Найти тему
Дмитрий Цаплин

Адаптация собаки в семье. Часть I

Итак, щенок у Вас дома, с чего же начать?

Самый частый вопрос, который мне приходится слышать это: «С какого возраста нужно начинать заниматься с собакой?» Ответ очень прост- с самого первого дня её появления в доме. Более того, чем раньше начинается воспитание и дрессировка, тем легче она проходит, а некоторые моменты в поведении невозможно полностью исправить, если возраст в котором они формируются был упущен.

В первую очередь нужно понимать, что для малыша переезд в новый дом это колоссальный стресс. И постараться его минимизировать. Чаще всего счастливые новоиспеченные хозяева начинают таскать малыша по всему дому, пытаются совать ему игрушки и расстраиваются, почему ему это неинтересно. Сначала нужно дать щенку освоиться и осмотреться. Не нужно сразу пытаться сфокусировать все внимание собаки на себе.

Заранее нужно подготовить место для щенка. Оно должно быть тихим, спокойным, не на сквозняке и не на проходе. Место должно стать для собаки олицетворением ее логова, убежища, т.е. она должна чувствовать себя там комфортно и безопасно. К месту собаку нужно приучить тоже сразу. Малыш первые несколько дней может скулить и плакать, поэтому есть большое искушение взять его к себе в кровать. Но разрешать спать собой, если Вы не планируете делать так в дальнейшем, не стоит, потому что привыкнув сразу к кровати, он уже не захочет спать один. А отучение от Вашей постели станет для Вас и для него очередным стрессом.

Подходить к воспитанию нужно отталкиваясь от того, какое поведение вы бы хотели видеть у взрослой собаки.

Нормы поведения ограничиваются только здравым смыслом: должно быть комфортно Вам, комфортно собаке и не мешать окружающим. То есть если Вам хочется, Вы можете пускать собаку в постель, на кухню и так далее. Но то, чего вы бы не хотели видеть в поведении взрослой собаки не разрешайте и щенку.

Основное из недопустимого поведения это:

1)Нельзя прыгать на людей.

Практически все умиляются, когда вокруг них подпрыгивает неуклюжий малыш, а когда он уже будучи взрослым ротвейлером хочет поцеловать кого-то, то его ругают и боятся. А он не делает ничего плохого, он делает тоже самое.

2)Нельзя подкармливать собаку со стола.

Это вредно для ее же здоровья. Но если дать собаке кусочек хоть один раз отучить будет очень сложно. Постоянное попрошайничество гарантировано. Не угостить просящую собаку еще сложнее, поэтому если вы не обладаете железной силой воли, проще вообще не пускать собаку на кухню во время еды. Так и ей и Вам будет проще.

3)Нельзя поощрять абсолютно недопустимые и потенциально опасные виды игрового поведения.

Все щенки кусаются во время игры, для них это нормально. Наказывать и ругать их бессмысленно, но нужно объяснить, что для вас такая игра не подходит и предложить альтернативу (в виде игрушки и т.д.) Мои собаки прикусывают меня и я это им позволяю. Многие об этом знают. У нас такая игра. Но сможете ли вы контролировать такое развлечение?

4)Не нужно излишне «сюсюкать» и воспринимать собаку как ребенка.

Чрезмерное поощрение щенячьего поведения приводит к формированию психически нестабильного, социально беспомощного животного. Жесты приязни (облизывание, тыканье мордой и т.д.) в норме игнорируются старшими в иерархии.

С чего начать дрессировку?

Самое важное в работе — это контакт между собакой и человеком. Есть он есть и пес хочет сделать что угодно, лишь бы вместе с хозяином и чтобы порадовать его, тогда намного легче работать. А если контакта нет, щенку интересно, что угодно вокруг, кроме хозяина, он будет смотреть по сторонам, а на человека обращать внимание только ради получения выгоды, к примеру лакомства.

Для того чтобы этот контакт сформировать нужно играть и общаться с собакой и все самое интересное в жизни для нее должно быть связано с Вами.

Но игру и другие виды активности нужно начинать и прекращать с Вашей подачи (по Вашей инициативе), чтобы собака не манипулировала Вами выпрашивая внимание тогда, когда ей захочется, а воспринимала его как ценный ресурс: «Ура, хозяин обратил на меня внимание, куда-то зовёт, значит сейчас будет круто!!!»

Особое внимание стоит уделить налаживанию контакта щенка с маленькими детьми.

Нельзя разрешать им не только бить и мучить животное. Но и не оставлять в покое, не давать отдыха щенку тоже недопустимо. Следует помнить, что собака является социальным существом и по-своему воспринимает организацию нашей семьи. Она понимает, что дети это младшие члены стаи, а расшалившимся малышам старшие могут задать трепку. Так же может сделать и собака, если ребенок ей надоест. И это не агрессивное поведение, а «воспитание». Так повести себя может и очень лояльная к людям собака.

Нельзя не отметить важность согласованного подхода в воспитании. Здесь также нужно учитывать, что больше всего собака любит определённость и постоянство: «тут можно, тут нельзя». Все просто и понятно. Ни над чем не нужно ломать голову и ни к каким изменениям не подстраиваться. Поэтому постарайтесь создать для своей собаки максимально понятную и предсказуемую обстановку. Любое рассогласование в воспитании- стресс для щенка.

Если один член семьи не разрешает что-то, а остальные позволяют это вызывает у собаки недоумение. Когда при этом можно вычленить закономерности (хозяйка строгая, хозяин добрый), то собака сформирует две модели поведения и будет с выгодой для себя их использовать. Но и здесь собака видит стабильность и постоянство.

Гораздо хуже если в одном человеке собака встречает постоянно меняющееся поведение, тогда пес нервничает, так как никогда не знает как себя вести. Также питомец реагирует, когда ваше поведение не совпадает с вашим внутренним состоянием(говорим ласковые слова, а тон и жесты выдают раздражение). Поэтому с собаками нужно общаться искренне. Любые несоответствия между формой и содержанием ведут к двусмысленности, тревоге и поведенческим расстройствам. Если сейчас нет сил на общение лучше не трогать собаку, чем пытаться ее воспитывать.