В конце 50-х - первой половине 70-х в Италии произошел беспрецедентный кинобум. Суть явления заключалась в том, что на фоне общего кризиса массового кино на Аппенинском полуострове появилась индустрия, способная бросить вызов Голливуду. Не сказать, чтобы ситуация была совсем уникальной: во Франции 50-70-х, Японии 60-х и Гонконге 80-х тоже на подъеме было массовое жанровое кино. Но всё-таки Италия выделялась. В 60-е в этой стране удалось выстроить настоящую альтернативу Голливуду. Более того, в массовом порядке в Италию выписывались теряющие популярность голливудские актеры, чего во Франции, Японии или Гонконге не было (кроме единичных случаев).
Жанры, пользовавшиеся популярностью в итальянской киноиндустрии на первых порах были калькой с наиболее успешной голливудской продукции (пеплумы, военные боевики, вестерны). Такой индустрии естественно нужны были свои режиссеры, универсалы по типу голливудских: люди, умеющие снимать быстро развлекательное кино. Неореалисты и классики итальянской комедии для этой цели не очень годились, хотя на фоне общего экономического бума имели возможность снимать свое кино и на жизнь в общем-то не жаловались. Ставка была сделана на относительную молодежь. Благодаря этому в 60-х в итальянском кино зажглось немало звезд именно в режиссуре (Антонио Маргерити, Тонино Валерии, Марио Бава, Лучио Фульчи, Серджио Соллима, Энцо Кастеллари, Умберто Ленци, Джанфранко Паролини, много их).
Среди них выделялись двое: Леоне и Корбуччи. Оба Серджио. Если проводить параллели с Голливудом, то Леоне был Кубриком: снимал монументальные штучные ленты, повторить которые было практически невозможно. Корбуччи занял нишу, аналогичную нише Спилберга: популярного и коммерчески успешного режиссера, успешно работающего в самых популярных жанрах. Оба Серджио сделали себе имя, снимая спагетти-вестерны, но именно спагетти-вестерны были локомотивом киноиндустрии - самым массовым и коммерчески успешным жанром.
Режиссерская фильмография Серджио Корбуччи насчитывает 63 фильма, включая потерянные, а также ленты, в которых он был со-режиссером, снятые с 1951-го по 1988-й год. Из них я смотрел 21 и большей частью это спагетти-вестерны. Картина получается достаточно однобокой, но это лучшее, что я могу предложить.
О 21-м фильме Корбуччи кратко
Земля Миннесоты (Minnesota Clay), 1964
К 1964-му году Корбуччи поставил уже 20 фильмов, среди которых драмы, комедии, пеплумы и военное кино. Но именно в 1964-м он снял свой первый спагетти-вестерн, точнее сразу 2. Если говорить о "Земле Миннесоты", то это откровенно слабый фильм, в котором пока нет ничего своего, а только подражание далеко не лучшим голливудским вестернам.
Ни цента за голову Ринго (Massacro al Grande Canyon), 1964
Еще один вестерн, о котором ничего хорошего сказать не получится при всем желании. Типовая и лишенная вдохновения работа. Со-режиссером фильма значится Альберт Бэнд - знаменитый продюсер фильмов категории "Б" и отец другого известного продюсера фильмов категории "Б" Чарльза Бэнда - но его участие ограничилось монтажом версии для американского проката.
Замок крови (Danza macabra), 1964
Очень достойный готический хоррор с Барбарой Стил, хоть и значится в карьере Серджио Корбуччи, по факту он снял не более 10% фильма. Из-за конфликта съемочных графиков, Корбуччи который начинал "Замок крови", но нашел себе замену в лице Антонио Маргерити. Успех фильма полностью заслуга последнего.
Джанго (Django), 1966
Гениальный спагетти-вестерн, показавший как подобные фильмы можно снимать быстро, жестко, стильно и относительно недорого. Повторить работы Леоне не мог никто, но взять за основу эстетику "Джанго" и на её основе наладить поточное производство могли многие. Без шуток, великий фильм. Тот случай, когда кино категории "Б" (а для 66-го года "Джанго" - это именно категория "Б") смогло перерасти время и место и уйти в вечность. До сих пор удивляет, как этот скромный спагетти-вестерн мог оказать такое мощное влияние на весь кинематограф.
Джонни Оро (Johnny Oro), 1966
Успех "Джанго" не был случайностью, но фильмы такого масштаба даже Корбуччи в промышленных масштабах выдавать был не способен. Подтверждением стал вышедший спустя всего 4 месяца "Джонни Оро" - отличный спагетти-вестерн, снятый в схожей мрачной, грязноватой эстетике, но до "Джанго" катастрофически не дотягивающий.
Навахо Джо (Navajo Joe), 1966
Третий вышедший в 1966-м вестерн кардинально отличается от первых двух. Он больше похож на голливудский ревизионистский вестерн 60-х, чем на типовой спагетти. Во-первых, в нем действуют индейцы, что для итальянских вестернов скорее исключение. Во-вторых, главную роль исполнил выписанный из США телеактер Берт Рейнольдс. Кстати, образ Рика Далтона в "Однажды в Голливуде" вдохновлен именно этим периодом карьеры Берта Рейнольдса. небольшой оффтоп, издательство Individuum анонсировало, что роман "Однажды в Голливуде", написанный лично Квентином Тарантино на основе собственного сценария, будет выпущен на русском в ноябре этого года. За перевод ответственны Сергей Карпов и Алексей Поляринов, ранее адаптировавшие для русскоязычной аудитории "Бесконечную шутку" Уоллеса и "Муравечество" Кауфмана. Оффтоп закончен.
Жестокие (I crudeli), 1967
Еще один очень достойный, пусть далеко и не великий спагетти-вестерн. Масштаб постановки возрос, главную роль исполнил любимый актер Орсона уэллса Джозеф Коттен. В отличие от большинства коллег по цеху, которые в 1967-м уже активно переизобретали Дикий Запад, Корбуччи сохраняет определенную связь с реальной историей, а сценарий вполне подошел бы и для голливудского вестерна. В центре сюжета группа бывших солдат Конфедерации, превратившихся после поражения своей армии в банальных бандитов.
Великое молчание (Il grande silenzio), 1968
Второй жанровый шедевр Корбуччи. Мрачный, тоскливый, пессимистический снежный вестерн, снятый по мотивам реальных событий. В штате Юта накануне нового века подавлено восстание, бывшие повстанцы скрываются в горах в условиях аномально суровой зимы. Они и готовы сдаться, тем более что обещана амнистия, но все выходы к цивилизации контролируются охотниками за головами, для которых выжившие представляют собой ценный ресурс. Если Леоне в "На несколько долларов больше" нарисовал положительный портрет баунти-хантеров, то Корбуччи снял полную антитезу, изобразив последних исключительными подонками. Но даже на общем фоне центральный антагонист в исполнении Клауса Кински выглядит особенно мерзостно. Один из самых запоминающихся кинозлодеев всех времен.
Наемник (Il mercenario), 1968
Первый из трилогии "Сапата-вестернов" Корбуччи - отличный фильм. Умный, зрелищный и чертовски развлекательный. Франко Неро в роли польского наемника "обучает" мексиканских крестьян принципам партизанской на полях Мексиканской революции. Если бы не вышедшие 2 года спустя "Напарники" выглядел бы еще лучше.
Специалист (Gli specialisti), 1969
Джонни Халлидей - уникальный актер, который умудрился с промежутком в 40 лет сняться сначала у Корбуччи, а затем у Джонни То. Можно сказать, стал связующим звеном двух крупнейших жаровых неголливудских киноиндустрий. "Специалиста" трудно отнести к числу лучших фильмов Корбуччи, но он не лишен своеобразного эксцентрического обаяния. Самый подчеркнуто нереалистичный из спагетти-вестернов режиссера.
Напарники (Vamos a matar, compañeros), 1970
Если составлять список не лучших, но любимых фильмов "Напарники" точно войдут в топ-50, а может и в топ-20. Хотя перевод названия прямо скажем сомнительный. Оригинальное "Пойдем, товарищи, поубиваем" гораздо лучше отражает суть этого революционного анархомарксисткого вестерна. По сути, фильм развивает тему "Наемника", но он больше, лучше, зрелищней и забавней. К правительственным войскам, революционным бандитам и наемнику-иностранцу добавились революционеры-пацифисты, американские капиталисты и почти бондовский злодей в исполнении Джека Пэланса. Не могу не запостить здесь тему из фильма:
Сонни и Джед (La banda J. & S. - Cronaca criminale del Far West), 1972
После великолепных "Напарников" в карьере Корбуччи наметился определенный спад. Это заметно уже по этому комедийному вестерну, представляющему собой вольную вариацию на тему "Бонни и Клайда" с Томасом Милианом и Сьюзан Джордж в главных ролях.
Какое отношение мы имеем к революции? (Che c'entriamo noi con la rivoluzione?), 1972
Финал трилогии Корбуччи, посвященной мексиканской революции. Но с резким креном в комедию положений. В 70-е и 80-е режиссер становится коммерческим комедиографом. Витторио Гассман и Паоло Виладжио играют двух случайных людей, оказавшихся в пекле гражданской войны. Но на фоне предыдущих двух работ на тему фильм выглядит каким-то беззубым.
Белый, желтый, черный (Il bianco il giallo il nero), 1975
Последний вестерн Корбуччи представляет собой довольно бестолковую и расистскую пародию на "Хорошего, плохого, злого". Томас Милиан - крутой актер, но здесь он изображает "японца" и делает это совсем уж мимо кассы.
Блеф (Bluff storia di truffe e di imbroglioni), 1976
Если 66 год утвердил Корбуччи в качестве одного из главных режиссеров евровестерна, то в 1976 он заработал репутацию одного из главных режиссеров комедии по-итальянски. Первым из двух фильмов Корбуччи стала плутовская комедия "Блеф" с Энтони Куинном и Адриано Челентано.
Синьор Робинзон (Il signor Robinson, mostruosa storia d'amore e d'avventure), 1976
Вариация на тему романа Даниэля Дефо с Паоло Виладжио в своем традиционном быдловато-мещанском амплуа. Юмор еще грубее, чем в "Блефе" плюс Корбуччи добавляет эксплуатационной фривольности в лице ставшей женщиной в фильме Пятницы.
Орел или Решка (Pari e dispari), 1978
Экшн-комедия с Теренсом Хиллом и Бадом Спенсером. К концу 70-х Хилл и Спенсер превратились в настоящих Эббота и Костелло итальянской экшн-комедии, фактически создав внутри неё собственный поджанр. Даже удивительно, что Серджио Корбуччи впервые поработал с дуэтом только в 1978-м.
Неаполитанский детектив (Giallo napoletano), 1979
Скромная и не совсем удачная пародия на фильмы джалло. Большой плюс заключается в актерском составе (Мастрояни, Мути, Пикколи), минус - Корбуччи никогда не снимал джалло и не очень хорошо понимает специфику жанра. В качестве комедийного детектива кино воспринимается лучше. Тот случай, когда русскоязычное название честнее оригинала.
Суперполицейский (Poliziotto superpiù), 1980
Один из самых успешных сольных фильмов Теренса Хилла. Представляет собой очевидную пародию на вышедшего в 1978-м "Супермена". В некоторых аспектах заметно превосходит оригинал.
Кто находит друга, найдет и сокровище (Chi trova un amico trova un tesoro), 1981
Не могу отнести себя к поклонникам тандема Хилла и Спенсера, слишком легковесный у них тип юмора, но химия в дуэте всегда была нешуточной. если не принимать в расчет дилогию "Троица", то лучшим фильмом творческого объединения назову это кино. Здесь лучшая постановка, лучший экшн, экзотические локации и недвусмысленные отсылки к классическому фильму Бурмана "Ад в Тихом Океане".
С глазу на глаз (A tu per tu), 1984
Комедия положений по-итальянски с Паоло Виладжио. Характерный представитель итальянского массового кино 80-х, которое в это десятилетие снимал Корбуччи.