Я не великий богослов и не исследователь продумавший всё православное учение. Но вопрос о бессмертии в православной литературе описан прямо.
Православная культура знала много упадков и подъёмов. Учения забывались и появлялись новые. Но у нас есть Отцы, что то у нас печатается, и можно посмотреть как православные это понимали.
Христианство не было религией, отрешённой от мира и направленной только на мир иной. Мир иной появился как попытка понять в прошлые века то небольшое количество подвижнической литературы, которая появлялась.
Как и каждая нормальная религия, христианство занималось проблемой бессмертия. Для единого сначала христианского мира, все эти представления были повсеместны.
И бессмертие рассматривалось с двух основных позиций. Бессмертие физическое после воскресения. И бессмертие физическое когда смерть не приходит к человеку вовсе.
Воскресение дожидались те люди, которые не смогли достичь бессмертия физического в наше время.
Я конечно не перечитал много Отцов. Но этот вопрос у них одинаков.
Прямое изложение этого учения, вы найдёте у Феодорита Кирского в толкованиях на апостола Павла. Возможно в других сочинениях он говорит на эту тему более подробно. Тут он рассказывает прямой смысл учения о бессмертии, не делая рассуждений, и явно имея в виду что каждый православный это учение знает.
Суть учения следующая. Каждый человек умирает исключительно за свои грехи. Если человек грехи поборол – он физически бессмертен.
Гуманисты сразу скажут как же так, умирают и добрые и не наделавшие грехов, но не всё так просто. Под этими грехами не имеется в виду нагадить в душу жене или украсть на работе. Имеются в виду греховные состояния, присущие даже младенцу. Хотя конечно у сознательного человека шансов побороться с ними больше. А час секиры над людьми не определяется умыслом Небес, а есть проявление нашей природы. Нас судит наше же тело чаще всего. И его состояниями мы не управляем.
Учение основано на словах Христа, о том что не каждый верующий вкусит смерти. Кстати возможно что такие люди есть – у православных не принято писать о своих достижениях в газетах и рассказывать друзьям.
Эти же слова Христа как и Феодорита святого, вы найдёте почти у всех подвижников и монахов. Только выражены они будут в учении о смертных грех.
В первые века христианства, шло много споров о том как в жизни выражаются смертные грехи и что с ними делать. И мнения по ним были разные.
Но было и единство. То что грехи смертные – понималось буквально. Никто не вкладывал в них метафорического смысла, как делается сейчас.
Да и Священное Писание все читали – есть грехи к смерти, есть грехи не к смерти. Смыла о том что речь идёт о смерти души при живом теле, никто не вкладывал.
Так что это исконное учение апостолов и Христа.
Смертных грехов восемь. Но они охватывают почти всю деятельность человека. И победить их – значит стать живым богом.
У борьбы с этими грехами нет другого смысла.
Блуд помогает деторождению, гнев решает проблемы, сребролюбие даёт возможности, гордость позволяет человеку холоднокровно решать сложные проблемы и дальше по списку.
Всё нормальные природные вещи. И бороться с ними нет ни малейшего разумного смысла – если вы не собрались обрести бессмертие, поменяв все принципы человеческой природы.
Очевидно что первые монахи боролись с ними и разрабатывали учения о них, именно с этой целью.
Трактовка современная о том что можно делать жизненные поступки страстно и бесстрастно – не имеет смысла. В те века психика была устроена по другому и рационально, обычный человек не разрывал свои желания на дозволенное и не дозволенное, и не сходил с ума от того что хочется недозволенного (современный смысл слова страстность).
Это учение не было отброшено в христианстве им самим. Это имело сугубо исторические причины. Вся бывшая римская империя подвергалась страшным разграблениям и катастрофам. Так что христиане пытались спасти из своего учения хоть что то. А что-то конечно забывалось в каждодневных проповедях.
На этом и закончим вопрос.