"Сообщения или звонки защищены сквозным шифрованием. Третьи лица, включая WhatsApp, не могут прочитать или прослушать их", — такое сообщение мессенджер с двумя миллиардами пользователей выводит каждый раз в начале новой беседы. Журналисты издания ProPublica предъявили доказательства того, что это не так.
Сообщается, что на мессенджер, принадлежащий Facebook, работают более 1000 человек в офисах в США (Остин), Ирландии (Дублин) и Сингапуре — их задача просматривать миллионы пользовательских сообщений. Подлежат анализу сообщения, которые пользователи мессенджера пометили как неподобающие. Об этом изданию заявили бывшие и нынешние работники модерационного сервиса.
Как заявил изданию директор по коммуникациям WhatsApp Карл Вуг, люди действительно анализируют переписку пользователей, чтобы выявить "наихудших" нарушителей правил мессенджера. Однако в руководстве компании не принято называть их работу "модерацией".
При этом WhatsApp не только собирает большие объемы метаданных — например, с кем и когда переписывается или созванивается пользователь — но и делится ими с правоохранительными органами в случае получения официального запроса. Как сообщает ProPublica, на таких данных было построено обвинение в недавнем деле сотрудника Минфина США. Он предоставил журналистам конфиденциальные документы для расследования об отмывании денег через американские банки.
Никто из топ-менеджеров WhatsApp не согласился предоставить комментарии для публикации. В компании ограничились следующим сообщением: "WhatsApp — это жизненно важный способ связи для миллионов людей по всему миру. Решения, принимаемые нами об архитектуре нашего приложения, сфокусированы на приватности наших пользователей, поддержании высокого уровня надежности и предотвращении нарушений".
Бывшие сотрудники WhatsApp рассказали ProPublica, что, когда пользователь нажимает кнопку "Пожаловаться", вместе с теоретически нарушающим правила платформы сообщением отправляются также несколько предыдущих, включая видео и фото, и всё в незашифрованном виде.
Помимо этих нескольких сообщений из личной переписки сотрудники видят также и другую информацию, которая не имеет шифрования — например, номер телефона пользователя и уровень заряда его устройства.
Каждый сотрудник поддержки обрабатывает до 600 таких жалоб в день и при этому минимум одну минуту тратит на ознакомление с личными данными пользователя. Также может быть принято решение взять пользователя "под наблюдение".
Ранее, 2 августа 2021 г., ирландская комиссия по защите данных оштрафовала мессенджер WhatsApp на €225 млн за нарушение правил обработки личных данных. Комиссия выявила нарушения в процессе обработки сервисом данных пользователей.
Другие сервисы, принадлежащие Facebook — одноименная соц. сеть, а также Instagram — не скрывают, что модерируют контент. Этим занимаются около 15000 человек. В регулярных отчетах корпорация сообщает, к скольким аккаунтам и в связи с какими нарушениями были применены те или иные санкции.
---
Как следят за людьми через соц. сети?