Найти в Дзене
Architecture & design

Основы композиции ландшафтного проектирования

Композиция в ландшафтном проектировании Композиция – (от лат. compositio расположение, составление, соединение) обозначает построение произведения искусства. Ландшафтная композиция – это расположение пространственных форм проектируемой территории в определенном сочетании, которое образует органическое единство организуемого пространства. Средства ландшафтной композиции Средства ландшафтной композиции — это соотношение пространственных форм по их свойствам, важнейшими из которых можно выделить: Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности и т. д. Все эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой и одинаково важны. Единство и соподчинение Единство и соподчинение – организация частей и создание целого. Принцип композиционного единства заключается в том, что компоненты ландшафта могут сильно различаться по наполнению и назначению, но в тоже время быть тесно связанными между собой ландшафтной композицией. Единств
Оглавление

Композиция в ландшафтном проектировании

Композиция – (от лат. compositio расположение, составление, соединение) обозначает построение произведения искусства.

Ландшафтная композиция – это расположение пространственных форм проектируемой территории в определенном сочетании, которое образует органическое единство организуемого пространства.

Дворцово-парковый ансамбль Версаль, Франция
Дворцово-парковый ансамбль Версаль, Франция

Средства ландшафтной композиции

Средства ландшафтной композиции — это соотношение пространственных форм по их свойствам, важнейшими из которых можно выделить:

  • единство и соподчиненность;
  • пропорции;
  • законы линейной и воздушной перспективы.

Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности и т. д.

Все эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой и одинаково важны.

Единство и соподчинение

Единство и соподчинение – организация частей и создание целого.

Принцип композиционного единства заключается в том, что компоненты ландшафта могут сильно различаться по наполнению и назначению, но в тоже время быть тесно связанными между собой ландшафтной композицией.

Единство выявляет главное и подчиненное, неразрывную связь формы и содержания. Оно проявляется в выделении объемно-пространственной доминанты и подчинении ей остальных частей. Это может быть архитектурное сооружение, поляна, водоем и др.

Соподчинение определяется ориентацией остальных частей на эту доминанту и их визуальную и тематическую взаимосвязь.

Доминанта – жилой дом, крупный водоем, обширная лужайка или партер, необычное дерево, холм, крупный массивы деревьев.

Выделить доминанту можно большим цветовым пятном.

Абсолютные доминанты участка обычно занимают имеют центральное расположение, охватываются основным прогулочным маршрутом, имеют несколько точек восприятия.

Второстепенные доминанты являются либо вариантами главной доминанты, либо поддерживают и развивают ее.

Их назначение избежать монотонности, создать систему ориентиров, ими чаще всего служат фонтаны, скульптуры, беседки, лестницы и др. Они хорошо выделяются на фоне растительности, подчеркивают завершения аллеи, повороты дорожек, пересечения дорожек, небольшие площадки.

Доминанта в ландшафтной композиции:

-2
-3
-4

Хоровод белых берез — композиционный центр района Белой березы в Павловском парке — это своеобразный повтор круглой колоннады дворца и других сооружений парка.

Павловский парк в Санкт-Петербурге
Павловский парк в Санкт-Петербурге
Павловский парк в Санкт-Петербурге
Павловский парк в Санкт-Петербурге

Включение в пейзаж парка окружающего ландшафта - заимствованный пейзаж.

-7
-8

Принцип планировочного единства

Выражается в планировочном единстве сооружений, планировки, насаждений.

-9

Принцип композиционного единства

Заключается в том, что компоненты ландшафта могут сильно различаться по наполнению и назначению, но в тоже время быть тесно связанными между собой ландшафтной композицией.

Дворцово-парковый комплекс Петергоф в середине XVIII в.
Дворцово-парковый комплекс Петергоф в середине XVIII в.

Главные и второстепенные композиционные оси, доминанты и главные композиционные узлы.

-11

Второстепенные композиционные узлы и дополнительные ритмические акценты.

-12

Приемы ландшафтной композиции

  • симметрия и асимметрия;
  • контраст;
  • нюанс;
  • тождество;
  • ритм.

Симметричные композиции - это закономерное расположение одинаковых фигур по отношению к оси или плоскости.

В симметричных композициях равновесие достигается путем равенства форм и расстояний.

Асимметричные композиции характерны для пейзажных парков.

Асимметричными могут быть:

  • расположение деревьев в группе;
  • расположение групп, формирующих пространство;
  • соотношения различных по структуре пространств в плане парка и т. д.
-13

Осевые композиции

Осью может быть линия движения (дорога, улица) или линия взгляда направленная на какой-либо объект.

Примером являются регулярные парки, имеющие ярко выраженные композиционные оси и симметричное размещение пространственных форм.

Шветцинген, Германия
Шветцинген, Германия

В асимметричных композициях неравные по величине и неодинаковые по форме части располагаются таким образом, что получаются равновесные композиции пространственных форм.

-15

Контраст — это сильно выраженное различие свойств пространственных форм, данное в их сопоставлении.

  • светлый — темный,
  • высокий — низкий,
  • большой — маленький.

Контраст — очень выразительный, резкий приём, и использовать его надо с осторожностью.

Раскрытие вида
Раскрытие вида
Частный сад, Испания
Частный сад, Испания
Частный сад, Россия. Контрастное сочетание по форме и текстуре
Частный сад, Россия. Контрастное сочетание по форме и текстуре
Частный сад, Голландия. Контраст по фактуре
Частный сад, Голландия. Контраст по фактуре

Нюанс - едва заметный переход характеризующий незначительные различия в свойствах форм, имеющих сходство: цвет, размеры, фактуры поверхностей, рисунок отдельных элементов.

Нюансные композиции требуют особой тщательности исполнения и знания материала.

Частный сад, Германия
Частный сад, Германия

Тождество определяется сходством сравниваемых признаков.

В ритмическом ряду тождественны акценты и интервалы, в симметричной композиции уравновешивающие друг друга объемы.

Шветцингер, Германия
Шветцингер, Германия
-22

Пространственные формы территории

Взаимосвязь пространства, плоскости и объема определяется объемно-пространственной композицией и выражает общие закономерности формирования среды.

Плоскости - это все поверхности земли, мощения, цветники, партеры, кружевные, газоны, поляны, элементы рельефа, водное зеркало.

Объёмы - это древесно-кустарниковые группы, массивы, опушки, отдельно стоящие деревья, архитектурные объекты (МАФ), скульптуры.

Свойства пространственных форм территории

Пространственные формы в ландшафтном искусстве имеют ряд свойств, которые необходимо учитывать при решении композиционных задач.

Сюда входят:

  • геометрический вид формы,
  • величина,
  • масса,
  • фактура,
  • положение в пространстве,
  • цвет и освещенность.

Соотношения пространственных форм по их свойствам представляют собой средства композиции.

Соотношение форм по геометрическому строению

Геометрический вид формы в зависимости от отношения величин, измеряемых по трем координатам, может рассматриваться как объемный, плоскостной и линейный.

  • плоскостной (измеряются по ширине и длине)- газон, цветники, стены леса, водное зеркало;
  • линейный (преобладание одного измерения над другим, предельно малым по величине) линии дорог, рабатки, бордюры, струя воды, водопад, фонари, русло ручья, подпорные стенки;
  • объемный (относительное равенство величин по трем координатам) - шары, кубы, полусферы, деревья, кустарники, различные сооружения.
-23

Древесные массивы

Воссоздают в парках или лесопарках естественный лесной ландшафт. Он состоит из деревьев и кустарников горизонтальной и вертикальной сомкнутости. Массивы различаются по породному составу: чистые (сосновый, еловый) и смешанные массивы (березово-еловый); в парках приняты массивы площадью 0,5-4 га, в лесопарках – до 10 га.

Ледницко-Валтицкий парковый комплекс, Чехия
Ледницко-Валтицкий парковый комплекс, Чехия
Древесные группы как элементы ландшафтной композиции
Древесные группы как элементы ландшафтной композиции

Групповые композиции из древесных растений

Назначение групп:

  • формировать передний и средний план пейзажа, создавать акценты, доминанты;
  • создавать красивый контур древесных опушек;
  • создавать силуэт сада, парка, наполнять их игрой света и теней, обогащать колорит.

Разделяются по составу:

  • древесные;
  • древесно-кустарниковые;
  • кустарниковые.
Частный сад, Франция
Частный сад, Франция

Различаются по дедрологическому составу:

  • однопородные(чистые);
-27
Михайловский парк в Пушкиногорье
Михайловский парк в Пушкиногорье
  • многопородные(смешенные).
-29
-30

Свойства древесно-кустарниковых групп:

-31
  • плотные,сложные;
Плотные,сложные
Плотные,сложные
  • рыхлые,простые;
Рыхлые, простые
Рыхлые, простые
  • монолитные;
Городской парк, Штудгарт, Германия
Городской парк, Штудгарт, Германия
  • группы с просветами.
Городской парк, Кельн, Германия
Городской парк, Кельн, Германия

Классификация по занимаемой площади:

  • малые - 2-3 растения;
  • средние - 4-5 до 7 растений;
  • большие - до 10-12 (редко 16-18) растений;
  • куртины - 18-20 растений.
Частный сад «Ореховно» Псковская обл., Россия
Частный сад «Ореховно» Псковская обл., Россия
Парк Андре Ситроена, Париж, Франция
Парк Андре Ситроена, Париж, Франция

Типы древесных растений:

  • плотные, массивные - просветы в кроне до 25% (дуб, каштан, клен, липа, тополь белый, каштан конский);
-38
  • средней плотности - просветы в кроне составляют от 25 до 50% (бархат амурский, орех маньчжурский, клен серебристый, сосна обыкновенная, ива белая, береза);
-39
  • тонкие, сквозистые - просветы в кроне составляют более 50% (робиния лжеакация, рябина обыкновенная, ольха серая «Лациниата»).
-40

Архитектоника древесно-кустарниковой композиции

Определяется типом ветвления, толщиной ветвей, расположением листвы, величиной и формой листовых пластинок древесных растений.

-41

Классификация деревьев по величине

  • Деревья первой величины - высотой до 20 м и выше:

- хвойные - ель обыкновенная, сосна обыкновенная, лиственница сибирская, пихта;

- лиственные - береза бородавчатая, дуб черешчатый, ива белая, клен остролистный, липа крупнолистная, тополь белый, ясень обыкновенный.

  • Деревья второй величины - высотой 10-20 м:

- хвойные - ель канадская, лиственница японская, тис ягодный;

- лиственные - береза пушистая, ива ломкая, клен полевой, липа мелколистная, клен остролистный сорта.

  • Деревья третьей величины - высотой 5-10 м:

- хвойные - можжевельник виргинский, можжевельник обыкновенный, сосна горная, туя западная;

- лиственные - рябина обыкновенная, черемуха обыкновенная, яблоня гибр, яблоня ягодная, ирга Ламарка, клен гиннала.

Классификация формы крон деревьев и кустарников

Деревья по форме кроны можно разделить на две группы по принципу развития кроны: вертикальное и горизонтальное.

-42

Вертикальные и горизонтальные формы кроны:

-43

Схема построения регулярных групп:

-44

Схема построения пейзажных групп:

-45
-46

Примеры гармоничных сочетаний древесных растений:

- дуб черешчатый, липа мелколистная, клен остролистный

- липа мелколистная, клен остролистный, вяз гладкий, береза пониклая;

- сосна обыкновенная, клен остролистный, липа мелколистная;

- лиственница сибирская, ясень обыкновенный, клен остролистный, липа мелколистная;

- ель обыкновенная, дуб черешчатый, липа мелколистная, рябина обыкновенная;

- сосна обыкновенная и ель обыкновенная;

- сосна обыкновенная и лиственница сибирская;

- лиственница сибирская и ель обыкновенная;

- ель обыкновенная и ива белая

Кустарники в группах

  • применяются для обогащения цветовой колористики, фактуры, увеличения длительности цветения древесной группы;
  • применяются для создания монолита при освоении новых территорий;
  • применяются для создания монолита при реконструкции старовозрастных древесных групп.
-47
-48

Соотношение древесно-кустарниковых групп определяют глубину пространства, пластичность опушки, ритмический строй пейзажей.

Britzer Garten, Барлин, Германия
Britzer Garten, Барлин, Германия

Основа пространственной композиции - это соотношение форм по отношению друг к другу и наблюдателю. В глубинно-пространственных композициях формы организуются в глубокие, постепенно раскрывающиеся перспективы пейзажных картин.

Кулисы из древесно-кустарниковых групп образуют разную глубину пределов видимости. Создание многоплановой пейзажной картины посредством визуальных раскрытий на акцентные узлы композиций, удаленные на разную глубину.

-50

В построении пространственных планов пейзажных картин используются следующие образующие элементы: кулисы, обрамления и доминанты.

-51

Кулисы - боковые «ширмы», которые представляют собой элемент построения второго пространственного плана пейзажных картин.

Городской парк, Карлсруэ, Германия
Городской парк, Карлсруэ, Германия

Доминанты - картины или композиционный фокус — самая выразительная часть пейзажной картины, концентрирующая на себе основное внимание зрителя.

Тригорский парк, Пушкинские горы, Россия
Тригорский парк, Пушкинские горы, Россия

Обрамление. Его функция ограничить боковые и верхние части первого плана с целью вычленить из общего пространства парка участок, на котором желательно остановить внимание зрителя.

Раштатт, Германия
Раштатт, Германия

Назначение древесно-кустарниковых групп в пейзаже

  • группы, являющиеся главным композиционным центром парковой картины. Они размещаются в так называемых карманах, на полянах, завершают перспективу, закрепляют повороты дорожек, у воды;
  • группы, создающие фон для сооружения или других акцентов;
  • группы как переход от массива к открытому пространству;
  • группы, образующие парковые кулисы — «рамы», разграничивающие пространство на отдельные виды и группы, создающие многоплановые перспективы;
  • группы в опушке массива или куртины, выделяемые как акценты.

Основные принципы построения парковых композиций

  • принцип благородной простоты;

- избегать большого количества элементов и пород для групповых сочетаний. 2-3 вида растений дают больший эффект, чем большое разнообразие;

- малые группы лучше делать однопородными, крупные группы - смешанные.

  • принцип превосходства;

- одна порода должна доминировать, остальные имеют подчиненное значение.

  • принцип гармонии;

- цвет кроны, силуэты и быстрота роста деревьев различных пород должна гармонировать между собой.

  • принцип экологии;

- породы в группе должны представлять собой одинаковое сообщество, соответствовать местным условиям произрастания.

Соотношение форм по фактуре

Фактура - это характер поверхности предметов.

В ландшафтном искусстве учитывается фактура растительности - деревьев, кустарников, поверхности газона и цветников.

-55

Сочетание различных фактур древесных растений:

-56

Фактура горных пород — скал, камней и каменистых осыпей в ландшафтных композициях и покрытиях:

-57

Сочетание фактуры камня и растительности:

IGA 2017 Берлин
IGA 2017 Берлин
Берлин
Берлин

Сочетание фактур в элементах геопластики и дендропластики:

Мюнхен
Мюнхен