Вопросы на которые я отвечала в своем опусе:
1. Какая ситуация из фильма научила Лаки и почему рисовать Писмэна как узкоглазого героя азиатского происхождения? А также назвать свое шоу Lucky Lee prezents...
2. Взаимоотношения поколения родителей и поколения детей - основная причина, почему происходит конфликт, как из этого выходить, кто, по логике, должен сделать шаг первым?
3. Какая мораль этого фильма видится мне для себя и для социума?
4. Чем мои эмоции при просмотре киномюзикла отличаются от эмоций при просмотре художественного фильма на ту же тему?
5. Что режиссёр фильма, снимая фильм в 2012 году, хотел рассказать о события 60 -х годов Прошлого века для нас зрителей 2021 года?
/по мотивам фильма «Лак для волос»/
Когда мне было четырнадцать, мой отец
был так глуп, что я с трудом переносил его;
но когда мне исполнился двадцать один год,
я был изумлен, насколько этот старый
человек поумнел за последние семь лет.
М. Твен
Новое погружение от шефа в мир синематографа состоялось под очень простецким, на мой взгляд, названием – «Лак для волос». «Пятновыводитель для цветных тканей», «Подставка для бумаг», «Поглотитель запахов» - что еще? С таким успехом, думала я, и мне можно генерировать названия фильмов. Я понимала, что в этой истории скрыто то, на что надо будет обратить внимание, будет и та самая мораль, охотником за которой я себя ощущаю уже почти как год. Но эта простота "обертки" раздражала меня с самого начала, да еще и жанр – мюзикл. Держало только то, что маму главной героини играет с детства любимый мной Джон Траволта.
Когда-то я видела этот мюзикл в полглаза что называется, и тогда не обратила на него должного внимания. Ну, мюзикл же! И вот смотрю я эту картину, смотрю, постоянно наводя курсор на таймлайн, мол, сколько уже там минут прошло, сколько еще осталось? А время тянется как мед. Так я дергалась, пока главная героиня не произнесла фразу: «Настало время необычных людей!» Это меня и зацепило. И здесь, пожалуй, и кроется ответ на первый вопрос от шефа по сочинению: почему он рисовал Писмэна как узкоглазого супергероя азиатского происхождения? Мало того, это же еще и персонификация бренда! Теперь Лаки – лицо не только российской стрип-индустрии, но и супермена, миротворца, героя комиксов. Каким бы ты ни бы – будь собой, иди за своей мечтой, добивайся успеха, невзирая на предрассудки общества!
В семье мы часто со смехом вспоминаем ситуацию из школьной практики моей мамы, когда она, будучи классным руководителем 32-х семиклассников, устроила среди них голосование за ту, которая должна была исполнить роль Снегурочки на новогоднем школьном вечере. Выбрали трех претенденток: субтильные девочки невысокого роста с голубыми глазами и светло-русыми волосами. На доске написаны их имена, под которыми неравномерно распределяются плюсики (одноклассники отдают свои голоса). И тут в класс врывается припозднившаяся эдакая пацанка с взлохмаченными волосами. Нахмурившись от всего происходящего, она встает в ряд к уже почти оцененным претенденткам и тут же слышит от губошлепа с третьей парты:
- Ой, Ирка, у тебя ноги кривые!
- Ну и что, что ноги кривые! Все равно хочу быть Снегурочкой! – не задумываясь ни на секунду, жизнеутверждающе отвечает Ирка.
Ну и что, что глаза узкие – все равно буду супергероем! Ну и что, что низкорослая пышка – все равно хочу быть звездой телешоу! Время необычных людей…
Продажа мерча с изображением Трейси (не красавицы, а простушки-пампушки, но задорной и веселой) в магазинчике ее отца шла на ура. Так почему и Писмэну с узкими глазами на азиатском лице не встать в один ряд с Бэтменом, Человеком-пауком, Гераклом, Персеем, Алексеем Поповичем? Русский супергерой азиатского происхождения, который борется за мир во всем мире, - по-моему, это очень интересный и необычный продукт для того же рынка комиксов или диснеевских мультфильмов. Возможно, тогда самым известным российским корейцем будет не только Виктор Цой.
А пока дело не идет дальше периметра нашего офиса. Мир никому не нужен, как любит повторять Лаки. Но это, надеюсь, до тех пор, пока Ярик (наш маркетолог) не запустит цифровую платформу. Хотя все тормозится в том числе из-за отсутствия глобального диалога. Пока сторонами выставляются только условия и требования, посылаются санкции и угрозы. Вместо диалога, ведущего к примирению, мы видим только все нарастающий конфликт. А начинать надо с себя. С мира с самим собой, с мира со своим ближним, со своей семьей, со своим соседом, с другим поколением. Конфликт поколений – это не только семейная проблема, это проблема социума. Еще Ф.М. Достоевский писал, что «Вопрос поколений в том, что старикам обидно и они злятся». Сегодня же эйджизм – дискриминация по возрасту – только нарастает.
Раньше молодость заканчивалась в 30 лет. В университете преподаватель по социологии говорил нам, что молодежью мы будем до 32 лет включительно. Меж тем пошел второй год, как я уже не молодежь. Но теперь-то мне кажется, что молодость у меня закончится в 40! А? Что скажете, Аня, Дионис, Оксана? Как там, на пятом десятке? Или все же в 40 лет жизнь только начинается, как говорилось во всеми любимом советском фильме? Мир, может через 10 лет и не изменится, но обои-то точно поменяются.
Пока я блуждала по Сети в поисках интересной информации о конфликтах поколений, искусственный интеллект подсунул мне подборку - «42 удивительных факта о Южной Корее». «Это-то при чем?» - подумала я. А вот при чем – 41-й пункт гласит: «Уважение к старшему поколению – это одна из основ корейской морали. В частности, в Южной Корее не принято спорить или вступать в конфликты со старшими». Эге, теперь представьте, каково было 33-летнему Сергею Ли, корейцу по национальности, сообщить своим родителям о том, что из банка он уходит в стрип-клуб! Поэтому, наверное, Лаки и сыграл так искрометно и талантливо маму Голди в своем мюзикле «Поющие голышом».
Обижаться друг на друга нельзя, кто бы какой выбор ни делал. Нельзя недооценивать друг друга. Надо все-таки учиться друг у друга, экспериментировать, узнавать новое и не лениться. Потому что, как писали И. Ильф и Е. Петров, «иногда яйцам приходится учить зарвавшуюся курицу». И мне кажется, что всегда гуманнее и благороднее выглядит со стороны, когда первый шаг к примирению делает старшее поколение. Все-таки опыт должен это подсказывать. Ведь как часто родители резко меняют свое мнение о детях и их занятиях с приходом к отпрыскам первого успеха.
Так было и с мамой Трейси. Фильм «Лак для волос» был снят в 2007 году, а рассказывает о событиях 60-х годов прошлого века. Вообще, в Америке и заговорили о конфликте поколений впервые именно в 60-х. Американская молодежь выступала против войны во Вьетнаме: хиппи, Peace, цветы, «Занимайтесь любовью, а не войной» - это все оттуда. Бросайте свои предрассудки, любите друг друга, уважайте друг друга, берегите друг друга, слушайте друг друга и научитесь сосуществовать в мире друг с другом. Думаю, это и хотели нам рассказать режиссер и сценарист фильма «Лак для волос». И здесь я приведу слова из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»: «Исправьте общество, и болезней не будет». Все болезни порождаются от негатива, конфликтов, ссор, недомолвок, нежелания идти навстречу друг другу, понять друг друга, от невнимания и равнодушия друг к другу. Если социум научить толерантности (кстати, одна из основных черт, приписываемых белорусам, моим землякам), искоренить заведомо утвержденную в сознании масс предвзятость друг к другу, гордыню; если с детства прививать всем ценности мира, дружбы, добра, то все пороки общества постепенно исчезнут сами собой. Но такие процессы надо запускать на государственном уровне, хотя никто не отменял истину «хочешь изменить мир – начни с себя». И здесь я вижу одну мораль и для себя, и для социума: если мы сами не будем гуманнее, добрее и внимательнее к старшему поколению, то после то же самое получим и от своих детей. Хотя иногда сохраняется шанс, о котором поет В. Вакуленко (фронтмен группы «Баста»): «наши дети будут лучше, чем мы…» в это надо верить.
Я не люблю мюзиклы, да не обидится на меня мой босс. Я люблю сложное драматическое кино, сложные жанры со сложной музыкой. И объяснить это могу особенностями русской души, которой страдать нравится больше, чем веселиться: у несчастья крючки поострее, цепляют сильнее. А в моменты большой радости мне, надо признаться, особо не пишется, не до творчества. При этом я понимаю, что достойная комедия – это синергия талантов и режиссера, и сценариста, да и актеры тоже не должны подкачать. Если я смотрю художественный фильм на ту же тему, что и мюзикл, то эмоции у меня всегда более глубокие и серьезные.
Думая о русских художественных фильмах с той же проблематикой в основе, что и «Лак для волос», я вспомнила фильм 1986 г. К. Шахназарова «Курьер». Блестящая картина, которая рассказывает зрителю не столько о конфликте поколений, сколько о конфликте культур, смене эпох.
Шикарный момент, когда в квартире профессора Кузнецова во время застолья один из гостей говорит: «Мы, наше поколение, желаем знать, в чьи руки попадет воздвигнутое нами здание?» А старушка Агнесса Ивановна отвечает: «Я смотрю телевизор и хорошо знаю современную молодежь. У нас замечательная молодежь!» Может, и пропаганда советского телевидения так сработала на бабашку главной героини, но мне думается, что именно более взрослые люди увидели в молодом поколении нечто доброе и хорошее, вселяющее надежду, что их будущее – да, светлое.
Вот только безыдейный флегматик Базин, плывущий по течению, на вопрос своего друга о принципах существования, не имея личного мнения, отвечал заученными то ли из школьной программы, то ли из советской пропаганды тезисами: «Основной принцип моего существования – служение гум… гум… гуманистическим идеалам человечества». В целом, говорит верно, правильно, но что он сам в эти слова вкладывает?..
Последняя же сцена из фильма очень мощная по своему эмоциональному воздействию: главный герой встречается взглядом с вернувшимся из Афганистана солдатом, у которого теперь и, похоже, на всю жизнь обожженное войной лицо. И вот она, мораль: хотите – выясняйте отношения, но за столом переговоров, на словах, а не в окопах, вглядываясь в прицел. И вообще, мне фильм К. Шахназарова кажется более интересным, глубоким и наполненным, нежели «Лак для волос». Но, да, здесь надо помнить, что я все еще не люблю мюзиклы.
P.S. После размышлений нескольких дней я пришла к мысли, что, в принципе, конфликты поколений – это пружина прогресса. Главное – уладить конфликт мирными методами.
Журналистка электронного СМИ LuckyStream