Найти в Дзене
Архистория

Инструмент, который был главным препятствием для выселения органного зала, сгорел, но будущее костела все так же туманно

В постсоветской неразберихе судьба культовых сооружений складывалась по-разному. Некоторые из них сразу вернули законным владельцам, некоторые - лишь спустя время. Но было и такое, когда всё оставалось практически на своих местах, а увещевания заинтересованной стороны заканчивались лишь дискуссиями или тяжбами с государством.

Окно-роза - одна из самых ярких деталей костела
Окно-роза - одна из самых ярких деталей костела

В 1991 году киевские католики наконец получили возможность молиться в нормальных условиях. Из собора Святого Александра съехал планетарий, ему еще в конце 80-х построили новое здание. Но переселять куда-то зал органной музыки никто не собирался. Не смотря на архитектурное изящество Николаевского собора, в котором и проходили концерты, он всегда считался вторым по значимости. По мнению властей, без него католическая община могла вполне обходиться, чего не скажешь об инструменте. Орган создавался с учетом акустики здания и в другом зале он просто не зазвучал бы.

Последствия пожара
Последствия пожара

Эту отговорку наверняка не раз вспоминали чиновники из украинского Минкульта, когда в сентябре нынешнего года подсчитывали убытки от пожара, вспыхнувшего в Николаевском костеле. Старый давно не реставрировавшийся инструмент стал его причиной (по версии следствия загорелись электроды в середине деревянного корпуса) и главной жертвой.

Башни - то, что делает костел особенно ярким памятником готики
Башни - то, что делает костел особенно ярким памятником готики

Установили его в конце 70-х, как раз накануне открытия олимпиады-80 в Москве. Тогда Киеву досталась почетная миссия принимать несколько матчей футбольного турнира. Коммунистическое руководство страны и республики живо смекнуло, что такое сооружение как костел поблизости со стадионом неизбежно вызовет интерес западной публики. А где интерес, там и имиджевые потери. Ведь здание на тот момент использовалось под архив, а на его готических башнях стояли антенны, глушившие западные радиоголоса.

-4

Словом, ситуацию живенько бросились исправлять. Надо было придать хоть какое-то подобие достоинства архитектурному памятнику. Архив перевезли в другое место, а на его месте разместили зрительный зал, сцену, этажом ниже - гардероб и даже буфет.

Символы веры не спасли инструмент от огня
Символы веры не спасли инструмент от огня

Заказ на изготовление инструмента получили чешские друзья из компании Rieger-Kloss, давно и охотно снабжавшие своей продукцией весь соцлагерь. Естественно, что устанавливать его с учетом католической традиции никто не собирался. Конструкцию водрузили на месте алтаря. Впрочем, католиков это ничуть не смущало, когда уже после распада СССР они в очередной раз обращались к светским властям по поводу возвращения им всего здания. Каждый новый президент вселял надежду на справедливое решение вопроса, но заканчивалось, как правило, ничем.

Орган костела до пожара
Орган костела до пожара

За время существования концертного зала под сводами церкви верующим удалось добиться лишь того, что им разрешили службы в подвальном этаже, а в центральную часть храма допускали по воскресеньям, в Рождество и на Пасху. Как говорится, хоть так.

Сегодня костел в окружении плотной застройки
Сегодня костел в окружении плотной застройки

Но была и другая, не менее серьёзная проблема - состояние костела в целом. По сути с момента строительства он ни разу так и не реставрировался. Особенно красноречиво об этом напомнил 100-килограммовый кусок бетона отвалившийся от здания в прошлом году.

Костел вскоре после завершения строительства
Костел вскоре после завершения строительства

В конце 19 века вопрос о строительстве еще одного храма для польской религиозной общины Киева, что называется, назрел. Власти не возражали и дали участок на тогдашней окраине, улице Большой Васильковской. В архитектурном конкурсе неожиданно победил студент Петербургского института гражданских инженеров Станислав Воловский.

Памятник Владиславу Городецкому
Памятник Владиславу Городецкому

Но реализацию проекта 24-летнему новичку никто не доверил. Предводители польской общественности призвали к рулю земляка - Владислава Городецкого. Он уже был знаменит в Киеве. И хотя его Дом с химерам тоже числился в ближайших планах, от предложения не отказался. Работы развернулись полным ходом.

Костел в окружении построек начала 20 века
Костел в окружении построек начала 20 века

Но в 1904 году случилось событие, которое чуть не поставило крест на его блестящей карьере. Во время возведения стен насмерть разбился каменщик. Экспертиза установила вину руководителя работ, то есть Городецкого. Он в свою очереь потребовал созвать еще одну комиссию, куда вошли сплошь его друзья и подельники по другим объектам. Новый вердикт оказался в пользу зодчего, дескать, разбившийся сам виноват. В общем, если был договорняк, то будущий оплот веры от этого не стал крепче.

-11

Городецкий доработал проект, добавив к изначальным двум башням костела еще одну поменьше, центральную; разместил над главным входом окно-розу и, конечно, его заслуга - богатый скульптурно-орнаментальный декор костела, который неизменно исполнялся давним партнером и художником итальянцем Элио Сала.

-12

Тут, правда, неизвестно чего было больше: утонченного вкуса и любви к европейской готике или шкурного интереса. Городецкий числился акционером завода по производству цемента. И, не исключено, что модный в то время материал подстегивал его фантазию и идеи, а они в свою очередь заказы производителю сырья.

-13

Освятили сооружение в 1909 году и без малого 30 лет оно было не только местом для молитв, но и предметом гордости. Николаевский костел и сегодня показывают приезжим как одну из достопримечательностей. Хоть и с приставкой нео, но всё же готика. Что-то сопоставимое по масштабу можно найти только в западных областях Украины.

-14

Но большевики не очень-то обращали внимание на такие тонкости. Службы в храме запретили в 1936 году и тогда же репрессировали настоятеля. Еще какое-то время он простоял в запустении, а потом и вовсе был закрыт. Горсовет постановил использовать его под общественные нужды. А они в таких случаях, как правило, сводились к потребностям главного репрессивного ведомства СССР - НКВД.

-15

События Второй мировой войны чуть не стали роковыми для костела. В 1943 году во время боёв за город со стороны красных прилетел снаряд, из-за которого начался сильный пожар. Говорят, в его огне сгорел исторический орган. Правда, про это после войны уже никто и не вспомнил. Здание приспособили под архив. А для этого внутри оборудовали стеллажи и перегородили стены между парами восточных и западных колонн.

-16

Надежда на возрождение исторического памятника вспыхнула после смерти “вождя народов” - Сталина. Костелу присвоили охранный статус. Но буквально через пару лет от него отказались. Так без должного ремонта и реставрации он и дожил до третьего тысячелетия.

-17

Робкая попытка потратить 50 миллионов гривен предпринималась в 2020 году. Но дальше слов министра культуры дело не сдвинулось. А буквально накануне пожара выяснилось, что правительство приняло дорожную карту по полному возвращение храма католикам. До 2023 года планировали возвести новое здание под зал органной музыки и освободить все помещения костела. Огненная стихия несколько упростила задачу.

Сентябрьский пожар лишь благодаря оперативным действиям пожарных не распространился на весь собор
Сентябрьский пожар лишь благодаря оперативным действиям пожарных не распространился на весь собор

В сложившейся ситуации было бы логично деньги, которые хотели потратить на строительство, пустить на комплексную реставрацию костела. Но логики в украинской системе охраны памятников мало. Зато всегда есть большая вероятность того, что кто-то на бюджетных средствах нагреет руки. Посмотрим.