В нашем «Союзном государстве» Беларуси и России у каждого есть свои слабые и сильные стороны: где-то есть смысл взять пример с Беларуси, а где-то с России. Но крайне важно, чтобы слабые места и негативный опыт наших союзников не перетекли в Беларусь и сегодня об этом важно говорить и принимать соответствующие профилактические решения.
Мы видим, что Россия стала на опасную дорожку деградации населения, где корнем этого является низкокачественное образование. И прямо сейчас оно под прицелом.
Возвращение к наскальной живописи
Современная Россия является ярким примером уничтожения грамотности среди своего населения и тотальной потери советского интеллектуального наследия. Лакмусовой бумажкой состояния российской системы образования стал организованный ранее проверочный диктант по русскому языку, который проходил на факультете журналистики МГУ: он показал, что набранные первокурсники обладают критической безграмотностью.
82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в диктанте по 24-25 ошибок
Всю боль ситуации рассказала доцент кафедры стилистики русского языка Анастасия Николаева: «Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год. Обычно с ними не справляются 3-4 человека. Но результаты этого года оказались чудовищными. Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24-25 ошибок. Практически в каждом слове по 3-4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто невозможно».
Как говорится, приплыли россияне... По словам доцента, за 20 лет практики такого она никогда не видела.
Где зарыта собака отупения?
Удивительные вещи творятся в российском образовании: формально сильный набор студентов в реальности являются двоечниками. Как такое возможно? За это можно сказать спасибо российской системе тестирования ЕГЭ, которая открыла россиянам дорогу для безграмотности.
Со слов российских первокурсников, перед поступлением в ВУЗ, в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями — все время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки. Знакомо? То-то же. Белорусское централизованное тестирование (ЦТ) имеет аналогичный алгоритм, и нам есть над чем задуматься. Белорусскому государству нельзя допустить понижение уровня грамотности по примеру России. А создателей системы ЕГЭ в России, по моему скромному мнению, необходимо привести к ответственности за уничтожение умов молодых россиян.
К счастью, пока что белорусская система образования, начиная со школьной скамьи, в разы превосходит российскую. Конечно, определенные проблемы с этим есть и у нас, но осознание этого и взгляд по сторонам должен заставить нас выучить уроки наших соседей и не допустить подобного в Беларуси. Время для работы над ошибками еще есть, и к образованию мы должны подходить без российского формализма.
Таким образом Беларусь может стать интеллектуальным флагманом на всем постсоветском пространстве и выступить донором прогресса в будущем. Наша задача – не упустить молодежь и дать им достойные и современные знания. И если мы будем умнее других – то никогда не дадим обвести себя вокруг пальца. А где знания – там сила. Более того, судя по ситуации у соседей, Беларуси в будущем придется стать настоящим «мозговым центром» на всем евразийском пространстве.
Автор статьи: Евгений Козловский