Найти в Дзене
Справочник кинопижона

Серджио Корбуччи - итальянский Спилберг и крестный отец спагетти-вестерна

Оглавление

В конце 50-х - первой половине 70-х в Италии произошел беспрецедентный кинобум. Суть явления заключалась в том, что на фоне общего кризиса массового кино на Аппенинском полуострове появилась индустрия, способная бросить вызов Голливуду. Не сказать, чтобы ситуация была совсем уникальной: во Франции 50-70-х, Японии 60-х и Гонконге 80-х тоже на подъеме было массовое жанровое кино. Но всё-таки Италия выделялась. В 60-е в этой стране удалось выстроить настоящую альтернативу Голливуду. Более того, в массовом порядке в Италию выписывались теряющие популярность голливудские актеры, чего во Франции, Японии или Гонконге не было (кроме единичных случаев).

Жанры, пользовавшиеся популярностью в итальянской киноиндустрии на первых порах были калькой с наиболее успешной голливудской продукции (пеплумы, военные боевики, вестерны). Такой индустрии естественно нужны были свои режиссеры, универсалы по типу голливудских: люди, умеющие снимать быстро развлекательное кино. Неореалисты и классики итальянской комедии для этой цели не очень годились, хотя на фоне общего экономического бума имели возможность снимать свое кино и на жизнь в общем-то не жаловались. Ставка была сделана на относительную молодежь. Благодаря этому в 60-х в итальянском кино зажглось немало звезд именно в режиссуре (Антонио Маргерити, Тонино Валерии, Марио Бава, Лучио Фульчи, Серджио Соллима, Энцо Кастеллари, Умберто Ленци, Джанфранко Паролини, много их).

Среди них выделялись двое: Леоне и Корбуччи. Оба Серджио. Если проводить параллели с Голливудом, то Леоне был Кубриком: снимал монументальные штучные ленты, повторить которые было практически невозможно. Корбуччи занял нишу, аналогичную нише Спилберга: популярного и коммерчески успешного режиссера, успешно работающего в самых популярных жанрах. Оба Серджио сделали себе имя, снимая спагетти-вестерны, но именно спагетти-вестерны были локомотивом киноиндустрии - самым массовым и коммерчески успешным жанром.

Режиссерская фильмография Серджио Корбуччи насчитывает 63 фильма, включая потерянные, а также ленты, в которых он был со-режиссером, снятые с 1951-го по 1988-й год. Из них я смотрел 21 и большей частью это спагетти-вестерны. Картина получается достаточно однобокой, но это лучшее, что я могу предложить.

О 21-м фильме Корбуччи кратко

Земля Миннесоты (Minnesota Clay), 1964

К 1964-му году Корбуччи поставил уже 20 фильмов, среди которых драмы, комедии, пеплумы и военное кино. Но именно в 1964-м он снял свой первый спагетти-вестерн, точнее сразу 2. Если говорить о "Земле Миннесоты", то это откровенно слабый фильм, в котором пока нет ничего своего, а только подражание далеко не лучшим голливудским вестернам.

Ни цента за голову Ринго (Massacro al Grande Canyon), 1964

-2

Еще один вестерн, о котором ничего хорошего сказать не получится при всем желании. Типовая и лишенная вдохновения работа. Со-режиссером фильма значится Альберт Бэнд - знаменитый продюсер фильмов категории "Б" и отец другого известного продюсера фильмов категории "Б" Чарльза Бэнда - но его участие ограничилось монтажом версии для американского проката.

Замок крови (Danza macabra), 1964

-3

Очень достойный готический хоррор с Барбарой Стил, хоть и значится в карьере Серджио Корбуччи, по факту он снял не более 10% фильма. Из-за конфликта съемочных графиков, Корбуччи который начинал "Замок крови", но нашел себе замену в лице Антонио Маргерити. Успех фильма полностью заслуга последнего.

Джанго (Django), 1966

-4

Гениальный спагетти-вестерн, показавший как подобные фильмы можно снимать быстро, жестко, стильно и относительно недорого. Повторить работы Леоне не мог никто, но взять за основу эстетику "Джанго" и на её основе наладить поточное производство могли многие. Без шуток, великий фильм. Тот случай, когда кино категории "Б" (а для 66-го года "Джанго" - это именно категория "Б") смогло перерасти время и место и уйти в вечность. До сих пор удивляет, как этот скромный спагетти-вестерн мог оказать такое мощное влияние на весь кинематограф.

Джонни Оро (Johnny Oro), 1966

-5

Успех "Джанго" не был случайностью, но фильмы такого масштаба даже Корбуччи в промышленных масштабах выдавать был не способен. Подтверждением стал вышедший спустя всего 4 месяца "Джонни Оро" - отличный спагетти-вестерн, снятый в схожей мрачной, грязноватой эстетике, но до "Джанго" катастрофически не дотягивающий.

-6

Третий вышедший в 1966-м вестерн кардинально отличается от первых двух. Он больше похож на голливудский ревизионистский вестерн 60-х, чем на типовой спагетти. Во-первых, в нем действуют индейцы, что для итальянских вестернов скорее исключение. Во-вторых, главную роль исполнил выписанный из США телеактер Берт Рейнольдс. Кстати, образ Рика Далтона в "Однажды в Голливуде" вдохновлен именно этим периодом карьеры Берта Рейнольдса. небольшой оффтоп, издательство Individuum анонсировало, что роман "Однажды в Голливуде", написанный лично Квентином Тарантино на основе собственного сценария, будет выпущен на русском в ноябре этого года. За перевод ответственны Сергей Карпов и Алексей Поляринов, ранее адаптировавшие для русскоязычной аудитории "Бесконечную шутку" Уоллеса и "Муравечество" Кауфмана. Оффтоп закончен.

Жестокие (I crudeli), 1967

-7

Еще один очень достойный, пусть далеко и не великий спагетти-вестерн. Масштаб постановки возрос, главную роль исполнил любимый актер Орсона уэллса Джозеф Коттен. В отличие от большинства коллег по цеху, которые в 1967-м уже активно переизобретали Дикий Запад, Корбуччи сохраняет определенную связь с реальной историей, а сценарий вполне подошел бы и для голливудского вестерна. В центре сюжета группа бывших солдат Конфедерации, превратившихся после поражения своей армии в банальных бандитов.

Великое молчание (Il grande silenzio), 1968

-8

Второй жанровый шедевр Корбуччи. Мрачный, тоскливый, пессимистический снежный вестерн, снятый по мотивам реальных событий. В штате Юта накануне нового века подавлено восстание, бывшие повстанцы скрываются в горах в условиях аномально суровой зимы. Они и готовы сдаться, тем более что обещана амнистия, но все выходы к цивилизации контролируются охотниками за головами, для которых выжившие представляют собой ценный ресурс. Если Леоне в "На несколько долларов больше" нарисовал положительный портрет баунти-хантеров, то Корбуччи снял полную антитезу, изобразив последних исключительными подонками. Но даже на общем фоне центральный антагонист в исполнении Клауса Кински выглядит особенно мерзостно. Один из самых запоминающихся кинозлодеев всех времен.

Наемник (Il mercenario), 1968

-9

Первый из трилогии "Сапата-вестернов" Корбуччи - отличный фильм. Умный, зрелищный и чертовски развлекательный. Франко Неро в роли польского наемника "обучает" мексиканских крестьян принципам партизанской на полях Мексиканской революции. Если бы не вышедшие 2 года спустя "Напарники" выглядел бы еще лучше.

Специалист (Gli specialisti), 1969

-10

Джонни Халлидей - уникальный актер, который умудрился с промежутком в 40 лет сняться сначала у Корбуччи, а затем у Джонни То. Можно сказать, стал связующим звеном двух крупнейших жаровых неголливудских киноиндустрий. "Специалиста" трудно отнести к числу лучших фильмов Корбуччи, но он не лишен своеобразного эксцентрического обаяния. Самый подчеркнуто нереалистичный из спагетти-вестернов режиссера.

Напарники (Vamos a matar, compañeros), 1970

-11

Если составлять список не лучших, но любимых фильмов "Напарники" точно войдут в топ-50, а может и в топ-20. Хотя перевод названия прямо скажем сомнительный. Оригинальное "Пойдем, товарищи, поубиваем" гораздо лучше отражает суть этого революционного анархомарксисткого вестерна. По сути, фильм развивает тему "Наемника", но он больше, лучше, зрелищней и забавней. К правительственным войскам, революционным бандитам и наемнику-иностранцу добавились революционеры-пацифисты, американские капиталисты и почти бондовский злодей в исполнении Джека Пэланса. Не могу не запостить здесь тему из фильма:

Сонни и Джед (La banda J. & S. - Cronaca criminale del Far West), 1972

-12

После великолепных "Напарников" в карьере Корбуччи наметился определенный спад. Это заметно уже по этому комедийному вестерну, представляющему собой вольную вариацию на тему "Бонни и Клайда" с Томасом Милианом и Сьюзан Джордж в главных ролях.

Какое отношение мы имеем к революции? (Che c'entriamo noi con la rivoluzione?), 1972

-13

Финал трилогии Корбуччи, посвященной мексиканской революции. Но с резким креном в комедию положений. В 70-е и 80-е режиссер становится коммерческим комедиографом. Витторио Гассман и Паоло Виладжио играют двух случайных людей, оказавшихся в пекле гражданской войны. Но на фоне предыдущих двух работ на тему фильм выглядит каким-то беззубым.

Белый, желтый, черный (Il bianco il giallo il nero), 1975

-14

Последний вестерн Корбуччи представляет собой довольно бестолковую и расистскую пародию на "Хорошего, плохого, злого". Томас Милиан - крутой актер, но здесь он изображает "японца" и делает это совсем уж мимо кассы.

Блеф (Bluff storia di truffe e di imbroglioni), 1976

-15

Если 66 год утвердил Корбуччи в качестве одного из главных режиссеров евровестерна, то в 1976 он заработал репутацию одного из главных режиссеров комедии по-итальянски. Первым из двух фильмов Корбуччи стала плутовская комедия "Блеф" с Энтони Куинном и Адриано Челентано.

Синьор Робинзон (Il signor Robinson, mostruosa storia d'amore e d'avventure), 1976

-16

Вариация на тему романа Даниэля Дефо с Паоло Виладжио в своем традиционном быдловато-мещанском амплуа. Юмор еще грубее, чем в "Блефе" плюс Корбуччи добавляет эксплуатационной фривольности в лице ставшей женщиной в фильме Пятницы.

Орел или Решка (Pari e dispari), 1978

-17

Экшн-комедия с Теренсом Хиллом и Бадом Спенсером. К концу 70-х Хилл и Спенсер превратились в настоящих Эббота и Костелло итальянской экшн-комедии, фактически создав внутри неё собственный поджанр. Даже удивительно, что Серджио Корбуччи впервые поработал с дуэтом только в 1978-м.

Неаполитанский детектив (Giallo napoletano), 1979

-18

Скромная и не совсем удачная пародия на фильмы джалло. Большой плюс заключается в актерском составе (Мастрояни, Мути, Пикколи), минус - Корбуччи никогда не снимал джалло и не очень хорошо понимает специфику жанра. В качестве комедийного детектива кино воспринимается лучше. Тот случай, когда русскоязычное название честнее оригинала.

Суперполицейский (Poliziotto superpiù), 1980

-19

Один из самых успешных сольных фильмов Теренса Хилла. Представляет собой очевидную пародию на вышедшего в 1978-м "Супермена". В некоторых аспектах заметно превосходит оригинал.

Кто находит друга, найдет и сокровище (Chi trova un amico trova un tesoro), 1981

-20

Не могу отнести себя к поклонникам тандема Хилла и Спенсера, слишком легковесный у них тип юмора, но химия в дуэте всегда была нешуточной. если не принимать в расчет дилогию "Троица", то лучшим фильмом творческого объединения назову это кино. Здесь лучшая постановка, лучший экшн, экзотические локации и недвусмысленные отсылки к классическому фильму Бурмана "Ад в Тихом Океане".

С глазу на глаз (A tu per tu), 1984

-21

Комедия положений по-итальянски с Паоло Виладжио. Характерный представитель итальянского массового кино 80-х, которое в это десятилетие снимал Корбуччи.