Найти тему
814 подписчиков

О математике, "Собачьем сердце" и о великом мастере Булгакове.

"Чтение под пледом". Так как лето решило, что пора сворачиваться, и дать дорогу осени, то и моя рубрика "Чтение на лето" временно приостановила свою деятельность, дав дорогу новой осенней рубрике - "Чтение под пледом", где я также буду говорить о книгах, прочитанных вместе с семьёй в разных комбинациях: я + дочь, я + муж, я + дочь + муж, и просто дочь (может выпадет такая книга, которая будет прочитана только ей, по крайней мере, я на это надеюсь). Вот такая математика получается! А куда без неё? Как-никак учёба началась...

И первая книга, которая выйдет у нас в "пледовой" рубрике - это "Собачье сердце" Михаила Афанасьевича Булгакова. Несколько слов об авторе. Если бы мне предложили охарактеризовать его одними прилагательными, то вот что бы у меня получилось: загадочный, мистический, умный до безумия, красочный и ироничный, критикующий и конкретный, великий до благоговенья. Три его произведения для меня как драгоценные камни, переливающиеся своими гранями бесконечно и ослепляюще. Сложно выделить из них самое любимое, каждое притягивает и заставляет перечитывать себя ещё и ещё... Здесь, я думаю, можно и не называть эти произведения, их знает каждый русский человек.

Но я всё-таки назову их для тех счастливчиков, которые только начинают свой взрослый литературный путь. Это романы "Мастер и Маргарита" и "Белая гвардия", а также повесть "Собачье сердце", о которой сегодня и пойдёт речь. А про романы Михаила Афанасьевича мы поговорим в другой раз.

Эту повесть мы в школе не проходили, так как в советское время Булгакова не жаловали. Но в конце 80-ых уже была оттепель, и хоть в школьную программу повесть ещё не успела войти, но мы старшеклассники про неё уже слышали и очень хотели прочитать. Не забывайте, что жили мы в далёком сибирском посёлке, и веяния нового до нас доходили с небольшим, но опозданием. А в 1988 году вышел фильм "Собачье сердце" с Евгением Евстигнеевым. Получается фильм дошёл до нас быстрее, чем книга. Я прочитала повесть в 90-ые годы, когда носила в животе своего первенца - сына. Это первый раз прочитала, потом читала часто и каждый раз с превеликим удовольствием.

Насчёт дочери... Современные дети проходят её в 9-ом классе. Отсюда следует, что летом мы совместно не успели её прочитать, и она плавно перешла в осень. Учитывая свою занятость бесконечными делами по дому, дружно решили послушать аудиокнигу. При слушании аудиокниг есть тоже свои тонкости, когда забиваешь название и автора книги на популярных сайтах по прослушиванию книг, выходит несколько вариантов, которые существенно отличаются друг от друга. Есть полные версии, есть сокращённые, есть радиоспектакли. Но я всё-таки сторонница полного прочтения, сокращённо мы и в кино посмотрим, поэтому выбрала самую длинную версию прочтения одним актёром. Больше на книгу похоже получается, на бумажную. Слушали дня 4.

Я слушала и мысленно проговаривала про себя все фразы и строчки, муж, который книгу не читал, но фильм смотрел много раз и с удовольствием, кайфовал от знакомых выражений и открывал незнакомые подробности. Дочь просто слушала первый раз.

И опять эффект выстрела в никуда. Дочь слушала невнимательно, часто отвлекалась, выходила, в общем проявляла полное безразличие. Если честно, я не ожидала. Думала, что после классиков далёкого прошлого, Булгаков зайдёт на "ура". Не зашёл. Спрашивать её мнение даже не хочется, потому что негатив в сторону одного из моих любимых авторов я не смогу адекватно принять.

Поэтому опять ограничусь только своим мнением. Сразу хочется сказать, что книга неотделима от кино, так как кино было просмотрено перед первым прочтением, поэтому профессор Преображенский - это только Евстигнеев и никто иной. Для меня, читающей много и бесконечно, образ профессора - это образ идеального мужчины. Умный, ироничный и адекватный, бесконечно развивающийся и интересный во всём, порядочный и интеллигентный, не боящийся сказать правду и отвечающий за каждое своё слово. Мне кажется, что я даже немного влюблена в него. Вот такое признание ...

На счёт остального ... Очень резко критикуется советская власть, чётко выделяются её недостатки, что заставляет в сотый раз восхититься точностью видения автором того времени и построением им фраз и высказываний. Цитаты резкие, бьющие точно в цель: "...разруха сидит не в клозетах, а в головах!" Хорошо прописаны образы остальных героев, одно превращение Шарика в человека чего стоит! Книга затягивает с первого предложения и читается, и читается. И очень расстраиваешься, когда переворачиваешь последнюю страницу. Хочется читать ещё и ещё.

"Собачье сердце" у меня входит в список книг обязательных для прочтения каждым человеком, живущим в нашей стране, она делает нас чище и умнее. Надеюсь, что моя дочка со временем вернётся к ней, и Булгаков яркой звездой засверкает и в её жизни.

"Чтение под пледом".