Найти тему
ALISHOPPER

Опять сошлюсь на вицеадмирала Валерия Рязанцева: «Перед выхо- дом кораблей Северного флота в море 10 августа 2000 года»

Опять сошлюсь на вице-адмира- ла Валерия Рязанцева: «Перед выхо- дом кораблей Северного флота в море 10 августа 2000 года, когда никто еще не знал, чем закончатся эти учения, руководители флота разработали убо- гий и примитивный план спасательно- го обеспечения сил в море. Этим пла- ном аварийной подводной лодке флота предусматривалось оказывать только такую помощь, как буксировка ее на базу. Никаких других спасательных действий этим планом предусмотрено не было. Вот поэтому спасатели так безграмотно вели спасательную опе- рацию. Действовали при фактической аварии подводной лодки в полном со- ответствии с планом спасательного обеспечения.

Чтобы читателю окончательно стало ясно, как «профессионалы под- водного дела» Северного флота дура- чили общественность и руководство страны в отношении принимаемых мер по спасению экипажа затонувшей АПЛ, как в средства массовой инфор- мации поступала ложь и дезинформа- ция о проводимых спасательных рабо- тах [...]».

О причинах выхода в море и маршруте движения личный состав спасательного судна «Михаил Руд- ницкий» не знал.

Хронометраж движения спаса- теля выглядит так: приказ о часовой готовности был отдан судну в 20:20 12 августа, к этому времени с момен- та взрыва прошло 8 часов 50 минут. В 01:04 13 августа «Михаил Руд- ницкий» со спасательными глубоко- водными аппаратами АС-32 и АС-34 вышел в море. Старший на борту на-

чальник УПАСР капитан I ранга Алек- сандр Тесленко отдал приказ идти к острову Кильдин, где находился бук- сир СБ-523. В результате ошибочных расчетов «Михаил Рудницкий» совер- шил неверный маневр и с буксиром не встретился. Из-за перемены курса было потеряно полтора часа. В 08:59 «Михаил Рудницкий» пересек юго-за- падную границу района боевых дей- ствий и установил связь с руководите- лем сил поиска на «Петре Великом». Сейчас можно утверждать, что потеря этого времени стоила жизни 23 мо- рякам из 9-го отсека. Правда, это не единственная причина.

Владимир Устинов приводит в книге показания командующего фло- том Вячеслава Попова: «В соответ- ствии с нормативными требованиями к данным учениям, был подготовлен отдельный план ПСО. Его разработ- кой занимался начальник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ СФ по согласованию с началь- ником Управления боевой подготовки штаба СФ. Утверждался план началь- ником штаба. Участие сил УПАСР СФ в данных учениях было организовано в соответствии с нормативными доку- ментами и было полностью обеспече- но силами и средствами. Все необхо- димые силы находились на дежурстве в базе. Был сформирован спасатель- ный отряд, находившийся в состоянии повышенной готовности. На учениях были задействованы спасательные суда «Михаил Рудницкий», «Алтай», буксир «МБ-100» и другие». «Как он считает, – пишет генпрокурор, – силы ПСО были готовы выполнить постав- ленную им задачу».

Борис Кузнецов. «Она утонула...» Правда о «Курске», которую скрывают Путин и Устинов

Глава 6. Чем учения лучше сбор-похода?

Эти свидетельские показания Попова в своей книге Устинов не под- вергает сомнению и не опровергает. А это значит, что читатель воспринимает эти показания бывшего командующе- го флотом как истину. Но истина не здесь.

Александр Тесленко, который возглавлял УПАСР Северного флота, лично разработал план поисково-спа- сательного обеспечения. В этом пла- не эксперты нашли целый ряд грубых просчетов. Например, кораблем ока- зания первой помощи был определен ракетный крейсер «Маршал Устинов», который при аварии «Курска» никаких реальных действий по поиску и спасе- нию экипажа не выполнял.

План был написан исключительно для того, что- бы формально соблюсти условия проведения учений. Ни спасения людей, ни проведения спа- сательной операции он не обеспечивал.

Не мог этого не понимать и сам Тесленко, и тот, кто утверждал этот план, – начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак. Справедливости ради надо сказать, что Тесленко, на которого впослед- ствии повесили всех собак за слабую организацию поисково-спасательной операции, в ноябре 1999 года послал телеграмму в Главный штаб ВМФ, в которой сообщил, что лишь одно из двух спасательных судов – «Михаил Рудницкий» – способно спасать эки- паж затонувшей подводной лодки, и просил профинансировать его ремонт. Вероятно, Тесленко нужно было тре- бовать денег не на ремонт, а на но- вое оборудование. АС-32 и АС-34 не

имели современных средств навигации и систем автоматического позициони- рования с ЗПЛ. Поэтому только на до- полнительный поиск уже обнаруженно- го «Курска» аппараты тратили два часа драгоценного времени. Аккумулятор- ные батареи имели просроченные сро- ки годности, заменить их было нечем, поэтому они быстро разряжались, их нужно было подзаряжать, а это сокра- щало срок работы аппаратов.