«О, люди, знания приобретаются в результате стремления к ним» ( Ат-Табарани)
Благороднейшим из созданий Аллаха, достойнейшим из Его посланников и последним из Его пророков является Мухаммад бин ‘Абдуллах бин ‘Абд аль-Мутталиб бин Хашим бин ‘Абд Манаф бин Кусай бин Киляб бин Мурра бин Ка‘б бин Луай бин Галиб бин Фихр бин Малик бин ан-Надр бин Кинана бин Хузайма бин Мудрика бин Ильяс бин Мудар бин Низар бин Ма‘адд бин ‘Аднан.
По общему мнению, ‘Аднан являлся одним из потомков Исма‘ила бин Ибрахима, мир им обоим, однако сколько поколений отделяют ‘Аднана от Исма‘ила и как звали предков ‘Аднана, никому доподлинно не известно.
Мать Пророка (ﷺ) звали Амина бинт Вахб бин ‘Абд Манаф бин Зухра бин Киляб. Таким образом, по отцовской линии Киляб являлся предком Пророка (ﷺ) в шестом колене, а по материнской — в пятом.
Прозвище Киляб («собака») он получил из-за своего пристрастия к псовой охоте, на самом же деле его звали либо Хаким, либо `Урва.
Племя Пророка (ﷺ)
Племя Пророка (ﷺ) называлось курейш и занимало высокое положение среди прочих арабских племён, что же касается слова курейш, то таково было прозвище Фихра бин Малика или ан-Надра бин Кинаны.
Все известные деятели этого племени были знатными людьми или вождями, но даже среди них особняком стоял Кусай, настоящее имя которого — Зейд. Кусай стал первым попечителем и служителем Каабы среди курейшитов, а это значит, что он являлся хранителем её ключей и открывал Каабу, кому и когда хотел. Именно он привёл в Мекку и поселил там курейшитов, которые раньше жили в окрестностях города среди других племён. Наконец, именно он положил начало таким обычаям, как поение (сикая) и кормление (рифада) паломников во время совершения хаджа, когда специально для них готовили еду и сладкие напитки из фиников, мёда или винограда, наливая их в особые кожаные бурдюки.
К северу от Каабы Кусай построил дом, получивший название дар ан-надва («дом собраний») и служивший для курейшитов местом, где они проводили свои совещания. Этот дом, в котором заключались все браки и решались все важные дела, стал центром их общественной жизни, Кроме того, Кусай являлся военным руководителем и только он отдавал приказы о начале военных действий. Он получил известность как щедрый и разумный человек и пользовался большим авторитетом среди своих соплеменников.
Род Пророка(ﷺ)
Пророк (ﷺ) принадлежал к роду бани хашим («сыны Хашима»), названному так по имени его прадеда. Из числа почётных обязанностей Кусайя, Хашим унаследовал обязанности поения и кормления паломников. После его смерти право выполнения этих обязанностей по наследству перешло сначала к его брату аль-Мутталибу, а потом —к детям Хашима, которые и продолжали выполнять их ко времени возникновения ислама.
Хашим был наиболее влиятельным человеком среди своих современников. Он крошил хлеб, смешивал его с мясом, делал сарид [1] и кормил им людей, за что и получил прозвище Хашим («разбивающий»), настоящее же его имя — ‘Амр. Он положил начало обычаю снаряжать по два торговых каравана в год: один из них отправлялся зимой в Йемен, а другой летом уходил в Сирию.
Из сообщений о нём следует, что в своё время он отправился по торговым делам в Сирию, когда же добрался до Йасриба [2], то женился там на Сальме бинт ‘Амр из племени бану ‘ади бин ан-наджжар и провёл с ней некоторое время. Оставив жену беременной, Хашим продолжил свой путь в Сирию, но в Газе [3] умер, а Сальма родила в Йасрибе мальчика, которого назвала Шайбой из-за того, что волосы его покрывала седина (шайб). Ребёнок рос в Медине у своих тёток, а братья его отца, жившие в Мекке, ничего о нём не знали, и это продолжалось, пока ему не исполнилось семь или восемь лет. После этого о нём рассказали его дяде аль-Мутталибу, который приехал в Йасриб и отвёз мальчика в Мекку. Увидев ребёнка, люди решили, что это — раб (‘абд) аль-Мутталиба, и стали называть его ‘Абд аль-Мутталиб, а потом это прозвище так и осталось за ним.
‘Абд аль-Мутталиб превосходил красотой и ростом всех своих соплеменников и пользовался в Мекке исключительным уважением. Являясь вождём курейшитов, он был обязан снаряжать в путь мекканские торговые караваны. Кроме того, он был известен своим благородством и щедростью, за которую его даже прозвали Файяд («льющийся через край»). С его стола еду посылали не только неимущим, но даже зверям и птицам, и поэтому его называли также «кормильцем людей на равнине, а зверей и птиц — на вершинах гор». Он удостоился чести расчистить колодец Замзам [4], который был засыпан теми, кто жил в Мекке до курейшитов, когда прежние обитатели покидали город. ‘Абд аль-Мутталиб получил веление расчистить колодец вместе с указанием на его местоположение во сне.
При жизни ‘Абд аль-Мутталиба произошло известное событие, связанное со слоном, когда Абраха аль-Ашрам во главе шестидесятитысячной эфиопской армии, воины которой вели за собой нескольких слонов, двинулся из Йемена в Мекку с целью разрушения Каабы. Однако, когда он достиг вади Мухассир, расположенного между Муздалифой [5] и Миной [6], и уже приготовился к нападению, Аллах наслал на эфиопов огромные стаи птиц, которые забросали эфиопов кусками окаменевшей глины, превратив их в некое подобие «объеденных листьев» (105:5). Всё это произошло меньше чем за два месяца до рождения Пророка (ﷺ).
Отец Пророка (ﷺ) 'Абдуллах был лучшим и наиболее добродетельным из детей ‘Абд аль-Мутталиба и являлся его любимцем. Кроме того, он был предназначен в жертву. Дело в том, что, когда ‘Абд аль-Мутталиб расчищал Замзам и уже увидел его камни, он вступил в конфликт с курейшитами и дал обет, что если Аллах дарует ему десять сыновей, которые доживут до такого возраста, что смогут защищать его, то он, обязательно принесёт в жертву одного из них. После того как всё это, сбылось, он бросил среди них жребий, который пал на ‘Абдуллаха. Тогда ‘Абд аль-Мутталиб повёл его к Каабе, чтобы выполнить свой обет, но курейшиты, особенно его братья и братья его отца, стали отговаривать его от этого, и вместо своего сына он принёс в жертву сотню верблюдов.
Таким образом, Пророк (ﷺ) является потомком сразу двоих людей, которые предназначались в жертву, — Исма‘ила (а.с.) и ‘Абдуллаха. Можно сказать, также, что он является потомком тех двоих, за кого в жертву были принесены другие, поскольку вместо Исма‘ила был зарезан баран, а вместо ‘Абдуллаха — сотня верблюдов.
В жёны своему сыну ‘Абдаль-Мутталиб выбрал Амину бинт Вахб, которая была самой знатной из женщин племени курейш, поскольку её отец, Вахб, являлся старейшиной рода бану зухра. После помолвки ‘Абдуллах женился на ней в Мекке, и она забеременела Посланником Аллаха (ﷺ).
Через некоторое время ‘Абд аль-Мутталиб отправил ‘Абдуллаха по торговым делам либо в Медину, либо в Сирию. На обратном пути ‘Абдуллах умер и был похоронен, что, скорее всего, случилось ещё до появления на свет посланника Аллаха (ﷺ).
Примечания:
1 Сарид— название блюда, которое представляет собой нечто вроде похлёбки.
2 Йасриб — доисламское название Медины.
3 Газа — город на территории Палестины.
4 Замзам — священный источник, находящийся в пределах аль-Масджид аль-Харам, главной мечети ислама, в непосредственной близости от Каабы.
5 Муздалифа — долина между ‘Арафатом и Миной, именуемая также Джам, где паломники проводят всю ночь с 9 на 10 зу-ль-хиджжа или большую её часть. ‘Арафат — долина, расположенная примерно в двадцати километрах от Мекки и являющаяся местом проведения главного обряда хаджжа - стояния (вукуф). Место стояния находится перед невысокой горой, которая носит название Джабаль ар-Рахма, или же ‘Арафат.
6 Мина — долина, расположенная за пределами Мекки, где совершается один из обрядов хаджжа — побивание камнями идолов.