Найти тему

По стопам святого Сергия. Троице-Сергиева Лавра

Святыня эта в особых комментариях не нуждается. Когда приезжал сюда в последний раз, в ворота текла людская толпа – нескончаемая, разноязыкая.

Рядом говорили на незнакомом языке, возможно, венгерском. Казалось бы, что тут удивительного? Со всего мира едут в Лавру люди поглазеть на «Russian exotics». Но не оставляло чувство, что прежде слышал подобный говор из уст, истинно верующих.

Панорама Троице-Сергиевой Лавры
Панорама Троице-Сергиевой Лавры
У входа в Лавру
У входа в Лавру
Паломники возле Успенского собора, 1559-1585 гг.
Паломники возле Успенского собора, 1559-1585 гг.

Память просветлили святые угодники, изображенные на входной арке. В руках у них красовались свитки с письменами. Письмена … тут, наконец, вспомнил, где звучала похожая угорская речь. Было это в городе Сыктывкаре: в соборе Стефана Пермского. Ученик и сподвижник Сергия, он создал для зырянского народа свою письменность.

В тот день в соборе женщины народа коми, с красивыми – кровь с молоком - лицами осеняли себя крестным знамением, ставили свечки к образам, где вместе – Сергий Радонежский и Стефан Пермский.

По канону этих святых часто изображают рядом. К примеру, припомнился монументальный барельеф с фигурами Сергия и Стефана, украшавший храм Христа Спасителя в Москве.

Барон Петр Карлович Клодт. Сергий Радонежский (слева) и Стефан Пермский. Барельеф храма Христа Спасителя в Москве https://lera-komor.livejournal.com/1262435.html
Барон Петр Карлович Клодт. Сергий Радонежский (слева) и Стефан Пермский. Барельеф храма Христа Спасителя в Москве https://lera-komor.livejournal.com/1262435.html

Так Сергий через своих учеников нес свет просвещения и святой веры к самым дальним пределам Земли Русской, закладывая скрепы будущей великой державы. Неисчерпаемый кладезь духовности завещал он потомкам, заботясь, чтобы помнили родство, и в суете суть не проглядели.

С такими мыслями добрался, наконец, до Соборной площади. Здесь было чуть посвободнее. Лавируя между шумными китайскими группами, удалось сделать несколько снимков.

Группа китайских туристов
Группа китайских туристов
Церковь Сошествия Святого Духа, 1476 г.
Церковь Сошествия Святого Духа, 1476 г.

При виде многолюдья, кипящего возле лаврской колокольни, вспомнились пушкинские строки из «Бориса Годунова»:

Мне виделась Москва, что муравейник;

Внизу народ на площади кипел

И на меня указывал со смехом

Колокольня, 1740-1770 гг., архитектор Д.В. Ухтомский
Колокольня, 1740-1770 гг., архитектор Д.В. Ухтомский

Действительно, смешно было сетовать на мелкие неудобства пред ликом великих святынь. Ведь недаром по-русски говорится: «В тесноте, да не в обиде».

Юон Константин Федорович. «Купола и ласточки» (Троице-Сергиева Лавра), 1921 https://pbs.twimg.com/media/Ed_5_stWAAEghJm.jpg
Юон Константин Федорович. «Купола и ласточки» (Троице-Сергиева Лавра), 1921 https://pbs.twimg.com/media/Ed_5_stWAAEghJm.jpg

Смех-смехом, но внутрь Троицкого собора на сей раз попасть не удалось – ожидание заняло бы много часов. До закрытия точно бы не успел. Жаль, надеялся заново окунуться в атмосферу благодатного таинства: взглянуть на иконы, многие из которых приписывают кисти Андрея Рублева, предстать пред святая святых - мощами святого Сергия.

Троицкий собор, 1422 г.
Троицкий собор, 1422 г.

После бурного оживления, царящего внутри, хотелось побыть наедине со своими мыслями. Погода стояла хорошая, и ничто не мешало неспешно, шаг за шагом, обойти по периметру всю Лавру.

Вид Лавры со стороны Пафнутьева сада и общежития Духовной Академии
Вид Лавры со стороны Пафнутьева сада и общежития Духовной Академии
Церковь Введения Богородицы во Храм, 1547 г.
Церковь Введения Богородицы во Храм, 1547 г.
Церковь Параскевы Пятницы, 1547 г.
Церковь Параскевы Пятницы, 1547 г.

В итоге, сделал для себя вывод: в наш век туристского бума в Троицу лучше приезжать на буднях или рано утром – дабы обойтись без суеты. Но если к открытию не получится, тоже не беда – масштаб Лавры огромен, тут всегда найдется что посмотреть.

Часовня Пятницкого колодца (конец XVII - начало XVIII вв.)
Часовня Пятницкого колодца (конец XVII - начало XVIII вв.)
Памятник Сергию Радонежскому, скульптор Валентин Чухаркин, 2000 г.
Памятник Сергию Радонежскому, скульптор Валентин Чухаркин, 2000 г.

К памятным местам Сергия тянет вернуться, и в том его сила. Сейчас много пишут о «цивилизационных кодах», как о ядре и основе бытия. Святая Троица, будто портал времени, всегда подскажет вам коды верные.

Уголок Лавры с ц. Зосимы и Савватия (1635-1637), Каличьей башней (1758-1778 гг.) и ц. Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1745-1748)
Уголок Лавры с ц. Зосимы и Савватия (1635-1637), Каличьей башней (1758-1778 гг.) и ц. Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1745-1748)

P.S. Данная публикация является частью серии статей «По стопам святого Сергия». Вы можете найти их на нашем канале