Найти тему

Когда-то мы пели: «Для нас всегда открыта в школе дверь». А как теперь?

В Симферопольскую школу № 24, впрочем, как и в другие общеобразовательные учреждения Крыма, сегодня просто так не войти. Рамка металлодетектора, турникет, охрана на входе. А мы как раз приехали разузнать о мерах защиты, безопасности, которые предпринимаются на всякий пожарный, дабы ничего экстраординарного не случилось (увы, поводов для этого предостаточно).

Да, не актуальна нынче песня «Для нас всегда открыта в школе дверь». Минули старые, добрые времена, когда ворота были нараспашку. Теперь любого входящего встречает охранник с кобурой на поясе, требует документ и объяснение цели визита. Школа превратилась в закрытое охраняемое учреждение. Терроризм, пандемия… Каким же тревожным стал этот мир! Как защищаться? Однозначного ответа нет.

Минули старые добрые времена, когда ворота были нараспашку
Минули старые добрые времена, когда ворота были нараспашку

Хотя, наверное, после трагедии в Беслане в 2004 году, трагических событий в Казани и Керчи родители согласны и на пулемёт у входа, на колючую проволоку, лишь бы быть спокойными за детей. Любая преграда (пусть и не стопроцентная) всё-таки лучше, чем ничего, и, безусловно, важнее ностальгии по прошлой жизни.

Пришлось объясняться и нам, откуда и зачем пожаловали. Мы показали удостоверения (охранник записал данные в журнале), прошли через рамку, измерили температуру (противоэпидемические нормы никто не отменял), и только тогда нас пропустили в школу.

Директор Людмила АПОСТОЛОВА, комментируя установленные правила безопасности, начала с главного:

— Самое ценное — жизнь и здоровье детей. И даже в круговороте повседневности нельзя забывать, сколько неожиданностей может подстерегать. Все мы — педагоги и родители — не перестаём думать об этом: какие действия ещё необходимы (помимо сигнализации, видеонаблюдения), чтобы в случае чего вовремя отреагировать, уловить, чтобы никому и в голову не пришло совершить непоправимое. Стараемся идти в ногу с новшествами. Меняем регистраторы, когда выходят из строя, проводим техобслуживание систем, пожарной сигнализации, обновляем пластиковые, магнитные карточки. По программе СКУД (контроль и управление доступом) можно отследить, кто из учеников вошёл, ушёл. Заключены договоры с предприятиями, расходы оплачиваются бюджетными средствами.

Директор школы  Людмила Апостолова
Директор школы Людмила Апостолова

— Давно работают ваши системы защиты?

— Начиная с 2014 года, тогда же появилось ограждение вокруг школы. Утром запустили учащихся, закрыли калитки, оставили только один центральный вход. Внизу дежурит охрана. С этой фирмой (у неё есть все лицензии) сотрудничаем давно. На пункте пропуска имеется тревожная кнопка. Где именно, знает весь коллектив. Регулярно проводим специальные педсоветы, антитеррористический инструктаж для учителей: на случай травм, непредвиденных обстоятельств, когда посторонние люди зашли во двор. Да мало ли... Если охранник пошёл открывать ворота, брелок берёт с собой — там переносная кнопка. Она же — и на столе у директора. Если что, группа немедленного реагирования приезжает максимум за семь минут. Мы проводили тренировки, засекали время.

— Если возникают внутренние проблемы, каков алгоритм действий?

— Опять же контроль входа-выхода и передача информации родителям (если они заключили договор с фирмой). Дети прикладывают магнитную карточку, и всё сразу отображается на компьютере. К тому же классный руководитель видит: кто присутствует, кто отсутствует, здоровы ученики или нет. Тут даже отслеживать не надо. Сегодня, учитывая ковидные дела, мам и пап пропускаем только по необходимости. Первоклассников заводят учителя. У нас их много, 160 человек в этом году. После уроков выводят, беседуют с родителями, отвечают на вопросы. В школе работают психолог, социальный педагог, учителя-предметники наблюдают за детьми. Есть эмоционально неустойчивые ребята. Причины — какие угодно: подростковые, связанные с заболеваниями, взаимоотношениями в коллективе, семье. Отслеживаем, своевременно реагируем. По необходимости вызываем родителей для доверительного разговора. Сразу можно получить консультацию у психолога. Очень удобно. Не надо искать специалиста и оплачивать.

— Особенные ситуации бывают?

— Бывают разные. Если учитель чувствует что-то неладное: ученик вёл себя агрессивно, выкрикивал, мешал другим, не давал спокойно вести урок — сразу принимаем меры. У социального педагога свои методы взаимодействия, уже давно выстроены доверительные отношения с ребятами. Недавний пример: родители расстались, а через какое-то время папа, с которым у подростка была тесная связь, умер. Вызываем маму. Она тоже жалуется: «Я ничего с ним сделать не могу». Да и сам подросток не способен понять, что с ним происходит. Общаемся, выясняем: «Зачем ты это сделал? Почему так сказал?». А он: «Сам не знаю». Это же дети. Должно пройти время, пока всё стабилизируется.

— Наверное, важно, чтобы школа стала вторым домом.

— Конечно. У нас стабильный педколлектив начальных классов — опытные учителя. Не уроки вдалбливают с первого дня, а влюбляют в школу. Чтобы ребёнок учился с удовольствием, а не канючил: «Не могу, не хочу, мне плохо». Это важно для всех. Кстати, пандемия на многое открыла глаза. Мы увидели, что и ученики, и учителя скучают по школе. Без традиционных занятий никак. Дети приходят получать знания. А педагоги должны их давать. И не так: «Я рассказал, а вы делайте сами, как хотите», а чтобы было интересно и понятно. Когда перед 1 сентября проводили сбор, видела глаза ребят. Никто расставаться не хочет.

Рамка, турникет… Сегодня в школу просто так не войти
Рамка, турникет… Сегодня в школу просто так не войти

— У каждого учебного заведения своё лицо. Знаю, что вы отличаетесь углублённым изучением иностранных языков.

— Именно так. Особый упор делается на немецкий. Проводится множество мероприятий (в данный период внутри классов): развивающих, обучающих, научных. До пандемии поддерживали тесные контакты (надеюсь, они и будут) с немецкими городами Монхаймом и Хайдельбергом. Осталось много друзей. Тесно общались с гимназией имени Людвига Франка в Монхайме, вместе выпускали онлайн-газету. Организовывали поездки в Германию. Очень сильная мотивация для учащихся.

— Какие ставите перед собой задачи?

— Школа должна учить учиться. Чтобы уроки были не в тягость, а в радость. Это самое главное. Есть много и других целей, без чего не обойтись. Ребята большую часть времени проводят здесь и учатся не только наукам, но и общению: дружить и договариваться, искать компромиссы, сближаться и строить границы, уважать старших, защищать слабых. Навыки, приобретённые в детстве и юности, самые прочные и самые ценные. Приятно, что родители нас поддерживают. Для порядка и дисциплины в школе работают дежурные администраторы — по 12 часов (уроки — в две смены). Они постоянно на связи с охранником. Проводят утренний фильтр на проходной, измеряют температуру, контролируют выход первой смены из школы, приём второй, работу пищеблока, встречают всех, кто приходит.

— Людмила Валентиновна, думаю, ещё не поздно поздравить вас с новым учебным годом. А что вы пожелали ребятам, когда прозвенел первый звонок?

— В первую очередь — крепкого здоровья. В такое трудное время оно особенно ценно. Конечно же, счастья в семье и успехов в учёбе. Вот, казалось бы, простые слова — счастье, здоровье, успех. Между тем в них смысл и цель жизни. Хочу, чтобы дети просыпались здоровыми и счастливыми и вприпрыжку бежали на урок.

— Так и будет! Успехов и процветания вашему коллективу! Ровной дороги, без тревог и волнений!

— Спасибо.

Беседовала Елена ЗОРИНА
Фото Валентина ГУСЕВА

#школа #дети #безопасность #антитеррор #подростки #Симферополь