Напрасно ругают люди советское литературоведение. Чем оно хорошо, так это структурным подходом. Всё должно быть разложено по полочкам. Однако идеологическая составляющая тоже внесла не малые коррективы в анализ художественных текстов. Между тем многие произведения давно можно и пора рассмотреть под иным углом. Вот 3 эпизода, чей анализ нуждается в пересмотре.
1. Лежание Ильи Ильича Обломова
Обломовщина давно стала синонимом лени. Во всей красе описывали нам в школе порочное дворянство, погрязшее в сибаритсве. Вот только у того же Гончарова читаем:
Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного человека или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием.
Стало быть не из лентяйства главный герой валялся. Напомню также, что сам Обломов описан как рыхлый, обрюзгший, бесформенный мужчина 32-33 лет (Какой символичный возраст!) с "безразличным" цветом лица. Слизняк да и только! Так что определённо есть о чём подумать.
2. Монолог Сатина
Снова возвращаемся к школьной программе. Сатин идеологически противопоставлен Луке. Старик лжёт, а шулер провозглашает торжество правды - "Бога свободного человека". Ну и хрестоматийное "Человек - это звучит гордо!" тоже у всех на слуху. Однако вновь возвращаемся к тексту, где из уст Сатина звучит:
Да... я много позабыл, но — еще кое-что знаю! Старик? Он — умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету... Выпьем, за его здоровье!
Как же старик может быть умницей, если они идеологические противники? И снова всплывает религиозный подтекст. Имя старика отсылает нас к одному из апостолов-евангелистов. Напомню также, что только Лука называет Сатина настоящим именем - Константин. Только старик видит истинное лицо шулера.
3. Прощение Понтия Пилата
Никогда не задумывались, для чего в сущности нужен эпизод освобождения Понтия Пилата? Ведь центральная сюжетная линия уже завершена. Влюблённые объединились, заслужив покой. Иван Бездомный нашёл своё призвание. Воланд и его свита провели бал и могут возвращаться восвояси. Так для чего? Сначала вспомним, что всё происходит в такую "ночь, когда сводятся счеты". А затем обратимся к монологу Воланда.
Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать...
Упомянутый "тот", безусловно, Иешуа, но ведь мы помним, что он ни о чём не просил Воланда. И почему Пилат столько лет сидит на камне и не умирает? Не сам ли Воланд так изощрённо наказывал прокуратора за трусость, и не он ли, наконец, смилостивился?
Не постыжусь процитировать Игоря Волгина. Читайте и перечитывайте классику!
Спасибо, что были с нами!
Сборник "Истории, рассказанные вполголоса"
Сборник "[НЕ]нормальные"
Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии.