На днях Французская синематека завершила ретроспективу Люка Мулле — режиссера и кинокритика, о котором Жан-Люк Годар когда-то сказал так: «Мулле — это Куртелин глазами Брехта». Вообще Мулле давно должен был стать классиком, но к нему прилип эпитет «скрытый», и это грустно.
Во вступительном тексте к синематечной программе его фильмография неслучайно названа «веселой», ведь это и правда весело — снимать прыгающих через турникеты метрополитена «зайцев», вскрывать язвы индустрии питания (задолго до того, как это стало мейнстримом), объясняться в любви американскому кино, рассказывать то про феминисток, то про библиотеки. Но главное, в чем преуспел Мулле, — это работа с самыми разными — странными и прекрасными — пространствами— как в своих художественных, так и в документальных работах.
«Меня всегда привлекали разные места. Определять пространство, показывать его — это основная движущая сила моего кино. Люди появляются потом. Мои фильмы — это женщины и пространства; женщины в пространствах. Это всегда было для меня отправной точкой» (Люк Мулле)
Сегодня этому весельчаку исполняется 84 года. Кроме совершенно очевидного призыва смотреть его фильмы, порекомендую документальный фильм-портрет «Человек черных земель» («рубины» — так называют эродированные земли Верхих Альп вдоль реки Рубин):
Из чего же состоит воображаемая синематека самого Люка Мулле?
Этот вопрос ему задали в 2002, и он выбрал свою идеальную десятку фильмов:
1. Слепая сова
(La chouette aveugle, реж. Рауль Руис, 1987)
Экранизация одноименной повести персидского писателя Садека Хедаята.
2. Ночной бардак
(Tapage nocturne, реж. Катрин Брейя, 1979)
Фильм про женщину-режиссера и ее любовные похождения от скандальной писательницы и режиссера Катрин Брейя.
3. Сила слова
(Puissance de la parole, реж. Жан-Люк Годар, 1988)
Короткометражка, сочетающая тексты «Сила слов» Эдгара Аллана По и романа «Почтальон всегда звонит дважды».
4. Дикая кошка
(Die bergkatze, реж. Эрнст Любич, 1921)
Немой ромком, снятый Любичем за год до переезда из Берлина в Голливуд.
5. Дорога во вчерашний день
(The Road to Yesterday, реж. Сесил Б. ДеМилль, 1925)
Поезд, мелодрама, путешествие по историческим эпохам… Над фантазийным сюжетом работал в том числе Ховард Хоукс.
6. Руби Джентри
(Ruby Gentry, реж. Кинг Видор, 1952)
Во Франции фильм шел под метафоричным названием «Ярость желания». Этим всё сказано.
7. Шоковый коридор
(Shock Corridor, реж. Сэмюэл Фуллер, 1963)
Один из самых сильных психиатрических триллеров в истории кино.
8. Ловись, рыбка
(Go Fish, реж. Роуз Троше, 1994)
Андеграундная и авангардная история про лесбиянок.
9. Завтрак чемпионов
(Breakfast of Champions, реж. Алан Рудольф, 1999)
Экранизация одноименного романа Курта Воннегута с Брюсом Уиллисом, Альбертом Финни и Ником Нолти.
10. Золотое ложе
(The Golden Bed, реж. Сесил Б. ДеМилль, 1925)
Одна из самых важных ролей в карьере британской дивы немого кино Лиллиэн Рич.
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями👨👩 Подписывайтесь на канал💡