"13 причин почему". Впечатления от просмотра сериала [3 и 4 сезон]

3 сезон / 2019 год / 13 серий
3 сезон / 2019 год / 13 серий

***Будут спойлеры***

Если смотреть на сериал в общем ключе, то у меня такое ощущение, что 1 сезон был отлично художественно выверен (потому что он был на удивление хорош и целостно построен, в нём была какая-то структура (13 кассет = 13 человек), да и в целом история шла намного лучше, чем в следующих сезонах). 2 и 3 сезон (хотя в третьем они что-то, да и попытались перестроить), опять же по моим ощущениям, направлен именно на социальную сторону (счесть и не перечесть сколько они проблем затрагивают и не придают этому какую-то художественность, то есть не вплетают в саму историю) в большую степень, чем на повествование.

3 сезон предстаёт с самого начала как детектив. Есть два персонажа, которые отыгрывают, по сути, роль детективов и пытаются раскрыть убийство — это ГГ "Клей", или как там его, и новенькая, которая родом из Кении. И под этим я и понимаю какое-то интересное повествование, хотя в данном случае оно не самое удачное. Но такая трактовка истории идёт только чуть больше половины сезона, а дальше всё перерастает в обыденный стиль. Из того, что очень сильно резало глаза — это цветовая гамма (отделяет прошлое (яркий окрас) от настоящего (серый или мрачный окрас)) и изменение ширины экрана, в особенности, когда идёт переход от прошлого к настоящему: рамки картинки на экране сужаются — и вот это очень сильно мозолит и мешает смотреть (не так, чтобы очень, но способствует тому, чтобы тебя выкидывало из истории в реальность того, что ты всего лишь зритель).

Про новенькую, которая по сути рассказывает историю — почему ей все доверяют сокровенные тайны, которые данная компашка вообще не рассказывает? Она очень неорганично вписалась, как по мне. Её даже до какой-то степени идеализируют как персонажа. Её существование меня бесило аж до самого конца, и даже в конце она как супергерой придумывает мега план, который всех в итоге спасает (ну, а также случайная смерть агрессивного мудака-"не гея"). Там ещё один новенький есть (дрищ-спортсмен футболист, который тусовался с агрессивным-"не геем"), которого даже умело вписать не смогли, я в итоге так и не понял, что это за хрен с собачьей горы. Но по итогу он каким-то боком со всеми.

Из того, что в глаза бросилось: в первой серии "Клей", или как его там, проводит экскурсию по школе новенькой и она называет её скучной. Как можно назвать данный экскурс скучным, если там была почти драка (агрессивно-истеричное поведение "Клея"), саркастическое описание всего и вся, а также упоминание изнасилований. Также сериал, конечно, пропитан "настоящими цитатками", которые только услышишь и сразу в экстаз впадаешь, в особенности мне запомнилась: "если ты дышишь, то ты лжец". И ещё, я не первый раз замечаю в разных сериалах подростковой направленности такую, упоминаемую тему, как "женская мастурбация": неужели это действительно табуировано и кто-то это навязывает девушкам как что-то плохое, что на этом делают специальный акцент? Или в данном случае имеется в виду, что мужчина свою пипку с самого детства учится теребить, а женщины — нет? Просто интересный вопрос для понимания, почему это акцентированно.

Мне понравилось, то как радикальных феминисток здесь показали, хотя они в данном случае ещё выступали как жертвы изнасилований (и это уже немного неоднозначно смотрится, так как это не просто радикально и агрессивно настроенные люди, но ещё и пострадавшие). В данном случае не показали, что они исключительно хорошие и выступают за правое дело (про то как они похороны сорвали и не только), здесь также показали некоторый путь их развития от агрессии (шум ради шума) до принятия самих себя и помощи другим жертвам (без радикальной направленности).

Очень хорошая и с правильным посылом линия Тайлера, или как его там (тот, который в конце 2 сезона чуть всех не перестрелял, и которого, из-за чего он чуть и не перестрелял, избили до этого и швабру в задницу запихали насильно). Про то как человек может измениться в лучшую сторону при помощи и поддержки друзей. Особенно мне понравилась сцена, где он "Клею", или как его там, признаётся в том, что с ним сделали. Очень драматичная и трогательная сцена (особенно момент с обниманием).

Отец парня-суицидника, который ещё полицейский по профессии, самый, как по мне, интересный персонаж. Может быть мне актёр нравится просто, который его играет (приятный по внешности), или же персонаж и как отец и как человек хороший, здесь я не совсем разобрался почему он больше всего меня как персонаж интересовал среди всех других.

Главная история исправления главного злодея (насильник) неплохо сделана. Его даже жаль становится, хотя он так и остался насильником и плохим человеком, но который хотел измениться (попытаться сделать всё то, что было в его силах). По крайней мере это было достаточно живо и интересно наблюдать.

И 12 серия по накалу страстей самая захватывающая, там такой эпик происходит, что прям глаз не оторвать.

Не знаю, как они собираются заканчивать сериал (продлён на последний сезон), но чувствую, что ничего хорошего, в плане интересного просмотра, там не будет. Они закинули в последний серии пару крючков — про оружие, которые Тони спрятал (в реку выкинул), и про парня гея, с которым совершал акт половой любви агрессивный-"не гей", который захочет оправдать имя своего любовника. По идеи можно было здесь и сейчас закончить сериал, так как концовка достаточно неплохая (да и сезон 3 вышел удачным к просмотру). Я надеюсь, что в последнем сезоне они доведут "Клея" до полного сумасшествия (во 2 сезоне у него галлюцинации были, а в этом тоже и его прямо-таки маньяком с одной стороны показали — целую серию про это выделили, чтобы у него рыльце в пушку не было), и по итогу он вообще всех кого только сможет положит. Было бы эпично, хотя точно так не будет.

Четвёртый сезон

4 сезон / 2020 год / 10 серий
4 сезон / 2020 год / 10 серий

Примечательно то, что этот сезон намного лучше, чем два предыдущих. Это очень сильно бьёт по стереотипу, что последующие сезоны становятся всё хуже и хуже, не говоря уже о заключительном, который чаще всего не оправдывает ожидания зрителей. Но в данном случае ожидания были оправданы как никогда (при просмотре 3 сезона я надеялся), что они доведут "Клея" до ручки, то есть сделают из него полного психа, что, собственно говоря, в 4 сезоне и произошло, хоть и не совсем так как бы мне хотелось).

Что действительно было хорошо сделано — это то, что социальная повесточка ушла далеко на второй план, а всё уделённое время в сериале переносится на сюжет и раскрытие персонажей. Концовка, возможно, немного снижает градус накала, а также она немного неожиданная (хотя многое до этого говорило в её пользу). И ещё концовка имеет достаточно логичное завершение.

А теперь к самой сути, то есть к сюжету. "Клей" сходит с ума, да и, вообще, у всех кукуха летит куда подальше из-за чувства вины и желания наказать самих себя за содеянное. И за всем этим очень интересно наблюдать. Ко всему этому на фоне полёта кукухи ужесточаются условия в школе, делая тем самым из учебного заведения концлагерь, который не особо-то и способствует безопасности, а наоборот усугубляет психическое состояние подростков (можно сказать, что это достаточно актуальная тема, особенно у нас в стране, где люди также помешались на безопасности в школах). И это, наверное, всё происходит серии этак до 8 из 10. А дальше не совсем ожидаемая концовочка со смертью приёмного брата "Клея" из-за того, что у него СПИД, о котором он никому не говорил (хотел себя наказать). И в самом конце выпускной. ГГ и его друг Тони уезжают в закат старой жизни к рассвету новой. Во как.

Все проблемы героев разрешаются достаточно банальными идеями. Доверие, откровенность, любовь — всё, что нужно для счастливой жизни подростков. Одной из самых удачных идей в 4 сезоны была — линия повествования "Клея" и психолога, в которой переживания и проблемы ГГ лучше раскрываются и показываются (повествование также ведётся от лица "Клея", точнее от его мыслей). Но помимо чего-то удачного имеются и не самые лучшие моменты. Например, только один из трёх героев, которые были включены в 3 сезоны, имеет адекватную линию повествования (чувак, который хочет узнать правду о смерти Монти). А другие два: девушка, которая не понятно зачем существует в рамках показанного (так которая имела центральное место в повествовании в предыдущем сезоне); и другой персонаж, к которому у меня есть один существенный персональный вопрос — "кто такой этот Чарли?" Я ещё в 3 сезоне этого не мог понять, а здесь всё ещё хуже.

Также можно ещё выделить в некоторых моментах прерывистое повествование, когда ты не совсем понимаешь — с чего вдруг такой резкий переход. И не совсем гладко изначально осуществляется показ плохих персонажей, которых в конце делают хорошими, понимающими и прогрессивными (шериф, декан по дисциплине). Ну, а если говорить в общем, то это один из лучших сезонов, не беря в расчёт первый. Здесь точно есть на что посмотреть.