1,2K подписчиков

Дон Джонсон – мегаваттная харизма

629 прочитали
У Дона Джонсона нет «Оскара» и его никогда не считали великим актером, но сегодня оглядывая его карьерный путь, легко прийти к выводу, что он один из самых значительных лицедеев своего поколения,...

У Дона Джонсона нет «Оскара» и его никогда не считали великим актером, но сегодня оглядывая его карьерный путь, легко прийти к выводу, что он один из самых значительных лицедеев своего поколения, сумевших с годами не только удержаться в кинобизнесе, но и оставить незапятнанной актерскую репутацию.

Путь Джонсона к славе не был усыпан розами. В 1970 году он дебютировал в бюджетной драме «Волшебный сад Стэнли Свитхарта» и последующие 14 лет играл на телевидении, в альтернативе и фильмах категории «Б», большая часть из которых благополучно канула в лету. Исключением стал фильм «Парень и его пес», постапокалиптика снятая по роману Харлана Эллисона в финале которой героя Джонсона подключают к автоматической машине, для выкачивания биологического материала.

 «Парень и его пес»
«Парень и его пес»

Этот странный и порой отталкивающий фильм со временем стал культовым, но на момент выхода не пользовался коммерческим успехом; за свою роль Дон получил нишевую премию «Сатурн»; в прессе же больше обсуждали литературную основу фильма, а не игру начинающего актера.

К тому моменту, когда в 1984 году Джонсон пришел на кастинг нового ТВ-Шоу NBC «Полиция Майами» ему было 34 года. За плечами: ни одного громкого хита и что более показательно – несколько провальных сериалов в которых у него были главные роли и которые были закрыты сразу после пилотной серии из-за низких оценок. В «Полицию Майами» планировалось вкладывать большие деньги, каждая серия стоила 1 млн 300 тысяч долларов, а разработкой художественной стороны шоу занимался Майкл Манн. По понятым причинам под такой амбициозный проект, продюсеры хотели получить актера повесомей, чем Дон. Они предложили главную роль Микки Рурку, Джеффу Бриджесу и Нику Нолти. И только после их отказов, согласились на кандидатуру Джонсона.

«Полиция Майами»
«Полиция Майами»

По воспоминаниям актера, съемочный процесс был напряженным. Шоу снимали в Майами, причем Манн, для создания уникального визуального стиля, требовал использовать в кадре только объекты пастельных оттенков. Джонсон играл идеалистичного полицейского «Санни» Крокетта, который вместе с напарником пытается остановить наркотраффик. Внешний вид главного героя тоже должен был соответствовать заданной палитре, поэтому актер появлялся в кадре в неизменных пиджаках от Армани и Версаче, ярких футболках.

Когда шоу вышло в эфир, этот стиль буквально перевернул моду 80-х: подростки стали подражать Дону, причем если он ходил в туфлях на босу ногу из-за жары, то они делали так даже в холодных регионах, пытаясь ценой простуды быть похожими на своего кумира. Девушки тоже не отставали. На съемках одной из сцен, которая проходила в Нью-Йорке, Джонсон увидел в воздухе что-то белое. Приглядевшись, он понял что это нижнее белье, которое разгоряченные офисные дамы бросали ему из окон небоскребов в знак признания.

«Полиция Майами» продолжалась пять сезонов и за это время Дон отказался от выгодных предложений в большом кино: главная роль в «Неприкасаемых»; главная роль в «Крепком орешке». Когда же актер нашел время чтобы сыграть в полнометражном голливудском кино, то выбрал проект Джона Франкенхаймера «Смертельный выстрел».

«Смертельный выстрел»
«Смертельный выстрел»

Сценарий фильма был написан бывшим полицейским и основан на реальном расследование. Герой Джонсона предпринимает детективную одиссею, отыскивая бандитов сначала в родном Лос-Анджелесе, а потом в провинциях юго-запада США. Легко заметить, что и актер и режиссер приложили усилия, чтобы дистанцировать Дона от его образа в «Полиции Майами». Если там действие происходило в богатом курортном городе, то здесь – на грязных улочках, а потом и в дремучих поселках и городках Оклахомы и Аризоны. Там герой был бабником, здесь после первой ночи Джонсону дают отворот. И конечно, одежда: «Санни» носил Версаче, а детектив из «Смертельного выстрела» отоваривается в секондхэнде. Плюс к тому, Фракенхаймер добавил сцену погони, в финале которой похмельный герой, не совладав с желудком, блюет подозреваемому в лицо. Ни до, ни после ничего подобного в кино не снимали.

«Смертельный выстрел» не выстрелил в прокате, и Дон вернулся в «Полицию «Майами». Закончив съемки в последнем пятом сезоне, актер окончательно развязался с сериалом и готовил два новых голливудских проекта: детектив «Горячее местечко» и боевик «Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо».

«Горячее местечко»
«Горячее местечко»

«Горячее местечко» режиссировал известный актер Деннис Хоппер. Это нуар про мужчину, который оказывается в городке, где вступает в отношения: платонические с девушкой; плотские – с женщиной. Мужчину играет Джонсон, девушку – Дженнифер Конноли, а женщину – Вирджиния Мэдсен. Как правило, в основе нуар историй лежит императив: «все беды – от женщин», этот фильм не был исключением и герой Дона попадал впросак. Впоследствии, Хоппер говорил, что Джонсон, находившийся на гребне славы, прилетал на съемочную площадку на вертолете; его сопровождали пресс-атташе, парикмахер, гример и костюмер. Кроме того, по словам Хоппера, Дон поставил невежливое по отношению к нему условие – если рецензии на фильм будут отрицательными, он не станет его продвигать. Актер впоследствии отрицал эти требования и объяснял нежелание заниматься маркетингом, тем что был занят на съемках боевика «Харлей Дэвидсон и Ковбой Мальборо».

«Харлей Дэвидсон» был главным проектом Дона с которым он собирался пробиться в Голливуд. Для постановки фильма он привез из Австралии режиссера Саймона Уинсера и за три миллиона долларов уговорил Микки Рурка составить с ним экранный дуэт. Благодаря «Безумному Максу» австралийские боевики были тогда в тренде, ну а Рурк просто был отличным актером. Как писал критик Феликс Зилич: «Саймон Уинсер был одним из самых известных австралийских режиссеров, годом ранее он снял удачный вестерн «Куигли в Австралии», поэтому Дон Джонсон был уверен, что такой человек сможет сделать из них с Микки Рурком новых Безумного Макса и Крокодила Данди. Но только американских».

«Харлей Дэвидсон и Ковбой Мальборо»
«Харлей Дэвидсон и Ковбой Мальборо»

Надеждам Джонсона, однако, не суждено было сбыться. Если «Горячее местечко» и «Смертельный выстрел» прошли почти незамеченными, то «Харлей Дэвидсон» будучи летним блокбастером попал под град критики. В итоге фильм стоивший 23 млн долларов принес во внутреннем прокате мизерные семь. Джонсон снова вернулся в сериалы.

По словам актера, его следующий ТВ-проект «Нэш Бриджес», появился вследствие двух обстоятельств. У него были долговые обязательства перед каналом CBS и он хотел помочь своему соседу, другу, а также известному писателю Хантеру Томпсону, который сидел на мели. Как-то раз Дон предложил Хантеру сочинить вместе сценарий для нового сериала. Хантер тут же соорудил историю про двух детективов, которые помимо работы на государственной службе, активно шабашат на стороне.

Сериал стартовал в 1996 году и довольно быстро стал набирать популярность. Критики стали сравнивать его с «Полицией Майами» и, действительно, параллелей нашлось немало. Снова это был проект с громадным производственным бюджетом, правда на этот раз уже два миллиона долларов за эпизод, местом действия был выбран культовый американский город, Сан-Франциско, а герой Дона был полицейским, который ловил преступников, разъезжая по городу в винтажной машине и щеголяя в экстравагантной одежде.

«Нэш Бриджес»
«Нэш Бриджес»

Впрочем, были и расхождения: задать модные тренды не получилось, поскольку хоть пиджаки героя и были яркими, но довольно нелепо смотрелись со столь же пестрыми жилетками, а само шоу хоть и было популярным, но в отличие от «Полиции Майами» не оказало влияния на кинематограф и культуру 90-х. Впрочем, кое в чем, возможно, «Нэш Бриджес» оказался чуть лучше. Например, многие зрители утверждают, что дуэт Джонсона с комиком Чичем Марином, сыгравшим его напарника, отличался большей химией, чем аналогичный тандем актера с Филипом Майклом Томасом в «Полиции Майами».

После окончания «Нэша Бриджеса» Дону стукнуло 50, и его карьера стала буксовать. Как вспоминал актер, ему присылали сценарии комедий и мелодрам, где ему отводилась какая-нибудь небольшая роль папаши. Иногда он соглашался, но в основном отсиживался в тени, не желая становится «свадебным генералом» и играть в мусоре.

«Баки Ларсон: Рождённый быть звездой»
«Баки Ларсон: Рождённый быть звездой»

Ветер перемен подул в 2010 году, когда на связь с актером вышел режиссер Роберт Родригес. В середине 90-х Дон дал начинающему постановщику работу в сериале «Нэш Бриджес» и теперь Родригес, успевший сделать себе имя, был полон решимости отплатить своему благодетелю той же монетой. Он предложил актеру роль лидера банды линчевателей в своем грайндхаус-боевике «Мачете». Это был невыдающийся фильм, но он собрал известных актеров и Дону должно было польстить, что Родригес противопоставил его главному злодею в исполнении Роберта Де Ниро. Далее, «Мачете» увидел Квентин Тарантино и предложил актеру, которого он всегда считал «крутым» и «недооцененным», роль в фильме «Джанго Освобожденный». Картина стала суперхитом проката, а мировой зритель снова вспомнил о Джонсоне – он предстал в образе плантатора-расиста и что характерно снова запомнился не только отличной игрой, но и костюмом пастельных тонов.

«Джанго Освобожденный»
«Джанго Освобожденный»

После «Джанго Освобожденного» с Доном стало происходить то же, что со многими актерами, сыгравшими в фильме Тарантино – его снова стали звать в хорошее кино.

В 2014 году он получил сценарий под названием «Холод в июле». Картина относилась к модному в десятые годы поветрию триллеров про американское захолустье. В тот период много первоклассных актеров – Мэттью Макконехи, Николас Кейдж, Сэм Рокуэлл – исполнили роли жителей глубинок, втянутых в криминал. Пришло время и Джонсона. Он вернул сценарий, попросив внести несколько изменений в образ своего героя, частного детектива, а потом во сне увидел, как в точности будет выглядеть персонаж – у него будет ковбойский прикид и – кто бы ожидал другого? – стильный кабриолет с надписью «красная стерва». «Холод в июле» снискал успех на фестивалях и получил немало положительных отзывов. Несмотря на то, что Дон делил экранное время с Майклом Си Холлом и Сэмом Шепардом, именно его игра заслужила больше всего похвал критиков: «Персонаж Джонсона, Джим Боб Люк, появляется только в третьей части фильма, но когда это происходит, никто не может игнорировать его мегаваттную харизму» – написал обозреватель Алистер Харкнесс.

«Холод в июле»
«Холод в июле»

Далее последовала роль в еще одном нашумевшем фестивальном фильме – «Драка в блоке 99». Режиссер картины, Крэйг Залер успешно дебютировал с фильмом «Костяной томагавк». Получив от продюсеров чуть больше финансовой и творческой свободы, он стал подбирать актеров для нового проекта и Джонсон, кумир его юности, был первым кандидатом на роль начальника тюрьмы, в которую привозят главного героя и где разворачивается основное действие. Как в случае с «Холодом в июле», актер снова положился на воображение и, читая сценарий, вдруг понял, что его у героя-начальника тюрьмы, – методичного по складу мышления, – должны быть аккуратные усики и сигариллы.

«Драка в блоке 99»
«Драка в блоке 99»

В этом демоническом виде Джонсон и предстал на экране; что касается его реплик, то Залер, не только режиссер, но и популярный писатель, подарил актеру одну из самых запоминающихся фраз: «Заключенные дорого обходятся и мы очень рады помочь государству сэкономить бюджет, потратив немного дешевого свинца».

Неожиданно, разменявший седьмой десяток актер обнаружил, что перед ним сами стали открываться двери в которые он когда-то безуспешно стучался. Теперь Дона желали видеть и крупные ТВ-компании, приглашая его на ведущие роли в дорогостоящие проекты, вроде «Хранителей» и крупные киностудии, которые звали его в голливудские фильмы вроде «Достать ножи».

Последний фильм, особенно понравился Джонсону. Он прочитал сценарий и тут же ухватился за него, поскольку история была с одной стороны старомодной, так как не содержала излишков крови и насилия, а с другой – современной, так как мимоходом затрагивала актуальные проблемы, связанные с мигрантами. Но в первую очередь, это, конечно, был захватывающий детектив. Актер переговорил с режиссером проекта Райаном Джонсоном и тот признался ему, что хорошо знает его творчество и даже смотрел фильм «Захария», в котором Дону 22 года. Разве можно было отказать такому человеку? Актер отправился к месту съемок в Бостон, в раритетное поместье, где познакомился с коллегами по площадке, плеядой звезд от Криса Эванса до Кристофера Пламмера, от Анны Де Армас до Джейми Ли Кертис. Хотя фильм повествовал о семье, готовой перегрызть друг другу глотки за наследство, а сам Дон играл немолодого, но все еще неотразимого пройдоху, по другую сторону камеры, атмосфера была прямо противоположной – как говорит актер, они отлично проводили время, а кое-кто успел даже влюбится. Впрочем, кто и в кого – Джонсон так и не уточнил.

«Достать ножи»
«Достать ножи»

«Достать ножи» стал хитом проката и получил три номинации на премию «Золотой глобус», а также продолжение, которое уже находится в разработке. Получив заряд энергии и хорошего настроения, актер вернулся домой, где его ждал очередной контракт на съемки в сериале «Кенан», а также производство двухчасового ТВ-фильма о детективе Нэше Бриджесе 20 лет спустя. Согласно синопсису, Нэш предстанет на экране этаким динозавром, который не желает подстраиваться под современные реалии и изменять собственным ценностям. Фильм уже снят и Дон говорит, что если картина будет иметь успех, то планируется продолжение, и сериал перезапустят. Судя по тому, как стабильно теперь карьера Джонсона движется вверх, если все основания полагать, что так оно и будет.