Найти тему
ТекстЁж

3 культовые сцены русской литературы, которые давно пора пересмотреть

Оглавление

Напрасно ругают люди советское литературоведение. Чем оно хорошо, так это структурным подходом. Всё должно быть разложено по полочкам. Однако идеологическая составляющая тоже внесла не малые коррективы в анализ художественных текстов. Между тем многие произведения давно можно и пора рассмотреть под иным углом. Вот 3 эпизода, чей анализ нуждается в пересмотре.

1. Лежание Ильи Ильича Обломова

-2

Обломовщина давно стала синонимом лени. Во всей красе описывали нам в школе порочное дворянство, погрязшее в сибаритсве. Вот только у того же Гончарова читаем:

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного человека или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием.

Стало быть не из лентяйства главный герой валялся. Напомню также, что сам Обломов описан как рыхлый, обрюзгший, бесформенный мужчина 32-33 лет (Какой символичный возраст!) с "безразличным" цветом лица. Слизняк да и только! Так что определённо есть о чём подумать.

2. Монолог Сатина

-3

Снова возвращаемся к школьной программе. Сатин идеологически противопоставлен Луке. Старик лжёт, а шулер провозглашает торжество правды - "Бога свободного человека". Ну и хрестоматийное "Человек - это звучит гордо!" тоже у всех на слуху. Однако вновь возвращаемся к тексту, где из уст Сатина звучит:

Да... я много позабыл, но — еще кое-что знаю! Старик? Он — умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету... Выпьем, за его здоровье!

Как же старик может быть умницей, если они идеологические противники? И снова всплывает религиозный подтекст. Имя старика отсылает нас к одному из апостолов-евангелистов. Напомню также, что только Лука называет Сатина настоящим именем - Константин. Только старик видит истинное лицо шулера.

3. Прощение Понтия Пилата

-4

Никогда не задумывались, для чего в сущности нужен эпизод освобождения Понтия Пилата? Ведь центральная сюжетная линия уже завершена. Влюблённые объединились, заслужив покой. Иван Бездомный нашёл своё призвание. Воланд и его свита провели бал и могут возвращаться восвояси. Так для чего? Сначала вспомним, что всё происходит в такую "ночь, когда сводятся счеты". А затем обратимся к монологу Воланда.

Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать...

Упомянутый "тот", безусловно, Иешуа, но ведь мы помним, что он ни о чём не просил Воланда. И почему Пилат столько лет сидит на камне и не умирает? Не сам ли Воланд так изощрённо наказывал прокуратора за трусость, и не он ли, наконец, смилостивился?

Не постыжусь процитировать Игоря Волгина. Читайте и перечитывайте классику!

Спасибо, что были с нами!

Сборник "Истории, рассказанные вполголоса"
Сборник "[НЕ]нормальные"

Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии.

А ещё охота, сыграем и гадалка...