Политические идеи русских летописцев XII в. Тезисы. Б.А. Рыбаков

Дорогие читатели, мы публикуем уже изданный труд академика Бориса Александровича Рыбакова. Одновременно вы можете ознакомиться с рукописью ученого, где он делал свои пометки, сноски и исправления. Вы прикоснётесь к трудам академика и при желании, сможете проследить за ходом его мысли.

Приятного чтения!

Польша и Русь. Черты общности и своеобразия в историческом развитии Руси и Польши XII–XIV вв. М., 1974. Под редакцией академика Б. А. Рыбакова.
Издание имеет грифы: Академия наук СССР Комиссия историков СССР и ПНР Институт славяноведения и балканистики Институт истории СССР
Сборник статей польских и советских авторов освещает с марксистских позиций ряд важных проблем социально-экономического, политического и культурного развития Польши и Руси XII–XIV вв. Показаны характерные черты развития объединительных общественных тенденций в этих странах, пути преодоления феодальной раздробленности, формирование черт национального единства, воздействие международных отношений на этот процесс, отражение его в памятниках духовной и материальной культуры. Выводы ученых об особенностях государственного развития Польши и Руси помогают в раскрытии общих процессов в истории этих стран.
Польша и Русь. Черты общности и своеобразия в историческом развитии Руси и Польши XII–XIV вв. М., 1974. Под редакцией академика Б. А. Рыбакова. Издание имеет грифы: Академия наук СССР Комиссия историков СССР и ПНР Институт славяноведения и балканистики Институт истории СССР Сборник статей польских и советских авторов освещает с марксистских позиций ряд важных проблем социально-экономического, политического и культурного развития Польши и Руси XII–XIV вв. Показаны характерные черты развития объединительных общественных тенденций в этих странах, пути преодоления феодальной раздробленности, формирование черт национального единства, воздействие международных отношений на этот процесс, отражение его в памятниках духовной и материальной культуры. Выводы ученых об особенностях государственного развития Польши и Руси помогают в раскрытии общих процессов в истории этих стран.

1. На рубеже XI и XII вв. явно ощущается усиление политической̆ роли киевского боярства, стремящегося ог­радить себя от княжеского произвола и устранить разо­рительные княжеские усобицы, особенно грозные в тех случаях, когда та или иная враждующая сторона вступа­ла в союз с половецкими ханами. Выступая против усо­биц, призывая к дружной̆ обороне всей̆ Руси от полов­цев и негодуя по поводу беззакония и бесчинств княже­ских тиунов и вирников, боярство объективно защищало общенародные интересы.

2. Осуждению с боярских позиций подвергалась в летописи деятельность Всеволода Ярославича в последние годы его княжения (когда фактически Киевской̆ Русью правил его сын Владимир Мономах). Князь «нача люби­ ти смысл уных, совет творя с ними», «начата ти унии грабити людей, продовати» (в чем сказалась оборотная сторона «Правды» Ярославичей̆). Такому же осуждению подверглись и первые шаги нового князя — Святополка Изяславича: он также не советовался со «смысленными», со старшей̆ дружиной̆, боярством. Летописец не пожалел красок для того, чтобы изобразить пагубные и тягостные для всей̆ Руси последствия подобного пренебрежения боярской̆ думой̆. Главным положительным героем кон­цовки киевского летописного свода 1093 г. является гла­ва киевского боярства тысяцкий̆ Ян Вышатич, представитель «смыслеиных». Автор этого летописного свода (по А. А. Шахматову —печерский игумен Иоанн) вынес свой спор с князьями за рамки годовых статей̆ и повторил его в предисловии ко всей̆ летописи, четко обозначив свое политическое кредо.

Рукопись академика Б.А.Рыбакова Лист 1.
Рукопись академика Б.А.Рыбакова Лист 1.

3. «Поучение» Владимира Мономаха (около 1099 г.) является прямым ответом на обвинения, предъявленные ему как фактическому правителю Руси в 1187—1193 гг. летописцем от имени «смысленных». Мономах осуждает «отроков», творящих пакости в селах и житах, осуждает «мужа крови и творящих беззаконие». Одновременно он дает понять, что «уные» обязаны «премудрых слушати, старейшим покорятися». Сам князь должен обсуждать все дела с боярством. Кроме того, Мономах в «Поучении» выступил противником княжеских усобиц и сторонником активной̆ борьбы с половецкими наездами. Одним словом, рассчитывая на избрание его великим князем киевским, Мономах полностью принял боярскую программу.

4. Киевское боярство на протяжении XII столетия достигло значительного политического могущества, что выразилось в избрании по своей̆ воле князей̆, в обяза­тельности «ряда» каждого нового князя с «киянами» и в изгнании князей̆, не угодных киевскому боярству.

Летописцы откровенно говорят о боярских заговорах, кончавшихся то изменой̆ в разгар битвы (1146, 1169 гг.), то отравлением самого цесаря Руси (1171 г.). В юридических памятниках усиление боярства отрази­лось в Пространной Русской Правде, заменившей̆ (при­мерно в 1120—1130-е годы) старую домениальную «Прав­ду» Ярославичей.

С 1151 г. киевское боярство устанавливает оригиналь­ную систему дуумвирата, приглашая на великокняжеский̆ стол одновременно представителей̆ двух враждующих кня­жеских домов. Эта система, действовавшая (с перерыва­ми) до 1194 г., способствовала уменьшению усобиц.

Рукопись академика Б.А.Рыбакова Лист 2.
Рукопись академика Б.А.Рыбакова Лист 2.

5. Один из киевских летописцев середины и второй̆ по­ловины XII в., принадлежавший̆ к светским боярским кругам, в целом ряде годовых статей̆ довольно подроб­но изложил (не в общем, а по поводу конкретных со­бытий) взгляды бояр на идеального князя. Князя при­глашает Киев и вся земля Русская; переход престола по наследству совершенно не обязателен; князь заключает ряд с людьми. В случае дуумвирата составляются дого­ворные грамоты соправителей̆ (например, «Романов ряд» 1176 г.). Князь обязан советоваться с боярской̆ думой̆. Киевляне вправе отказать князю в своей̆ военной̆ по­мощи, если они не считают данную войну необходимой̆. Они вправе сказать князю: «Поеди, княже, прочь!» Неод­нократно подчеркивается неблаговидность действий тех князей̆, которые пренебрегали боярскими советами и сле­довали подстрекательствам «уных», «детских» (Изяслав Мстиславич в 1149 г. и Владимир Мстиславич в 1167 г.). Летописец последовательно проводит идею боярской̆ оли­гархии, что сближает положение киевского боярства с боярством новгородским после 1136 г.

6. Выкристаллизовавшиеся к 1130-м годам самостоя­тельные княжества-королевства (еще не поделенные на уделы) были оптимальной̆ политической̆ формой̆ с точки зрения наиболее сильной̆ части феодального класса — боярства.

Боярские идеологи поддерживают идею самостоятель­ных, суверенных «отчин». Для киевского летописца хоро­шим примером независимого княжества является Суздалыщина Юрия Долгорукого («речь» боярина в думе в 1148 г., по В. Н. Татищеву, и спор Андрея Боголюбского с Юрием Туровским в 1155 г.).

Посмертные оценки князей̆ и их предсмертные «речи», записанные в летописи, создают облик идеального с точки зрения боярских летописцев князя.

Рукопись академика Б.А.Рыбакова Лист 3.
Рукопись академика Б.А.Рыбакова Лист 3.

7. Несомненным сторонником суверенности крупных княжеств является автор «Слова о полку Игореве». Его уважительное, почти панегирическое отношение к Яро­славу Осмомыслу, Всеволоду Большое Гнездо и Роману Мстиславичу свидетельствует о полном согласии его с существовавшей̆ в те годы политической̆ стриктурой̆. При­зывы автора «Слова» к единым действиям ограничива­лись чисто военным аспектом («Загородите полю воро­та»), касались только совместных действий̆ против по­ловцев и совершенно не затрагивали ни принципа существования отдельных княжеств, ни права войны и мира у каждого князя, ни внутреннего распорядка княжеств.

8. Интереснейшим политическим трактатом, завершаю­щим развитие политической̆ мысли XII в., является известный̆ федеративный̆ проект Романа Мстиславича 1203 г., сохранённый̆ и критически рассмотренный̆ В.Н. Татищевым. Время и место его первоначальной̆ фиксации следует, по всей̆ вероятности, связывать с кня­жением в Новгороде Константина Всеволодича в 1205— 1207 гг., когда при дворе этого князя, удостоившегося прозвища «Мудрый», писал книжник, хорошо знакомый̆ с киевскими событиями 1203 г.

Сущность проекта заключается в следующем: для обо­роны южных границ и устранения усобиц и котор, киев­ского князя должны выбирать шесть крупнейших русских князей̆: Владимирский, Черниговский, Галицкий, Смоленский, Полоцкий, Рязанский.

Рукопись академика Б.А.Рыбакова Лист 4.
Рукопись академика Б.А.Рыбакова Лист 4.

Отчина-домен избранного князя передается его старше­му сыну. Принцип майората («а и же б местные князи не малились») предполагается применять во всех княже­ствах.

Киевский̆ великий̆ князь рассматривается в этом проек­те не как монарх единой̆ империи, а лишь как организатор обороны, действующий «снесшися со братией» (выделено мной. — Б. Р.). Усобицы между князьями ве­ликий князь пресекает не силою оружия, «а посудит с местными князи и омирит».

9. Монархическая идея неоднократно обосновывалась летописцами-церковниками. Одним из примеров может служить речь-кантата игумена Моисея, завершающая Киевский летописный свод 1198 г. Исходя из тезиса Мефодия Патарского о том, что «малое небо — богомудрого душа», Моисей (подражая по форме Кириллу Туровско­му) проводит сопоставление благих дел князя Рюри­ка Ростиславича с мудрым устройством Вселенной̆ богом.

Придворный̆ монархизм наполняет все летописание при дворе Андрея Боголюбского. Здесь мы встретим даже та­кой сомнительный̆ с точки зрения канонического хри­стианства тезис: «Естеством бо царь земным подобен есть всякому человеку, властью же сана — вышьши, яко бог!» (выделено мной.—Б. Р.).

Возможно, что именно это уподобление Андрея Бого­любского богу вызвало к жизни сатирическое произведе­ние (оригинальное или переводное?) «Слово о Адариане царе, како ся велел звати богом», вышедшее, очевидно, из кругов оппозиционного боярства.

Рукопись академика Б.А.Рыбакова Лист 5.
Рукопись академика Б.А.Рыбакова Лист 5.

10. Во Владимиро-Суздальском летописании единственный̆ раз за весь XII в. прозвучал голос летописца, за­щищающего интересы порабощаемого и закабаляемого на­селения. Автор поучения, написанного по поводу гранди­озного пожара во Владимире в 1192 г. (я полагаю, что им мог быть Даниил Заточник), обращается к сильным мира сего с призывом не только накормить и приютить погорельцев, но и «разрешить узы бедных» и уничто­жить «вписанье неправедно», т. е. какие-то кабальные грамоты, которые заставляли подписывать голодных и ра­зоренных горожан.

В летописных материалах, принадлежащих, по-видимому, той же руке, есть смелый тезис: «за грехи царя бог казнит землю».

11. Даниил Заточник в своем «Слове» (1197 г .), не покушаясь на основы феодального строя, признавая и княжескую власть, и боярство («паволока, испещренне многими шелки...»), выступает против произвола и безза­кония княжеских тиунов и рядовичей. Однако его пози­ция диаметрально противоположна позиции богатых «смысленных», осуждавших то же самое явление при Мономахе; Даниил судит о рядовичах с точки зрения разо­ренного человека, не огражденного от произвола «стра­хом грозы» княжеской̆.

12. Наиболее прогрессивное направление политической мысли XII в. представлено в русском летописании мощной̆ струёй̆ боярского творчества. Защита Руси от половцев, ликвидация княжеских военных усобиц, приостанов­лениекняжеского круговорота XI в., организация реаль­но управляемых княжеств с постоянной̆ династией̆, тре­бования законности и постоянное стремление к миру — таковы положительные черты боярской̆ идеологии в усло­виях бурного развития «восходящей стадии» феодализма.

Рукопись академика Б.А.Рыбакова Лист 6.
Рукопись академика Б.А.Рыбакова Лист 6.

Будем рады любой вашей реакции (подписка, комментарии, лайки, репосты). Активные зрителей по итогам месяца, будут вознаграждены приятными сувенирами, принадлежавшими когда-то академику.

Рукописи, документы, письма, схемы, таблицы, карты из архива академика Бориса Александровича Рыбакова мы публикуем в социальных сетях:

Vk — Архив академика Б.А. Рыбакова

Ok — Архив академика Б.А. Рыбакова

Fb — Архив Рыбакова

Дзен — Архив академика Б.А.Рыбакова

YouTube — Тайны архива Рыбакова

В создаваемый фонд Бориса Александровича, мы с радостью примем любые материалы, которые смогут нам помочь в работе над архивом (статьи, книги, журналы, медиафайлы, фотографии, воспоминания очевидцев). pervovsvyatoslav@yandex.ru

Архив великого ученого, академика Бориса Александровича Рыбакова считаю достоянием всего нашего народа!

Далее приглашаю к просмотру первой лекции академика, которую он прочел в Сергиевом-Посаде в 1995 году. «Пророчества академика Бориса Рыбакова. Откуда есть пошла Русская земля». В конце данной лекции, отвечая на вопросы слушателей, Борис Александрович однозначно говорит об Велесовой книге.

Приятного просмотра!

Хранитель архива: Первов Святослав — pervovsvyatoslav@yandex.ru