Найти тему

Перспективы генетики

12-го апреля 1961 года человек впервые полетел в космос. И весь мир встал на уши. Тогда казалось, что стоит только построить большой космический корабль, и люди будут летать на встречу с инопланетянами, а пока… Писатели завалили книжные магазины произведениями о космических путешествиях и инопланетянах. В этих книгах, как и в мультфильмах, никаких ограничений не было. Абсолютная свобода фантазии. Чего только писатели не нафантазировали. Но во всех этих произведениях было кое-что общее, а именно: сильнейший научно-технический прогресс и прекрасные люди. Никаких преступников, никаких психов и дураков, не говоря уже о всяких занудах, болтунах, агрессорах, тиранах, приставалах, циниках, клеветниках, пьяницах, обманщиках, завистниках и пр. Какая идиллия! Все об этом мечтают, всем хочется, чтобы вокруг были прекрасные люди. Именно поэтому, у всех писателей-фантастов «машинально» вырисовывался образ желаемого человека будущего. Вроде как у кинорежиссёров на экранах преобладают красивые люди, так как всем этого хочется.

А. Чехов сказал: «У человека всё должно быть прекрасно: и одежда, и лицо, и душа, и мысли». Правильно сказано, только не полно. У человека прекрасным должно быть ещё и здоровье, тело, родители, семья, дети, жильё, и много чего ещё. Понятие «мысли» очень широко. Сюда входит интеллект, талант, доброта, способность вписаться в общество, психика, любознательность (не путайте с любопытством) и пр. «Как великолепен человек, если это человек настоящий» (Менандр, поэт-комедиограф, Древняя Греция). Часто мы начинаем нахваливать кого-то, его хорошие качества. Но тем самым мы порицаем массу других людей, не имеющих этих качеств. Если бы все были хорошие, то мы никогда бы не нахваливали эти качества, это было бы обычным явлением. Ведь мы никогда не нахваливаем кого-либо за то, что он так ловко ходит и даже бегает на двух ногах, так как все это умеют.

Что ж, прогресс идёт и рано или поздно достигнет того уровня, о котором писали фантасты. Но улучшатся ли люди сами собой, без посторонней помощи? «Автоматически»? Вряд ли. На что людям надеяться? На помощь инопланетян или попытаться самим улучшить представителей человечества?

Коммунисты, когда захватили власть, утверждали, что как только будет ликвидирована безработица, то преступления исчезнут. Жизнь показала ошибочность такого утверждения. Да и преступления совершаются не только по экономическим причинам.

В борьбе с преступностью применялись разные методы: от самых радикальных до бессмысленно мягких (по принципу: тебя ударили по правой щеке – подставь левую). Но преступность не ликвидирована и перспективы безрадостные.

Я утверждаю, что преступность можно победить, только улучшив человеческий генофонд. Эта мысль не нова, евгеника давно этим занимается, правда, только теоретически. А генетика ещё не доросла до того, чтобы составлять нужные гены и ребёнок родился бы чеховским идеалом. Да и искусственное вмешательство в гены человека может иметь непредсказуемые последствия. Поэтому гены надо улучшать селекцией. Селекция – это естественный процесс, он отбирает те особи, те виды, которые наиболее соответствуют нынешней обстановке. Селекцию нужно направить в правильное русло. Производить искусственный отбор естественным способом.

В природе постоянно происходят мутации. Они бывают двух видов: те, которые улучшают особь (или вид) и те, которые ухудшают. Хорошие мутации похожи на прямую линию между двумя точками: она кратчайшая и только одна. А непрямых и более длинных линий неисчислимое множество. Вот так же и хорошие мутации случаются редко, а плохие – постоянно. Вот бы гении рождались с частотой появления маньяков! У хороших родителей иногда рождается плохой ребёнок. В семье не без урода – гласит русская поговорка. Но чтобы у плохих родителей родился гений – такого не бывает. Хороший генотип – это результат миллиарднолетнего отбора.

Хорошо жить тем, кто близок к чеховскому идеалу, а как быть тем, кто от идеала далёк?

Чем нравом кто дурней

Тем более кричит и ропщет на людей

Не видит добрых он куда ни обернётся

А первый сам ни с кем не уживётся

( И. Крылов, баснописец)

Мы проклинаем тех, кто не может вписаться в общество, соблюдать законы. Мы их вообще за людей не считаем.

Называем животными, чудовищами, нелюдями. Мы презираем Митрофанушек. И не только Митрофанушек. Писатели описали множество типичных дефектных личностей, которых никто терпеть не может. Но только ли они сами во всём виноваты?

Древние люди жили охотой и собирательством. Нам и сейчас нравится собирать грибы. Нашёл гриб – он твой, а тот который лежит в чужом лукошке – нет. Таковы человеческие законы, нормальным людям ничего не стоит их соблюдать. Но у воров в мозгу есть некий дефект, который не позволяет им соблюдать закон собственности.

Многие преступники (не только воры) после неоднократной отсидки дают себе зарок: «Не буду нарушать закон», но вскоре снова оказываются за решёткой по той же статье. Тогда они начинают стенать: «Ну почему я не такой как все?!» Верно говорят, они не такие как все нормальные люди. Или человеку с ненормальной психикой разве хочется терять над собой контроль и выходить из себя? Но что он может сделать? «Все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая несчастлива по своему» (Л. Толстой). То же самое можно сказать о людях: все нормальные люди похожи друг на друга, а каждый дефектный ненормален по-своему. Уж такие гены им достались. Ведь никакая селекционная работа в отношении людей официально не ведётся. Неофициальная – ведётся. Люди при выборе спутника жизни обычно ориентируются: яблочко от яблони недалеко падает. Поэтому тот, кто критикует евгенику – ханжа, то есть осуждает в других то, чем сам занимается. Будущий человек может и должен получать вместе с генами отличное здоровье, высокий интеллект и т.д.

СНАБЖАТЬ БУДУЩЕГО РЕБЁНКА ЗАВЕДОМО ДЕФЕКТНЫМИ ГЕНАМИ – ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

Человек, получивший плохие гены, обречён маяться и портить жизнь другим людям. И таких дефектных личностей гораздо больше, чем чеховских идеалов. А ведь хорошие гены не в дефиците. Один хороший мужчина с помощью медицины может тысячам женщин дать прекрасное потомство. Это будет 50%-ная селекция. А если у хорошей женщины взять яйцеклетку, соединить с клеткой хорошего мужчины, то это будет 100%-ная селекция. И неважно, какая женщина вЫносит такую яйцеклетку, может она далека от идеала. Но гены-то, с большой вероятностью, подобраны хорошие. И у будущего ребёнка будет гораздо больше шансов вырасти нормальным человеком.

Я уже слышу вопли многих мужчин: «Что?! Хотят, чтобы я растил «кукушонка»?!» Но я слышал и другие вопли: «Если бы я знал, каким вырастет мой ребёнок, то заставил бы жену сделать аборт». Это во-первых. А во-вторых: если вы не способны полюбить хорошего ребёнка (пусть в нём нет ваших генов), то вам тем более нельзя передавать свои гены потомству. Злюки и эгоисты человечеству не нужны.

Да, внедрить такую мысль в сознание человечества нелегко, а внедрить в жизнь – ещё труднее. Человечеству в будущем предстоит сделать над собой огромное усилие. И тогда потомство будет получать здоровье, интеллект, прекрасные моральные качества и пр. «бесплатно», не делая никаких усилий. А сейчас мы все немного виноваты в том, что среди людей имеются дефектные личности. Мы ведь ничего не делали и не делаем, чтобы у них были хорошие гены.

«Не сделаешь косноязычного красноречивым, не превратишь лентяя в прилежного, не сделаешь мудрецом невежду, не заставишь поумнеть дурака» (Древний Египет).

«Женщины, предающиеся пьянству, рождают детей, похожих в этом отношении на своих матерей» (Аристотель, Древняя Греция).

«Никто не становится хорошим человеком случайно» (Платон, Древняя Греция).

«Не годами, а природным дарованием достигается мудрость» (Плав Тит Макций, Древний Рим).

«Но ни один из всех, какого б ни был роду,

Не властен сам свою переменить природу,

Прожить чужую жизнь, сыграть чужую роль»

(Пьер де Ронсар (1524-1585), французский поэт).

«Есть люди, которые рождаются со влечением ко злу» (Георг Кристоф Лихтенберг (1742-1799), немецкий писатель).

«Я согласен с идеей, что среди людей существует естественная аристократия». (Томас Джефферсон, 3-й президент США).

«Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, то есть убеждённые, что их подлость есть высочайшее благородство, подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении всё-таки её докончить, и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы» (Фёдор Достоевский, русский писатель).

Давайте представим, что создано лекарство от рака. Кому-то достаточно будет одной таблетки, кому-то понадобится целый курс лечения, а кто-то будет вынужден всю жизнь жить на этих таблетках. И число таких зависимых пациентов будет всё время увеличиваться. Ведь раньше они погибали, а теперь будут выживать и передавать потомству свои гены неустойчивые к раку. Поэтому таких людей надо будет всю жизнь спасать от рака, но запретить им передавать свои гены потомству. Я, например, если бы знал, что мой дед в 40 лет умер от рака и отец тоже, да и мне, видимо, достанется такая же доля, то я не стал бы создавать потомство. Зачем мне нужно, чтобы мой ребёнок в 40 лет умер от рака? Я бы обратился к медицине, занимающейся этими вопросами или сам нашёл бы достойного кандидата и поручил бы ему стать биологическим отцом моих детей. Ведь есть же люди, которые живут и работают в неблагоприятных условиях и онкопроблемы их не берут. Нужно добиваться, чтобы все имели такую устойчивость. И разве есть люди, которые не желали бы иметь эту самую устойчивость? Или не желали бы её для своих детей?

«Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании» (Фазиль Абдулович Искандер (род. 1929 г.), русский писатель).

Для того чтобы вписаться в общество, соблюдать законы нормальному человеку не нужно напрягаться. «Святые на небесах чисты и непорочны. В этом нет особенной заслуги» (Д. Лондон «Мартин Иден»). Так птица не особенно напрягается, чтобы парить в воздухе. А всё благодаря соответствующим генам. А каково жить тем, у которых плохие гены? «Возможно, что всё ужасное есть в своей глубочайшей сути нечто беспомощное, которое взывает к нам о помощи» (Райнер Мария Рильке, австрийский поэт).

Даже если бы мы могли составлять нужные гены, то у дефектных людей уже невозможно их изменить. Пожалуй, единственное, что мы можем сейчас сделать для:

а) неспособных соблюдать законы (кроме попыток исправления их за решёткой), это объяснить им, что они дефектные. И не надо беспокоиться о равноправии. Крепостные люди знали, что они люди низшего сорта. (Это, конечно, не так, но в то время такие убеждения господствовали). Точно так же дефектные люди должны знать, что они не дотягивают до звания настоящего человека. Мы ведь понимаем, что мы дефектные среди музыкантов (я имею в виду тех людей, которым медведь на ухо наступил), среди поэтов, шахматистов, учёных и т.д. Нормальные люди легко определяют своё место в обществе и не лезут «с суконным рылом в калашный ряд», а для многих дефектных личностей это за гранью понимания. Поэтому им нужно помочь понять то, что нормальные люди понимают с рождения «автоматически». Точно так же не может быть равноправным человек, который, например, из-за какой-то чепухи приходит в бешенство. А то и вовсе без причины. Равноправие для дефектных – это медвежья услуга.

Высокий интеллект – это не только возможность получить престижную специальность и получать хорошую зарплату, это ещё и возможность вписаться в общество и соблюдать законы. «Девять из десяти дурных человеческих поступков объясняются исключительно глупостью» (Лев Толстой).

Иногда учёные-биологи внедряются в стаю диких животных (обычно обезьян) для более тщательного изучения. Со временем животные начинают воспринимать человека как члена своей стаи. Но обезьяна не сможет на равных внедриться в человеческую «стаю». Дело в том, что человеку приходится ограничивать свой интеллект, чтобы сравняться с обезьянами. Это трудно, но возможно.

А обезьяна не сможет повысить свой интеллект. Нечто похожее происходит, когда агент из правоохранительных органов внедряется в банду: ограничивает свой интеллект, изображает из себя циника и т.д. И его начинают воспринимать как своего. Но не сможет глупый циник изобразить из себя интеллигента хотя бы на короткое время. Дефектные люди, часто по причине низкого интеллекта, считают себя равными всем нормальным людям, а то и выше, лучше, более развитыми. И, благодаря нашей медвежьей услуге, нарушают закон и оказываются за решеткой. Так собака, идя по городу вместе с хозяином, полагает, что она с хозяином равноправная, а все люди, дома, машины и т.д. принадлежат им. Низкий интеллект не позволяет понять, что он всего лишь малая частица чего-то огромного, а вовсе не центр Вселенной. «Великие люди, научив слабодушных размышлять, наставили их на путь заблуждений» (Люк де Клапье Вовенарг, французский писатель). Я, например, если бы встретился с А. Эйнштейном, то не считал бы себя равноправным с ним.

У нас в стране у бывших преступников в паспорте делается отметка о судимости. Это правильно, но это капля в море. Нужно сделать так, чтобы все дефекты были зафиксированы и доступны для ознакомления любому. Например, разведённый мужчина, если он был деспотом в прошлой семье, должен в своей «родословной» иметь такую запись: «Считает близких людей своей собственностью».

б) Для людей с дефектной психикой можно сделать принудительное посещения специалиста. (Не через суд). Нужно чтобы близкий человек (родственник, сосед, сотрудник) имел право принудительно привести к психиатру, психологу или психотерапевту того человека, который мешает ему жить. Правда, в этом случае специалист должен иметь право принудительно обследовать и его самого. Можно ещё ввести удостоверение для психически полноценных людей. Тот, кто чувствует себя полностью психически здоровым, может добровольно пройти строгую психиатрическую комиссию и получить соответствующее удостоверение. Такой человек должен иметь право направлять к специалистам людей с психическими отклонениями, если они ещё их не посещают. Это, конечно, не уменьшит число людей с дефектной психикой, но ликвидирует случаи, когда толпа психов третирует нормального человека. (Такую ситуацию описал А. Грибоедов в «Горе от ума».) И поможет решить многие семейные проблемы. Могут возразить, что в СССР психиатрия использовалась для устранения политических оппонентов и поэтому принудительно обследовать, лечить можно только через суд. Но любое дело можно испоганить, если оставить его без контроля. Например, суд иногда ошибается и наказывает невиновных, но это не повод, чтобы распустить правоохранительные органы. Люди с дефектной психикой отлично осознают, что у них не всё в порядке с головой (кроме невменяемых). А ошибка их в том, что они полагают, что их дефектов никто не замечает. Надо их просветить в этом вопросе. И надо объяснить им, что таковыми они и останутся до конца своих дней. И пусть на равноправие не претендуют. И ещё можно создать специальную психиатрическую службу, типа мед. вытрезвителя, т. е. медики и полиция там работают совместно.

Сколько людей страдает от избыточного веса! Но человек должен есть что угодно и сколько угодно и не набирать избыточный вес. Ведь есть же такие люди. И этого тоже можно добиться селекцией.

Кое-кто считает законопослушных людей слабаками. Да и само слово «законопослушный» несёт оттенок какого-то размазни. Нет! Как раз законопослушные – это сильные личности. Если у них и есть первобытные инстинкты, то достаточно мощный интеллект держит эти инстинкты под контролем. Испытание войнами не раз показали, что законопослушные обычно проявляют большое мужество, а бандиты храбрые только тогда, когда с численным перевесом и оружием нападают на беззащитных.

Человечество засорено личностями, которым нельзя передавать свои гены потомству. Это идея не моя, многие генетики её давно высказывают. Как-то в прессе была информация, что в США не может баллотироваться в президенты тот, кто хоть раз обращался к психотерапевту. А таких в стране - 80%. То есть в США 80% людей с психическими отклонениями. (А ведь есть не только псих. отклонения). В России процент психов меньший, но это не потому, что население более здоровое, а потому, что соответствующая мед. помощь у нас поставлена гораздо хуже.

Государства существуют только потому, что имеются организации, следящие за соблюдением законов и порядка, а также всевозможные псих-спецы. Представьте, что случилось бы, если бы вдруг эти организации исчезли. Или, скажем, коллектив полярников (геологов, космонавтов) собрали без отбора личностей. Что там было бы при длительной изоляции? А нормальные люди спокойно уживаются даже в многочисленных коллективах без психологов и полиции.

«О, сколь прекрасен будет день, когда я отправлюсь в божественное собрание, присоединюсь к сонму душ и удалюсь от этой толпы, от этих подонков!» (Цицерон «О старости», Древний Рим).

Вот уж достали древнего мыслителя дефектные личности, если даже смерти он ожидал как благо. В современном мире любой человек, имеющий власть или деньги, отгораживается от дефектных людей всевозможными способами, а простые люди вынуждены жить с ними бок о бок.

Человечество надо улучшать до тех пор, пока оно не будет соответствовать обществу из прошлых космических фантастических рассказов. Пока каждый человек не будет соответствовать чеховскому идеалу.

Но сейчас этим серьёзно заниматься ещё рано. На это нет ни времени, ни средств. Над человечеством висит домоклов меч ядерной войны, да и других проблем, более серьезных, чем плохой генофонд, достаточно.

На евгенику многие смотрят косо, да ещё и параллель с фашизмом проводят. А вы помните, когда у нас стали практиковать брачные объявления, какие вопли неслись со всех сторон? В чём только не обвиняли, какие только беды не пророчили. Евгенике тоже воплей не избежать, причём многие будут протестовать не потому, что не согласны, а просто, чтобы заявить о своём существовании. Вроде как у Гоголя в «Ревизоре»: «Расскажите в Питере, что я здесь живу. Так и скажите: живёт там Бобчинский». Это шанс для таких людей самоутвердиться: я, мол, тоже умею мыслить, я с учёными – евгениками на равных спорю. И ещё: не потому ли некоторые не признают евгенику потому, что чувствуют свою ущербность и понимают, что вряд ли получат право передавать свои гены потомству?

P. S. Тот факт, что в 21 веке разумные существа не могут жить без войн и продолжают создавать оружие, способное уничтожить жизнь на планете, говорит о том, что человеческий генофонд нуждается в радикальном улучшении.