науки.

Эта эра находится совсем рядом - за пределами классового устройства человечества, которое сохраняется в силу непросвещенности населения планеты. Эта непросвещенность касается теории общественных формаций, которая предсказывает, что достаточно ликвидировать зарплатное неравенство, как в свое время поступили Ликург и Солон, устранив неравенство земельных наделов, чтобы эра науки наступила.