по материалам сайта https://decarbon.ru/
Что такое декарбонизация?
Декарбонизация — это комплекс необходимых мер по сокращению выбросов парниковых газов (ПГ). Каждая организация ответственна за то, что ее деятельность создает т.н. «углеродный след» — вполне определенный объем таких выбросов, который необходимо измерять и понижать. Слабая на данный момент заинтересованность предприятий в декарбонизации цепей поставок объясняется неочевидным финансовым возвратом на вложенные в нее средства и отсутствием понятных методик.
Что такое парниковые газы?
Антропогенными парниковыми газами, которые подпадают под углеродное регулирование, являются углекислый газ (СО2), метан (CH₄), закись азота (N2О), перфторуглероды (PFCs), гидрофторуглероды (HFCs), гексафторид серы (SF6) и трифторид азота (NF3). Первые три газа из списка создают наибольший объем выбросов, потому что связаны со сжиганием ископаемого топлива, сельским хозяйством и отходами. Остальные четыре газа являются продуктами современной промышленности.
Что такое углеродное регулирование?
Углеродное регулирование в разных странах имеет общую основу, которая заложена в международных соглашениях по климату. Общие принципы действий и обязательства стран в отношении климатических изменений отражены в Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН), ратифицированной Россией 4 ноября 1994 г.. Оценку состояния научного, технического и социально-экономического знания об изменении климата, его причинах, потенциальных последствиях и стратегиях реагирования готовит Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК), созданная в 1988 г.. Требуемые практические действия мирового сообщества по сокращению выбросов парниковых газов нашли выражение в Парижском соглашении по климату, принятом Россией 21 сентября 2019 г..
Целью, которая была принята всеми странами-подписантами Парижского соглашения, было недопущение возрастания к 2050 г. средней температуры планеты из-за антропогенного воздействия выше, чем на 1,5°C, а в худшем случае, выше, чем на 2°C. За точку отсчета мониторинга изменения средней температуры берется «доиндустриальная эпоха», а именно 1850 г.. При этом считается, что уровень выбросов парниковых газов к 2050 г., выраженный в эквиваленте углекислого газа (СО2) должен равняться нулю. Такой показатель также носит название «углеродная нейтральность».
Разумеется, что Россия не остается в стороне от международных климатических инициатив и разрабатывает собственные меры по сокращению своего углеродного следа. Так, Минэкономразвития в марте 2020 г. разработало проект «Стратегии долгосрочного развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г.». 4 ноября 2020 г. вышел Указ Президента РФ № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов». Поручением Президента РФ № Пр-753 (п.3 в)-3) определено «создание национальной системы высокоточного мониторинга и утилизации климатически активных газов…», срок исполнения – до 1 декабря 2021 г., а в соответствии с Поручением Президента РФ № Пр-1096 (п.1 з)-1) должна быть подготовлена «…дорожная карта по снижению уровня углеродоёмкости российской экономики…». Правительство должно отчитаться до 1 октября 2021 г.. 2 июля 2021 г. вышел Федеральный закон № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов».
На сентябрь 2021 г. известно о планах России обеспечить к 2030 г. сокращение выбросов парниковых газов до 70 процентов относительно уровня 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации. Планы Европейского Союза, по факту являющегося глобальным лидером в проведении климатических реформ на сегодняшний день, выражаются уровнем выбросов к 2030 г. не более, чем 45% от уровня 1990 г.. Надо признать, что отработка механизмов углеродного регулирования в мире ведется вот уже почти 20 лет и одним из важнейших его элементов стали системы раскрытия финансовой и нефинансовой информации. Несколько таких систем, затрагивающих регулирование в цепях поставок, представлены ниже. Наиболее уважаемой системой раскрытия информации в мире является CDP и уже более 60 компаний из России разместили в ней свои данные. Для примера приведены открытые данные компаний из химического и нефтегазового секторов (на сентябрь 2021 г.).
Почему такое внимание?
Почему в последнее время уделяется такое внимание к декарбонизации в цепях поставок? Показательные ответы на этот вопрос дают наглядные цифры из уже упомянутых выше источников. Так, GLEC указывает на то, что если ничего не менять в углеродном регулировании, то выбросы парниковых газов от всех видов транспорта к 2050 г. могут удвоиться и составить 6,2 млрд тонн СО2-эквивалента. CDP показывает более радикальную статистическую картину, основанную на собственном исследовании данных более 8 тысяч участников системы раскрытия информации: выбросы парниковых газов в цепях поставок в 11.4 раза выше, чем на отдельном предприятии.
С чего начинать декарбонизацию?
Короткий ответ — для начала у вас должны быть поставлены четкие измеримые цели, принят план действий (что делать, когда, какими силами, с какой методикой), выделены специальные ресурсы на достижение целей декарбонизации (людские, временные, материальные).
У российских химических производственных предприятий давно уже есть своя система измерения выбросов парниковых газов, основанная на методиках Минприроды. Не рассматривая сейчас согласованность различных подходов к методам сбора и анализа статистики по выбросам парниковых газов, действующих в России и за рубежом, можно утверждать, что данные по углеродному следу на производственных компаниях регулярно собираются и по ним ведется дальнейшая работа. Однако, как показывает опыт изучения указанного вопроса, замером реальных данных и расчетом показателей по выбросам парниковых газов в транспортно-экспедиционных, складских предприятиях, на промыво-пропарочных станциях танк-контейнеров, как правило, никто не занимается, за исключением редких примеров компаний, которые обязаны это делать в соответствии с требованиями европейской системы оценки безопасности и качества химической логистики (SQAS). На данный момент SQAS является наиболее развитой, интегрированной системой менеджмента, которая задает передовые ориентиры управления в ключевых направлениях химической логистики. Одним из главных разделов SQAS версии 2022 года является раздел «Измерение и управление выбросами парниковых газов». На чем же базируется эта методика?
SCOPE 1: прямые выбросы ПГ (своя деятельность)
Указываются прямые выбросы ПГ из подконтрольных или собственных источников компании. Примеры: выбросы ПГ от сжигания топлива собственным транспортом, бойлерами, парогенераторами, погрузчиками, зданиями.
SCOPE 2: косвенные выбросы ПГ (электроэнергия)
Указываются косвенные выбросы ПГ от потребляемой электроэнергии. Примеры: электропотребление офиса, освещение помещений, зарядка батарей электротранспорта, электропотребление оборудования, нагрев/охлаждение.
SCOPE 3: косвенные выбросы ПГ (цепочки поставок)
Указываются косвенные выбросы ПГ цепочки поставок. Примеры: выбросы ПГ от сжигания топлива транспортом подрядчиков во входящих поставках закупаемых ресурсов и исходящих поставках до конечного потребителя.
Продолжение материалов на подходе! Интересно познакомиться более детально с методикой углеродной отчетности по цепочкам поставок и практическими решениями по декарбонизации? Напишите Евгению Синякову на email: net.zero at decarbon.ru.
Центр Компетенций
декарбонизации цепей поставок
Российского Союза Химиков