При оценке эмоционального состояния других людей человек ориентируется в первую очередь на сигналы, посылаемые их телами, хотя он и уверен при этом, что читает правильный ответ исключительно по лицам.
Действительно, если кто-то хочет определить, как в реальности обстоят дела у его визави, он внимательно вглядывается в лицо, где с помощью бесчисленных мускулов якобы пишется вся информация об истинном эмоциональном состоянии человека. Так думают непрофессионалы, но так же пролагают пока и специалисты, занимающиеся изучением человеческих эмоций.
Однако наблюдательные психологи уже давно подметили, что профессиональная улыбка на лице модели едва ли отличима от искажённого болью лица жертвы пыток. Кроме того, достоверно установлено, что и позитивные эмоции в виде радости, и негативные проявления, отражающие страдание, обрабатываются в одних и тех мозговых центрах человека с помощью одинаковых сигналов.
Команда специалистов из психологической лаборатории Принстонского университета решила поглубже вникнуть в этот странный феномен. Для этого испытуемым студентам были показаны фотографии теннисистов, снятые сразу же после окончания матчей, на которых были запечатлены как счастливые победители, так и испытавшие горечь поражения проигравшие.
Снимки предъявлялись студентам в трёх вариантах: на одних были только лица, на других – исключительно тела, а на третьих – и то, и другое вместе.
И вот что оказалось. Когда показывались только лица теннисистов, студенты, допуская много ошибок, так и не смогли точно определить, где на снимках победители, а где побеждённые.
Разглядывая же фотографии только с фигурами спортсменов, испытуемые, наоборот, безошибочно распознали среди них выигравших и проигравших. То же самое, разумеется, произошло и со снимками, где спортсмены были запечатлены полностью во всей своей красе.
На следующем, более сложном, этапе исследований учёные произвели со снимками манипуляции, в результате которых головы победителей были смонтированы с телами проигравших и наоборот. И снова влияние тела на оценки оказалось мощней и эффективней.
Даже сияющие от счастью лица победителей причислялись к проигравшей стороне, если у ним добавлялись фигуры потерпевших поражение теннисистов. И этот феномен проявлялся не только в парах победитель/побеждённый. Тот же эффект наблюдался и в других сферах. Например, при оценке горя (лица/фигуры на похоронах), радости (при переезде в новое жильё), удовольствия (при оргазме) и боли (при пирсинге). В любой из подобных ситуаций при оценке эмоционального состояния главенствовало тело человека, заметно преобладая над его лицом.
И поэтому поистине удивительно, что сами испытуемые были глубоко уверены, что они строили свои выводы исключительно по демонстрировавшимся им лицам, а вовсе не по фигурам. Откуда берётся этот «иллюзорный лицевой эффект», исследователям пока так же не понятно, как и то, какие причины вообще приводят к формированию тех или иных оценочных выводов у человека.
Как осторожно предполагают учёные, достаточно миниатюрная лицевая мускулатура во всём своём многообразии и выражает в основном тонкие чувства и эмоции, а при более грубых и мощных как бы «теряет резкость». И тогда наблюдателю приходится восполнять образующийся дефицит информации сигналами от всего тела наблюдаемого объекта.