Ахтырка. Ампирный триумф князей Трубецких

Образы «имперского стиля» - ампира нашли воплощение в разных видах искусства: скульптуре, живописи, фарфоре, архитектуре. Произведения, проникнутые духом великой эпохи, ярко раскрывают вкусы и эстетические идеалы первой трети XIX века.

В русской архитектуре одним из совершенных образцов усадебного ампира признана церковь в Ахтырке близ подмосковного города Хотьково. Бело-алый храм – единственное строение, уцелевшее от великолепного дворцового ансамбля.

Храм во имя иконы Ахтырской Божией Матери, 1821-1825 гг.
Храм во имя иконы Ахтырской Божией Матери, 1821-1825 гг.

В течение XVII-XVIII веков дворянская вотчина на реке Воре сменила нескольких именитых владельцев. В 1734 году имение было продано известным историком Василием Татищевым князю Ивану Юрьевичу Трубецкому. К тому времени он, потомок литовского рода Гедеминовичей, решил прочно обосноваться в окрестностях русской Первопрестольной столицы.

Колокольня. 3-й ярус в виде ротонды когда-то перекликался с круглой колоннадой дворца
Колокольня. 3-й ярус в виде ротонды когда-то перекликался с круглой колоннадой дворца
Детали ампирного убранства колокольни: карниз с медальонами
Детали ампирного убранства колокольни: карниз с медальонами

Первый усадебный храм Трубецкие освятили во имя чудотворной иконы Ахтырской Богородицы, явленной в городе Ахтырке, что между Харьковом и Сумами. Скоро имя закрепилось за всей усадьбой. Так в подмосковной земле появилась своя Ахтырка.

Торжественные черты ампира: портик с дорическими колоннами
Торжественные черты ампира: портик с дорическими колоннами

Наследники рода приумножили семейное достояние. Внук князя-основателя, Иван Николаевич Трубецкой, в начале XIX века развернул в Ахтырке масштабное строительство. В делах живо участвовала его жена Наталья Сергеевна (урожденная княжна Мещерская), большая ценительница искусства.

Памятная колонна с надписью: «Княгине Наталии Сергеевне Трубецкой сооруженъ сыном ея князем Петром Ивановичем 1859 года августа 26 дня».
Памятная колонна с надписью: «Княгине Наталии Сергеевне Трубецкой сооруженъ сыном ея князем Петром Ивановичем 1859 года августа 26 дня».

Проект усадебного комплекса принадлежит зодчему Александру Сергеевичу Кутепову, ученику знаменитого Доменико Жилярди. Итальянский маэстро особенно прославился в России ампирными постройками. Ахтырка достойно продолжила ряд лучших творений его школы. В 1821-1825 гг. в имении Трубецких были возведены дворец с круглой полуротондой, новая каменная церковь, кухня и флигели. В обширном парке был устроен пруд с «Египетской» пристанью.

Ахтырка. Неизвестный художник, литография, 1830-е годы. https://bigenc.ru/fine_art/text/1842761
Ахтырка. Неизвестный художник, литография, 1830-е годы. https://bigenc.ru/fine_art/text/1842761

По складу характера Трубецкие избегали шумных увеселений, и более склонны были к утонченному возвышенному музицированию. В Ахтырском дворце регулярно проводились «музыкальные среды». В них принимали участие тогдашние знаменитости: братья Антон и Николай Рубинштейны, виртуоз-виолончелист Фитценгаген, всемирно известный скрипач Лауб и его ученик Гржимали … В 1867 г. имение посетил Петр Ильич Чайковский.

Часовня во имя Новомучеников и Исповедников Российских
Часовня во имя Новомучеников и Исповедников Российских
Приятно посидеть в тенистой беседке возле храма
Приятно посидеть в тенистой беседке возле храма

Да и сама ампирная усадьба в глазах современников представлялась подлинным апофеозом искусства. Многие считали её лучшей в Подмосковье. По воспоминаниям Д.С. Ганешина, «вид через пруд с правого берега реки на величественный усадебный дом-дворец … на изящную пристань и прекрасно разделанный парк был запоминающе красив».

Вид усадьбы Ахтырка, первая половина 19 в., бумага, акварель. Из собрания музея-заповедника «Абрамцево» https://pastvu.com/p/1240583
Вид усадьбы Ахтырка, первая половина 19 в., бумага, акварель. Из собрания музея-заповедника «Абрамцево» https://pastvu.com/p/1240583
Ампирный декор храма
Ампирный декор храма
Образы «имперского стиля» - ампира нашли воплощение в разных видах искусства: скульптуре, живописи, фарфоре, архитектуре.-11

Но проза жизни неумолимо вторгалась в ахтырскую идиллию. В 1879 г. князь Николай Петрович Трубецкой вынужден был срочно продать родовое гнездо. Деньги понадобились для вызволения из долговой ямы брата Ивана, в пух и прах проигравшегося в карты. Новым владельцем усадьбы стал мировой судья И.М. Матвеев. Его сын Сергей Иванович, ученый-ботаник, разбил в имении оранжереи, где круглый год выращивались цветы.

Баннеры с историей усадьбы Трубецких
Баннеры с историей усадьбы Трубецких

Но музы, к счастью, не покинули Ахтырку. Усадьба, наряду с соседним Абрамцевом, снискала себе славу русского Барбизона. На пленэрах здесь увлеченно работали столь разноплановые художники, как Аполлинарий Васнецов и Василий Кандинский.

А.М. Васнецов. Ахтырка. Акварель,1880 г. https://pravlife.org/bg/node/20262
А.М. Васнецов. Ахтырка. Акварель,1880 г. https://pravlife.org/bg/node/20262
Василий Кандинский "Ахтырка. Осень", 1901 г. https://www.wassilykandinsky.ru/work-403.php
Василий Кандинский "Ахтырка. Осень", 1901 г. https://www.wassilykandinsky.ru/work-403.php

В летний сезон 1880 г. дачу в Ахтырке снимал старший брат Аполлинария Васнецова - Виктор Михайлович Васнецов. Созданные им пейзажи с видами Ахтырского пруда легли в основу одного из самых поэтичных произведений русской живописи – картины «Алёнушка».

В.М. Васнецов, «Пруд в Ахтырке» (Алёнушкин пруд), 1880. Музей-заповедник «Абрамцево» https://www.stydiai.ru/gallery/encyclopedia-49/
В.М. Васнецов, «Пруд в Ахтырке» (Алёнушкин пруд), 1880. Музей-заповедник «Абрамцево» https://www.stydiai.ru/gallery/encyclopedia-49/
В.М. Васнецов. Алёнушка, 1881. Государственная Третьяковская галерея https://www.liveinternet.ru/users/lara_rimmer/post438242063
В.М. Васнецов. Алёнушка, 1881. Государственная Третьяковская галерея https://www.liveinternet.ru/users/lara_rimmer/post438242063

На заре Советской власти Ахтырку постигли тяжкие испытания. В 1922 году дотла сгорел дворец, были снесены флигели. Полному разорению подвергся храм. Новые хозяева разобрали на кирпичи лодочную пристань и спустили живописный пруд.

Плёс реки Вори на месте спущенного пруда
Плёс реки Вори на месте спущенного пруда

Сегодня территория усадьбы напрочь отрезана от реки Вори строчкой частных владений. Дворец стоял примерно там, где ныне за соснами расположились дачные участки.

Дачные участки в Ахтырке
Дачные участки в Ахтырке

Однако усадебная церковь почти полностью восстановлена. И поверьте, ампир здесь потрясающий: для взора зрелище незабываемое, и для души отрада.

Вид храма
Вид храма

Со слов настоятеля, уважаемого отца Бориса, всё чаще слетаются в Ахтырку разбросанные по миру потомки князей Трубецких – со слезами вступают в фамильный храм, припадают к образам, крестятся широко, по-русски …

Восстановленный интерьер храма. Слева от царских врат – список иконы Ахтырской Богородицы
Восстановленный интерьер храма. Слева от царских врат – список иконы Ахтырской Богородицы
Ахтырский пейзаж с церковью
Ахтырский пейзаж с церковью