Многие хотят петь, хотя не позволяют себе этого. А когда решаются, то наталкиваются на трудности. Что же это за трудности и как их побеждать? В этой статье про одну из частых преград на пути к красивому звучанию.
ХОЧУ ПЕТЬ КАК ЛЕПС!
У каждого из нас есть в коллекции масса образов ярких вокалистов. Уже более сотни лет можно включить радио и услышать лучшие голоса мира. Мы где-то понимаем, что это голоса одаренных недюжинным талантом людей, которые не просто родились со своим даром, но и прошли длинный путь освоения и совершенствования вокальных навыков. При этом очень часто первые шаги в пении это попытка имитировать любимого вокалиста. И вот кто-то пытается петь как Высоцкий, кто-то как Пугачева, кто-то как Лепс, кто-то как Меладзе.
Приведу пример. Брат мой отлично играл на гитаре лет с 13, а петь начал намного позже. Но когда начал, то ко всеобщему удивлению запел он голосом Александра Яковлевича Розенбаума. И это было ну совсем никак. Каждый, кому брат мой пел свои песни, испытывал некоторое замешательство - песни классные, понятные и свежие, и узнаваемые как песни брата, а голос - ну не его!
ИМИТАЦИЯ КАК ШАБЛОН
С одной стороны это естественно - имитировать звучание кажущееся "настоящим". С другой стороны, есть наглядный шаблон телевидения, где все допущенные до эфира поют кондовым "поставленным" голосом. Это либо выпускники специальных учебных заведений, где их научили "петь правильно" (читай ОДИНАКОВО), либо пародисты, чьё мастерство именно в умении копировать манеру яркого вокалиста. И это настолько крепко засело в сознании людей, что когда на Арбате музыкант поёт песню Сплин, то имитирует манеру Александра Васильева. А когда тот же музыкант поёт песню Кино, то имитирует Цоя.
Пару лет назад Григорий Лепс обьявил конкурс каверов песни "Рюмка водки на столе". Я тоже решил принять участие. И послушал много версий от конкурсантов. Почти все пытались максимально близко воспроизвести манеру Лепса. Что называется "снять" его исполнение, скопировать "ноль в ноль". Это представляется как демонстрация мастерства.
(Вот, кстати, моя версия "Рюмки водки" для этого конкурса)
ПОЧЕМУ ЭТО ПРОБЛЕМА?
А проблема это потому, что дар широкого диапазона дан далеко не каждому. Не каждый может охватить 5 октав как Мэрайя Кэри. Не каждый может взлетать так высоко как Николай Расторгуев и давать при этом уверенный низкий мужской тон. Не каждый может хрипеть как Высоцкий, не повреждая связки.
Попытки имитировать яркие вокальные выступления (а других по телевизору и на записях не бывает) очень легко могут привести либо к разочарованию в своих возможностях и отказе даже пробовать развивать свой голос, либо к реальным физиологическим нарушениям голосового аппарата.
СЕКРЕТ В ТОМ, ЧТОБЫ НЕ ИМИТИРОВАТЬ
Для того, чтобы петь красиво, начните с поиска своего Звучания, естественного Звучания вашего голоса, который НИКОГДА не будет лучше от попыток стать голосом чужим.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Если есть желание петь (а есть оно почти у каждого живого человека), то начинайте с самых простых мелодий и самого удобного диапазона.
Например, такую:
Это обычно узкий диапазон , в котором вы говорите. Найдите приятную тягучую мелодию и пойте ее медленно, обращая внимание на то, как тянутся ноты. Делайте это сначала на закрытом звуке - с закрытым ртом. Так Дыхание будет расходоваться гораздо меньше, а звучание будет более внутренним, что позволит сбалансировать вокальный аппарат.
Пойте так по 10-15 минут в день недели две, чтобы слегка развить своё Дыхание в сторону вокального. Желательно стараться дышать в живот - чтобы во время вдоха грудь и плечи оставались неподвижны, а живот расширялся.
Потихоньку потом можно перейти к открытому звуку, внимательно слушая своё звучание.
ЕСЛИ ВЫ ПИШЕТЕ ПЕСНИ И ХОТИТЕ ИХ ПЕТЬ
Особенно важно поразрабатывать СВОЙ ГОЛОС будет тем, кто сочиняет песни и хочет их петь лучше. Ведь авторские песни требуют авторской подачи.
С другой стороны, чем шире возможности вашего голоса, тем интереснее мелодически будут писаться песни. Многими авторами движет желание самовыражения и донесения своего послания слушателям. И автор почти всегда будет невольно учитывать возможности своего вокала. Так что, чем круче развит естественный СВОЙ голос, тем выше будет уровень и песен, и их исполнения.
КОМУ НУЖНА В ЭТОМ ПОМОЩЬ
На самом деле помощь в развитии вокала будет нужна почти каждому. И если раньше был вариант искать педагога по вокалу и выбирать из тех, кто есть в пределе досигаемости, то сегодня есть варианты освоения навыков пения онлайн с довольно большим выбором методик и школ.
Мы в школе раскрытия голоса "Радость Звучания" разработали систему "Вокальная гармония" для тех, кто ищет своё естественное звучание и хочет помочь своему голосу раскрыться в своей полноте и красоте в любом возрасте. Она даёт потрясающие результаты в формате онлайн-курса. Уже более 1000 учеников занимаются и результаты впечатляющие. Вот несколько отзывов в Ютубе по ссылке.
Чтобы познакомиться с нами и нашей методикой приходите на онлайн мастер-класс. Бесплатная регистрация на практическое онлайн-занятие тут: PENIE-ONLINE.RU