Найти тему
Маленький мир

Недостачи, просрочка, жизнь без премий и неадекватные покупатели. Как я работала в магазине самообслуживания

Так случилось, что мне экстренно потребовалась работа. Ничего путнего, как назло, не подворачивалось, и я рискнула устроиться в магазин самообслуживания местной торговой сети.

Скажу сразу, меня отговаривали, как могли, утверждая, что магазин по уши погряз в недостачах, и продавцы премии там не видят годами. Но мне нужна была работа, и я таки рискнула.

К сожалению, фотографий той поры у меня не осталось, нашла более менее похожие наш магазин фотки в интернете. Источник: Яндекс Картинки
К сожалению, фотографий той поры у меня не осталось, нашла более менее похожие наш магазин фотки в интернете. Источник: Яндекс Картинки

Добрый день, друзья! Меня зовут Наталья, и вы читаете мой блог о жизни в маленьком уральском городке. И сегодня я начну свой рассказ о том, как работалось в местной торговой сети обычным продавцам.

Взяли меня сразу, так как ощущалась острая нехватка кадров. Пару дней я постажировалась, а потом вышла работать в смену. График 3/3, магазин открывался в 9:00, рабочий день начинался в 8:30 и заканчивался в 23:00. Меня поставили на молочный отдел, так называемую «горку», плюс за мной были полки с хлебом, корзины с яйцами и фрукты с овощами.

Источник: Яндекс Картинки
Источник: Яндекс Картинки

Работа не сложная: следить за сроками годности, вовремя выставлять ценники, перебирать фрукты-овощи и не допускать, чтобы хлеб и молоко заканчивались на полках торгового зала. Единственное, целый день на ногах быть, конечно, тяжело. Перерыв был дважды за смену, якобы по полчаса, по факту – минут по 15 (так как всем хотелось есть, а народу работало немало).

С просроками тогда тоже проблем не было – мы просто отправляли всё на возврат поставщикам.

Это был 2011 год. Экспансия федеральных торговых сетей в наш городок только ещё набирала обороты, а местные работодатели издеваться над продавцами ещё только учились. Нас было в смене 7 продавцов, включая старшего, фасовщик, уборщица, два грузчика, кладовщик, оператор и заведующая. По нынешним временам - роскошь! Сейчас захожу в магазины и с сочувствием смотрю, как на такой же торговый зал бегают 2-3 продавца и ни черта не успевают.

Продавцы в нашем магазине, когда они ничего не успевают. Источник: Яндекс Картинки
Продавцы в нашем магазине, когда они ничего не успевают. Источник: Яндекс Картинки

Если бы у нас тогда все ходили на работу исправно, то и работы было бы немного. Но коллектив собрался в основном из молодых девчонок, которые после вечеринок на смену выходили далеко не всегда и ещё чаще не вовремя. Заведующая ругалась, но никого не увольняла, потому как «за воротами» пресловутой очереди не было от слова «совсем».

Причиной нехватки кадров стали регулярные бешеные недостачи, следовательно, отсутствие премии. После очередной ревизии, которая показывала минус сотни тысяч, получали на руки примерно по 6 тыс. Откуда бралась недостача, я поняла сразу – тащили все и всё, оправдываясь тем, что на эти деньги, которые тут платят, не прожить.

Когда я спросила, не лучше ли отчитаться нормально, чтобы потом получить нормальную зарплату, мне поведали историю, что они так пробовали. Отчитывались друг перед другом за каждые 100 грамм колбасы, за каждую печеньку, а в результате минус полтора миллиона за 4 месяца. Поняв всю бесперспективность такого честного подхода, молча продолжили тащить, так как стало ясно, что недостача – результат работы вышестоящих.

К работе тоже относились спустя рукава. Если даже являлись в магазин, то только создавали видимость работы. Нередко можно было увидеть следующую картину: стоят посреди торгового зала 3-4 продавца и мирно беседуют, причём все с тележками (в основном пустыми), как бы идут на склад за товаром. Камер видеонаблюдений в этом магазине не было никогда.

Но чаще на работу попросту не выходили. Как-то и вовсе, придя на смену, я обнаружила, что из продавцов я буду работать в одиночестве. Тогда меня попросили сесть за кассу, так как никто, ни заведующая, ни оператор, ни тем более остальные сотрудники магазина кассу не знали, но честно вышли на отделы мне помогать. Даже сотрудники офиса приехали, чтобы помочь.

Холодильник "горка", если, кто не знает. Источник: Яндекс Картинки
Холодильник "горка", если, кто не знает. Источник: Яндекс Картинки

С тех пор меня перевели на кассу. Правда, сначала я повозмущалась, что за одну и ту же зарплату прямую финансовую ответственность нести не согласна, и мне повысили оклад на целую тысячу, а заодно и старшим продавцам на полторы. До тех пор все получали одинаково.

Самый главный плюс работы на кассе в то время был в том, что кассир занимался ТОЛЬКО прикассовой зоной, отпускал покупателей, при этом половина рабочего времени проходила в кресле. Это сейчас девчонки работают стоя, и им реально некогда выжидать, когда кто-то из покупателей соберётся расплатиться, так как надо делать работу в зале.

Тяжело было в час-пик, когда старший продавец должна была открыть вторую кассу мне в помощь, но никогда этого не делала. Напротив, вторая касса работала, когда в магазине не было никого.

Кроме того, кассир по умолчанию тот человек, на которого выливается всё недовольство покупателей. Не поменял ли кто-то в зале ценник, проглядел ли, что у товара вышел срок годности (и то, и другое было не редкость), не привезли ли мне размен, и я просто не знаю, чем сдавать людям сдачу, виновата всегда оставалась я. Регулярно меня пытались "уволить" всякие там "приятели" наших руководителей и просто сумасшедшие тётки. Морально выносить такой поток негатива очень тяжело.

После очередной ревизии, которая естественно была в минус100500 тыс., заведующая вплотную занялась вычислением тех, кто тащил. Начались проверки сумок, шкафчиков и верхней одежды, которые, как водится, ничего не дали.

Тогда пригласили компьютерщиков. Тут раскрылась страшная тайна, почему вторая касса работала, когда покупателей было мало. Старшему продавцу так удобнее было выводить деньги из неё. Делала она это посредством «сторно» (отмены позиции в чеке), или вовсе отменой чека. Предварительно она не закрывала чек, не отдавала его покупателю, а затем, пока никто не видит, изымала соответствующую сумму.

Разумеется, её убрали, а через месяц провели ревизию, и впервые в своей истории наш магазин отчитался лучше всех по сети. После долгих месяцев сидения на 6 тыс., мы наконец-то получили 16. В те годы для нашего городка это была очень хорошая зарплата. Отметили мы это дело прямо в магазине и всем коллективом под одобрительное согласие заведующей.

С этого момента в магазине более или менее всё наладилось. Ну как всё? Девчонки по-прежнему прогуливали работу и ни фига не делали, но отчитываться мы стали нормально. Тем не менее, вскоре я уволилась, так как меня пригласили в новый магазин и пообещали крутую зарплату. Когда, спустя несколько месяцев, я вернулась назад, наш магазин был уже не тот.

Но об этом я расскажу в следующем посте.

О том, как моя приятельница работала в "Светофоре", я рассказывала здесь.