Найти в Дзене
Розовая Пчела

Грешная муза Карла Брюллова - графиня Юлия Самойлова. Портреты красавиц из Русского музея. История 3

Оглавление

Как обворожительна была юная Жюли, наследница богатейших семей Скавронских и Пален. Балованное и капризное дитя. Своенравная, с нежных лет сознающая свою красоту и власть над мужчинами. Она не казалась бледной маргариткой или скромным ландышем, выросшим под небом Северной Пальмиры. Нет! Её красота расцвела пышной итальянской розой - чувственной, яркой и праздничной. Чёрные локоны, глаза как вишни, смуглая кожа. Натура порывистая и страстная. Не желая подчиняться условностям и правилам света, она пронеслась по жизни кометой. И никто не мог остановить её...

Друзья, с вами Розовая Пчела. Я продолжаю рассказывать истории о судьбах женщин с портретов из Русского музея. Другие статьи из этой серии читайте здесь: Часть 1,Часть 2

Портрет №3.

Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини. Художник Карл Брюллов

Фото сделано автором
Фото сделано автором

Юлия родилась 14 марта 1803 г.

Её родителями были Мария Скавронская (родственница Екатерины I и племянница Григория Потемкина) и генерал от кавалерии граф Павел Пален. Это официально. А злые языки болтали, что к появлению ребенка на свет был причастен отчим Марии - Джулио (Юлий Помпеевич Литта). Отсюда, мол, итальянский тип внешности и взрывной характер. Да и своё огромное состояние вместе с собранием произведений искусства Литта по завещанию разделил между Юлией и двумя побочными детьми.

Злопыхатели ещё утверждали, что в возрасте 15 лет Юлия, будучи фрейлиной при дворе, стала фавориткой российского императора Александра I. Отношения длились несколько лет. От нежелательных последствий романа с царской особой Юлию избавляли лейб-медики, что привело к бесплодию. А потом Александр I решил, что пора бы красавице замуж. Обычный способ избавиться от надоевшей возлюбленной.

Подобрали жениха на зависть всем! 24-летний граф Николай Александрович Самойлов - флигель-адъютант императора. Он приходился невесте дальним родственником. Красавец, весельчак, богач. Говорят, Николай упирался, сердце его было отдано другой. Но мать объяснила, что от таких предложений не отказываются. Да и невеста - загляденье! Молода, красива и очень-очень богата. А что там люди болтают... так на каждый роток не накинешь платок. Может, завидуют...

25 января 1825 года состоялось венчание в Казанском соборе. Молодых лично благословил Александр I, но брак был несчастливым. Самойлов начал рьяно кутить, играть в карты и проматывать состояние жены. Через два года ссор и скандалов состоялся развод. Бывшие супруги вздохнули с облегчением. Юлия даже получила назад остатки приданого.

Получив свободу, Юлия жила, как хотела.

Предавалась увеселениям, эпатировала общество, разбивала мужские сердца. Когда красавица выезжала на прогулку, то за ней тянулась вереница карет, в которых сидели обожатели графини. Они были счастливы, если она им просто улыбнется. Один из таких поклонников, корнет Эммануил Сен-При, застрелился из-за безнадёжной любви к Самойловой. Поползли неприятные слухи, обвиняющие женщину в преступном легкомыслии. Юлия Павловна решила на время уехать в Италию и поселилась в Милане. Быстро стала она желанной гостьей в великосветских салонах. Была знакома и дружна со знаменитыми композиторами - Беллини, Доницетти, Россини, Пачини. А с кем-то и не просто дружна. Для неё не существовали правила и запреты. Графиня крутила романы со многими, а когда страсть проходила - расставалась без сожалений.

Николай Гоголь писал о ней:

«Она — не женщина Рафаэля, с тонкими, незаметными, ангельскими чертами, — она женщина страстная, сверкающая, южная, италианская во всей красоте полудня, мощная, крепкая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты, — прекрасная как женщина».

В 1827 году в Риме судьба свела её с молодым художником Карлом Брюлловым.

Карл Брюллов. Автопортрет 1833 год. Материал из Wikimedia Commons, является общественным достоянием
Карл Брюллов. Автопортрет 1833 год. Материал из Wikimedia Commons, является общественным достоянием

Они познакомились в салоне Зинаиды Волконской. Амур в этот раз не промахнулся. Сильное взаимное притяжение, похожесть характеров и темперамента соединило молодых людей. Вместе они проводили почти всё время. Путешествовали по Италии, бродили среди развалин Помпеи, где и возникла идея великого полотна. И, конечно, Брюллов постоянно рисовал свою возлюбленную. Прекрасную, непостоянную и немного сумасшедшую.

На картине «Последний день Помпеи» Брюллов изобразил Юлию целых четыре раза. Писал он и портреты девочек, удочеренных ею - Джованину и Амацилию Пачини, дочерей композитора.

"Последний день Помпеи", художник Карл Брюллов. На этой картине он изобразил себя в виде художника, который держит ящик с кистями и красками. Рядом девушка с кувшином. Она написана с Юлии Самойловой. Найдите еще 3 изображения Юлии на этой картине. Фото картины сделано автором.
"Последний день Помпеи", художник Карл Брюллов. На этой картине он изобразил себя в виде художника, который держит ящик с кистями и красками. Рядом девушка с кувшином. Она написана с Юлии Самойловой. Найдите еще 3 изображения Юлии на этой картине. Фото картины сделано автором.

Это был многолетний страстный роман.

Они жили, наслаждаясь друг другом, но не связывали себя обетами. Не требовали верности, не мучились ревностью. В письмах она называла его «Мой дружка Бришка», а он ей отвечал - «Моя верная подруга».

Но и эта страсть, казалось, закончилась. В 1835 г. Брюллов возвратился в Россию и стал профессором Академии художеств. В 1839 году художник женился на Эмилии Тимм, дочери Рижского бургомистра. Однако, уже через месяц молодая жена была изгнана из дома. Говорили, что Эмилия была совсем не так невинна, как представлял себе жених. Развод последовал незамедлительно.

Скандал всколыхнул петербургский свет.

Историю обсуждали буквально все. Брюллову казалось, что когда он выходит на улицу, то на него показывают пальцем. Как раз в это время Юлия приехала в Петербург решать наследственные дела - скончался граф Литта. Она тут же примчалась поддержать друга. Чувства вспыхнули вновь. Вот в это время Карл и написал портрет Юлии с воспитанницей, удаляющихся с бала-маскарада. Все ложное, притворное осталось за красным занавесом. Прочь от суетного света...

Еще несколько лет продолжались отношения между Художником и его Музой. Юлия не хотела жить в сыром и хмуром Петербурге, её тянуло в Италию. Брюллов по нескольку месяцев жил там с ней, но работа призывала его в Россию. И в 1845 году Юлия объявила Карлу, что выходит замуж за молодого итальянского тенора Пери, необыкновенного красавца. При этом она потеряла графский титул и российское подданство. Но семейное счастье продлилось меньше года. Синьор Пери умер в 1846 году в Венеции от чахотки. А Юлия примерила траурное платье, которое ей чрезвычайно шло.

В 1852 году в в местечке Манциана под Римом умер её драгоценный Бришка. Картина, где Юлия изображена удаляющейся с бала, перешла к ней.

Потеря графского титула очень огорчало Юлию Павловну. Поэтому в 60 лет она ещё раз вышла замуж - за французского графа, дипломата Шарля де Морнэ, 66-и лет. Спустя короткое время после свадьбы, супруги разъехались и зажили каждый своей жизнью. Юлия Павловна получила графский титул, а её муж огромное содержание. Воспитанницы, выданные замуж, постоянно судились с приемной матерью и взыскивали с неё имущество и деньги. К концу жизни от огромных богатств не осталось практически ничего. Умерла Юлия Павловна 14 марта 1875 года в Париже и была похоронена на кладбище Пер-Лашез, вместе со вторым мужем.

P.S. Несмотря на сложное финансовое положение, ни одна из картин Брюллова, которые принадлежали графине, при её жизни не была продана. Их судьбой распорядились уже наследники.

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки и пишите комментарии!

Читайте еще мои статьи:

Как я хотела у Пьера Кардена автограф взять, да не вышло

"Розовый дворец Белосельских-Белозерских на Невском. Мечтала попасть туда 20 лет"

Как я познакомилась с настоящим итальянцем, заплатила за его кофе и чуть не потеряла все деньги

Советую прочитать:

До встречи, ваша Розовая Пчела.

#карл брюллов #юлия самойлова #Последний день помпеи #санкт-петербург #русский музей #розовая пчела