В Симферопольскую школу № 24, впрочем, как и в другие общеобразовательные учреждения Крыма, сегодня просто так не войти. Рамка металлодетектора, турникет, охрана на входе. А мы как раз приехали разузнать о мерах защиты, безопасности, которые предпринимаются на всякий пожарный, дабы ничего экстраординарного не случилось (увы, поводов для этого предостаточно).
Да, не актуальна нынче песня «Для нас всегда открыта в школе дверь». Минули старые, добрые времена, когда ворота были нараспашку. Теперь любого входящего встречает охранник с кобурой на поясе, требует документ и объяснение цели визита. Школа превратилась в закрытое охраняемое учреждение. Терроризм, пандемия… Каким же тревожным стал этот мир! Как защищаться? Однозначного ответа нет.
Хотя, наверное, после трагедии в Беслане в 2004 году, трагических событий в Казани и Керчи родители согласны и на пулемёт у входа, на колючую проволоку, лишь бы быть спокойными за детей. Любая преграда (пусть и не стопроцентная) всё-таки лучше, чем ничего, и, безусловно, важнее ностальгии по прошлой жизни.
Пришлось объясняться и нам, откуда и зачем пожаловали. Мы показали удостоверения (охранник записал данные в журнале), прошли через рамку, измерили температуру (противоэпидемические нормы никто не отменял), и только тогда нас пропустили в школу.
Директор Людмила АПОСТОЛОВА, комментируя установленные правила безопасности, начала с главного:
— Самое ценное — жизнь и здоровье детей. И даже в круговороте повседневности нельзя забывать, сколько неожиданностей может подстерегать. Все мы — педагоги и родители — не перестаём думать об этом: какие действия ещё необходимы (помимо сигнализации, видеонаблюдения), чтобы в случае чего вовремя отреагировать, уловить, чтобы никому и в голову не пришло совершить непоправимое. Стараемся идти в ногу с новшествами. Меняем регистраторы, когда выходят из строя, проводим техобслуживание систем, пожарной сигнализации, обновляем пластиковые, магнитные карточки. По программе СКУД (контроль и управление доступом) можно отследить, кто из учеников вошёл, ушёл. Заключены договоры с предприятиями, расходы оплачиваются бюджетными средствами.
— Давно работают ваши системы защиты?
— Начиная с 2014 года, тогда же появилось ограждение вокруг школы. Утром запустили учащихся, закрыли калитки, оставили только один центральный вход. Внизу дежурит охрана. С этой фирмой (у неё есть все лицензии) сотрудничаем давно. На пункте пропуска имеется тревожная кнопка. Где именно, знает весь коллектив. Регулярно проводим специальные педсоветы, антитеррористический инструктаж для учителей: на случай травм, непредвиденных обстоятельств, когда посторонние люди зашли во двор. Да мало ли... Если охранник пошёл открывать ворота, брелок берёт с собой — там переносная кнопка. Она же — и на столе у директора. Если что, группа немедленного реагирования приезжает максимум за семь минут. Мы проводили тренировки, засекали время.
— Если возникают внутренние проблемы, каков алгоритм действий?
— Опять же контроль входа-выхода и передача информации родителям (если они заключили договор с фирмой). Дети прикладывают магнитную карточку, и всё сразу отображается на компьютере. К тому же классный руководитель видит: кто присутствует, кто отсутствует, здоровы ученики или нет. Тут даже отслеживать не надо. Сегодня, учитывая ковидные дела, мам и пап пропускаем только по необходимости. Первоклассников заводят учителя. У нас их много, 160 человек в этом году. После уроков выводят, беседуют с родителями, отвечают на вопросы. В школе работают психолог, социальный педагог, учителя-предметники наблюдают за детьми. Есть эмоционально неустойчивые ребята. Причины — какие угодно: подростковые, связанные с заболеваниями, взаимоотношениями в коллективе, семье. Отслеживаем, своевременно реагируем. По необходимости вызываем родителей для доверительного разговора. Сразу можно получить консультацию у психолога. Очень удобно. Не надо искать специалиста и оплачивать.
— Особенные ситуации бывают?
— Бывают разные. Если учитель чувствует что-то неладное: ученик вёл себя агрессивно, выкрикивал, мешал другим, не давал спокойно вести урок — сразу принимаем меры. У социального педагога свои методы взаимодействия, уже давно выстроены доверительные отношения с ребятами. Недавний пример: родители расстались, а через какое-то время папа, с которым у подростка была тесная связь, умер. Вызываем маму. Она тоже жалуется: «Я ничего с ним сделать не могу». Да и сам подросток не способен понять, что с ним происходит. Общаемся, выясняем: «Зачем ты это сделал? Почему так сказал?». А он: «Сам не знаю». Это же дети. Должно пройти время, пока всё стабилизируется.
— Наверное, важно, чтобы школа стала вторым домом.
— Конечно. У нас стабильный педколлектив начальных классов — опытные учителя. Не уроки вдалбливают с первого дня, а влюбляют в школу. Чтобы ребёнок учился с удовольствием, а не канючил: «Не могу, не хочу, мне плохо». Это важно для всех. Кстати, пандемия на многое открыла глаза. Мы увидели, что и ученики, и учителя скучают по школе. Без традиционных занятий никак. Дети приходят получать знания. А педагоги должны их давать. И не так: «Я рассказал, а вы делайте сами, как хотите», а чтобы было интересно и понятно. Когда перед 1 сентября проводили сбор, видела глаза ребят. Никто расставаться не хочет.
— У каждого учебного заведения своё лицо. Знаю, что вы отличаетесь углублённым изучением иностранных языков.
— Именно так. Особый упор делается на немецкий. Проводится множество мероприятий (в данный период внутри классов): развивающих, обучающих, научных. До пандемии поддерживали тесные контакты (надеюсь, они и будут) с немецкими городами Монхаймом и Хайдельбергом. Осталось много друзей. Тесно общались с гимназией имени Людвига Франка в Монхайме, вместе выпускали онлайн-газету. Организовывали поездки в Германию. Очень сильная мотивация для учащихся.
— Какие ставите перед собой задачи?
— Школа должна учить учиться. Чтобы уроки были не в тягость, а в радость. Это самое главное. Есть много и других целей, без чего не обойтись. Ребята большую часть времени проводят здесь и учатся не только наукам, но и общению: дружить и договариваться, искать компромиссы, сближаться и строить границы, уважать старших, защищать слабых. Навыки, приобретённые в детстве и юности, самые прочные и самые ценные. Приятно, что родители нас поддерживают. Для порядка и дисциплины в школе работают дежурные администраторы — по 12 часов (уроки — в две смены). Они постоянно на связи с охранником. Проводят утренний фильтр на проходной, измеряют температуру, контролируют выход первой смены из школы, приём второй, работу пищеблока, встречают всех, кто приходит.
— Людмила Валентиновна, думаю, ещё не поздно поздравить вас с новым учебным годом. А что вы пожелали ребятам, когда прозвенел первый звонок?
— В первую очередь — крепкого здоровья. В такое трудное время оно особенно ценно. Конечно же, счастья в семье и успехов в учёбе. Вот, казалось бы, простые слова — счастье, здоровье, успех. Между тем в них смысл и цель жизни. Хочу, чтобы дети просыпались здоровыми и счастливыми и вприпрыжку бежали на урок.
— Так и будет! Успехов и процветания вашему коллективу! Ровной дороги, без тревог и волнений!
— Спасибо.
Беседовала Елена ЗОРИНА
Фото Валентина ГУСЕВА
#школа #дети #безопасность #антитеррор #подростки #Симферополь