С подругой мы видимся редко, живём очень далеко друг от друга. Поэтому каждая встреча на вес золота. Хочется вместе побродить, наговориться, вспомнить молодость. Однажды после отличной прогулки мы зашли в кондитерскую, обе сластёны.
В выходной день народа было много, пришлось подождать, пока освободится столик. Только уселись в предчувствии отдыха, как раздался голос: «Девочки, у вас свободно?» У столика стояла женщина, на вид лет 70. Явно очень и очень расстроенная. Место было, женщина присела и приступила к пирожным. На подносе их было несколько. Значит, точно расстроенная. Заедает неприятности сладким. Мы с подругой понимающе переглянулись – сами такие, и продолжили потихонечку разговаривать.
Наша соседка по столику неожиданно спросила, продолжая называть нас девочками:
– Девочки, извините, а у вас есть внуки?
– Да, – практически одновременно ответили мы.
– А дети не обижаются, что в выходной день вы не с внуками?
– Неееет, – удивились мы очень-очень.
– Моя дочка всегда обижалась, – женщина горько вздохнула, и мы поняли, что человеку хочется говорить, а нам придётся слушать.
Нужно отдать должное нашей новой знакомой, она извинилась, когда стала рассказывать: «Понимаете, девочки, на душе тяжело. Вы уж простите меня».
Коротко история такова. Когда родилась внучка, бабушка ещё работала и на пенсию не собиралась. Бабушка была огонь, хоть замуж отдавай. Замуж после развода, когда осталась с крошечной дочкой на руках, выходить больше не захотела. Какой же теперь-то замуж, если внучка? В общем, стала помогать единственной дочери в воспитании внучки. После работы – к ним. Чтобы погулять с ребёнком, помочь что-то приготовить. В выходные – к ним. Пусть дочка и зять отдохнут. Чуть подросла малышка, на выходные стала забирать её к себе – дети совсем не высыпаются. «А родители зятя? Они участвовали?» – спросили мы. Нет, они самопожертвование бабушки не одобряли. Считали, что помогать нужно лишь при форс-мажорных обстоятельствах. Всё остальное дети должны проходить сами. «Теперь я понимаю, что они были абсолютно правы», – смахнула слёзы наша собеседница.
Закончился декретный отпуск. Ребёнка в детский сад? Нет, нет и ещё раз нет – малышка будет болеть. Бабушке очень не хотелось уходить с работы. Пенсию начислили небольшую, да и силы поработать были. Но что делать, молодые большего сумеют достичь, им обязательно надо помогать. Карьера её девочки была важнее собственных планов. Тем более, та никогда и не сомневалась, что мать сделает так, как надо дочери. Она и просить-то не умела, только объявляла об очередном решении. Мать с раннего детства поставила её на незримый пьедестал, так всю жизнь и смотрела на неё снизу вверх.
Потом была школа внучки, круговерть кружков, студий, музыка, танцы, теннис. Почти 15 лет не знавшая усталости бабушка начала сдавать позиции – то к одному врачу запишется, то к другому. То вдруг попросит выходной. Внучка-то уже почти невеста, сопровождать больше на кружки не надо. Но по-прежнему надо приезжать на другой конец города покупать продукты, готовить еду. Выгуливать собаку. Делать уборку. Детям некогда, работают, внучка учится.
Такой разговор рано или поздно должен был состояться. Мама впервые за 15 лет сказала, что больше не может помогать, потому что очень устала. По-мо-гать??? Дочь расхохоталась. Мам, ты серьёзно? Да ты знаешь, как вообще люди детям помогают? Тебе и не снилось! Ты нам за всю жизнь копейкой не помогла, ещё сейчас и обижаешься?
Оглушённая обидой мать ушла, долго бродила по городу, плакала. Потом решила купить любимых пирожных, кофе и может быть, с кем-нибудь поговорить. А тут мы с подругой, со свободным местом за столом.
Больше мы никогда не виделись. Не знаю, что было дальше. Но не раз с подружкой мы вспоминали растерянную, с набегающими слезами женщину, и размышляли, как родительские ошибки, отречение от своего личного пространства, абсолютное погружение в чужие (пусть даже это и дети) проблемы дают такие горькие результаты. Во всём должна быть мера, в том числе и в служении близким. Чтобы не было … мучительно больно.
Вы встречались с подобным отношением к любящим мамам? Что скажете об этом? Как вы думаете, мать продолжает помогать дочери?