В акте правительственной комиссии ставились вопросы о необходимости воссоздания и оснащения ВМФ

В акте правительственной ко- миссии ставились вопросы о необ- ходимости воссоздания и оснащения ВМФ глубоководными спасательными комплексами и снятия с вооружения перекисно-водородной торпеды, а так- же опровергалась широко распростра- ненная легенда о повреждении взры- вом комингс-площадки 9-го отсека.

За последнее время издано не- мало книг о нашем Военно-морском флоте. Книг с прекрасной полиграфи- ей, с впечатляющими фотографиями и схемами. Если бы я был министром обороны какой-нибудь Гваделупы, не- пременно покупал бы только россий- ские корабли. В качестве примера приведу две книги: «Оружие России. Каталог. Том III. Корабли и вооруже- ние ВМФ. 1996–1997, «Военный Па- рад» и «Оружие и технологии России. Корабли Военно-морского флота. Том VI. Издательский дом «Оружие и технологии», М., 2003. Листаешь их и поражаешься мощи и оснащенности флота.

Возьмем раздел, касающийся средств спасения экипажей ЗПЛ. Спа- сательное судно «Михаил Рудницкий» проекта 536 предназначено для ока- зания помощи аварийным подводным лодкам и выполнения водолазных ра- бот. На его борту должен быть один водолазный колокол и телевизионное оборудование МТК-200. Спасатель- ный колокол СК-6424 рассчитан на мак-

симальную глубину погружения 500 метров. Опыт использования колоко- лов для спасения экипажей аварийных подводных лодок имеет 60-летнюю историю. В 1939 году с помощью спа- сательного колокола были вызволены 33 члена экипажа подводной лодки ВМС США «Сквалус», затонувшей на глубине 74 метра у восточного побе- режья Северной Америки. В России колокола применялись для ремонта подводной части судов с 1904 года.

Был ли СК-64 на «Михаиле Руд- ницком», когда он вышел на место гибели «Курска»? Нет. Из отчета о выполнении поисково-спасательных работ следует, что на 1 августа 2000 года на Северном флоте спасатель- ные суда с глубоководными водолаз- ными комплексами отсутствовали. Сами «спасатели» флота замалчивают информацию о наличии и готовности своего оборудования: почему, напри- мер, «Михаил Рудницкий» был осна- щен подводными аппаратами АС-32 и АС-34, но не имел простого и надеж- ного водолазного колокола.

На встрече с родственниками погибшего экипажа Владимир Путин сказал: «Мы считаем, что если бы сра- зу же военные наши не понадеялись на свои спасательные средства, на кото- рые они, естественно, надеялись...» (Приложение No 29)

В любом случае, для использо- вания колокола при спасении моряков из ЗПЛ необходимы водолазы-глубоко- водники, которые обеспечивают сты- ковку СК с аварийным люком субма- рины. На Северном флоте таковых не оказалось. В конце концов норвежские, а не отечественные водолазы 21 авгу-

59

60

ста 2000 года открыли люк в 9-й отсек и убедились, что в живых не осталось никого. 25 октября в 17 часов 44 ми- нуты уже наши водолазы извлекли из отсека на палубу надстройки подвод- ной лодки тело первого подводника, а затем подняли его на поверхность.

Удивительная вещь: водолазная служба была создана в Советском Со- юзе грозным председателем ВЧК еще в 1923 году и называлась Экспедицией подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Детище Феликса Дзержин- ского вскоре стало элитным подразде- лением ВМФ. Даже большевики в по- слереволюционный период, когда по стране гуляли голод и разруха, пони- мали важность такой службы.

Командованию Северного фло- та было не до водолазов. Лучше бы на флоте стало на одну подводную лод- ку меньше, а высвободившиеся сотни миллионов долларов были направлены на создание квалифицированной водо- лазной службы с исправными спаса- тельными аппаратами. Кстати, вопрос о воссоздании ЭПРОНа, который зани- мался бы проведением спасательных работ на море, не раз ставился граж- данскими и военными специалиста- ми. В 1992 году был создан Комитет подводных работ особого назначения (КОПРОН), который просуществовал недолго и перекочевал в структуру МЧС, в соответствии с указом прези- дента РФ No 10 от 06.01.199425.

Если вам скажут, что в России вообще нет глубоководных акванав- тов, не верьте. Помните, они появи- лись словно ниоткуда осенью 2000 года, когда извлекли первые тела под- водников из 9-го отсека? При подъеме

«Курска» в 2001 году наши водолазы вырезали в корпусе лодки несколько десятков технологических отверстий. Фамилии этих водолазов до сих пор не названы, известно только, что эти пар- ни из 328-го экспедиционного аварий- но-спасательного отряда ВМФ, дисло- цирующегося под Санкт-Петербургом в городе Ломоносове.