Найти тему
Норвик Банк

Загадочный сад и подземная башня

Каждый человек хочет оставить по себе память. Это, пожалуй, самый гарантированный способ обрести бессмертие изо всех, придуманных человечеством. И один из способов оставить память о себе – создать нечто удивительное и необычное.

Антониу Аугусту Карвалью Монтейру родился в 1848 году в Рио-де-Жанейро. Он унаследовал большое состояние, которое увеличил еще в несколько раз на торговле кофе и драгоценными камнями, получил блестящее образование в старейшем университете Португалии в Коимбре и прославился как покровитель искусств, благотворитель и страстный коллекционер старинных книг и особенно поэзии великого португальского поэта Камоэнса. Кроме того, как многие образованные и влиятельные люди своего времени, Монтейру состоял в масонской ложе, тогда это было модно.

Дон Антониу не жалел денег на три вещи: искусство, книги и воплощение своих планов. В 1892 году он приобрел поместье Регалейра близ города Синтра, где находилась летняя резиденция португальских королей. И решил, что хочет жить в месте, которое отражает его идеалы и жизненные устремления. А чтобы воплотить их, нанял итальянского архитектора Луиджи Манини.

Строительство началось в 1904 и закончилось в 1910 году. Несколько лет до этого дон Антониу вместе с архитектором занимался детальной проработкой каждого квадратного метра облика своих владений. Вместе с дворцом и часовней в модном тогда смешении неоготики и стиля мануэлино заказчик и архитектор придумали «с нуля» сад площадью в 4 гектара.

Он-то и стал самой загадочной деталью поместья. Никто не знает точно, чьей именно была каждая идея и каков вклад каждого из участников проекта в создание конечного облика – архитектора Манини или заказчика Монтейру. Результат стал одной из главных достопримечательностей Португалии.

Сад расположен на довольно крутом горном склоне и из «культурного» внизу постепенно превращается в «дикий» ближе к вершине. Для него специально завезли растения со всех концов света, в основном те, которые упомянуты в поэмах Камоэнса. Выкопали несколько прудов и каналов, создали искусственные водопады для ручьев, текущих с горы, организовали фонтаны и дорожки. Считается, что сад символизирует земной рай, Эдем.

-2
-3
-4

Вся территория сада и усадьбы Регалейра представляет собой один огромный ребус. Дорожки проложены так хитро, что кажется, будто до какой-то точки рукой подать, еще несколько шагов и очутишься там. Но дорожка изгибается и уводит в сторону от цели – надо было выбирать ту, которая на вид ведет совсем в другом направлении. Или, если быть внимательным, то гость обнаружит в невысокой стенке, подпирающей террасу, проход на другую тропинку, который не виден с другого угла, а она-то выведет куда нужно.

-5

Скрытые переходы, сплошные стены, которые на деле совсем не сплошные, башни, скрывающие в себе подъемы и спуски, каменные двери, лестницы в стенах, неожиданные повороты, лабиринт подземных туннелей – прогулка превращается в приключение и поиски отгадки. При этом в саду нет тупиков, есть только дорожки, которые выводят совсем не туда, куда хотелось бы идущему. Говорят, что это символизирует процесс размышлений и интеллектуальных поисков: результат будет всегда, но будет ли он верным?

-6

Сад не просто насыщен, а перенасыщен намеками и символами. Эти символы составляют четыре основных пласта: мировая литература, поэмы Камоэнса, алхимия и огромное количество знаков масонов, тамплиеров и розенкрейцеров. Утверждают, что в саду зашифровано какое-то тайное послание или указание на какой-то тайник, скрытый на территории усадьбы. Конспирологи считают, что Монтейру был хранителем секретов тамплиеров, которые спаслись от истребления в Португалии, реформировавшись под названием Ордена Христа, а если расшифровать скрытый смысл, заложенный в статуях, украшениях, лестницах и изгибах тропинок, то откроются какие-то древние тайны. Еще одна точка зрения на сад – что его нужно «читать» не как карту с кладом или зашифрованный манускрипт, а как огромный сборник цитат или самостоятельную поэму, которую дон Антониу написал в подражание Камоэнсу. Все варианты вполне жизнеспособны, а разные варианты расшифровок выглядят весьма убедительно, но ни один до сих пор не признан правильным. Каждые год-два публикуется очередная сенсационная версия, над загадками усадьбы бьются профессионалы и любители, но сад продолжает хранить свои секреты.

-7

Самый необычный объект в саду Регалейра называется Колодцем Посвящения. Некоторые называют его «башней наоборот» или «подземной башней». Он представляет собой примерно 30-метровую вертикальную шахту, по стенам которой идет спиральная галерея из 9 пролетов, каждый по 15 ступеней. На дне колодца каменными плитами выложен герб Монтейру: восьмилучевая звезда, в которую вписан тамплиерский крест. Кроме лестницы, на дно колодца можно попасть по нескольким подземных ходам, которые выходят в разные гроты и пещеры в саду, а также к еще одному колодцу-башне поменьше, который называется «Незаконченным». Был ли он изначально задуман как незаконченный или его действительно не завершили – неизвестно.

-8

У Колодца Посвящения две основных загадки. Во-первых, как он был построен, ведь выкопать объем земли с девятиэтажный дом не так-то просто. Во-вторых, что он в действительности означает. Есть версии, что это аллегория из поэм Данте и колодец представляет собой то ли 9 кругов ада, то ли, наоборот, 9 небес при восхождении к Раю. Другие исследователи утверждают, что в ступенях, арках и уровнях колодца зашифрованы масонские обеты и уровни в иерархии тайного братства, в котором состоял дон Антониу, а сам колодец использовался для масонских ритуалов. Третьи говорят, что колодец символизирует иерархию карт Таро. Еще одна версия – что Колодец Посвящения был построен задолго до того, как землю купил создатель сада, и, в действительности Монтейру был хранителем гораздо более древних тайн, связанных с подземным сооружением, а сад приказал создать как обрамление для главного объекта.

-9

Хозяин усадьбы Регалейра никогда и никому не рассказывал о том, что именно он задумал и какие тайны скрыты в его имении. Большинство гостей, которых он принимал в своем дворце, и так были в курсе большинства символов и загадок. Даже похороны Антониу Монтейру в 1920 году были окружены тайной и символическими ритуалами. Склеп был спроектирован тем же Манини в том же стиле, что и усадьба. И очень характерной деталью стало то, что к его дверям подходил тот же ключ, которым открывались двери дворца, словно дон Антониу намекал – он всего лишь переехал в новую «усадьбу».