956 подписчиков

Фирма «Мелодия» – лавры крупнейшей в мире звукозаписывающей компании

759 прочитали

Небольшая часть коллекции грампластинок «Мелодии», которая бережно хранится на студии «Рексквер»
Небольшая часть коллекции грампластинок «Мелодии», которая бережно хранится на студии «Рексквер»

Нежные ностальгические звуки уходящей эпохи — вот что для всех, кто родился в Советском Союзе, означает «Мелодия». Это слово для них — не только термин из теории музыки, но и задорное «Ах, Арлекино, Арлекино!» на родительском празднике, таинственные шорохи говорящего сверчка из «Буратино», заслушанные до скрипа песни аудиосказки «Голубой щенок», и те самые первые, изданные в СССР два альбома ”The Beatles”. И еще из родительской коллекции: замечательные песни Ободзинского, Майи Кристалинской, Тамары Миансаровой, и экзотика вроде эстонского рока…

А дальше музыкальные откровения: редкое, выхваченное «с рук» джазовое трио Билла Эванса с романтичными названиями композиций на обложке («Мое измученное сердце» — в оригинале “My Foolish Heart”), блистательный Каунт Бейси, пронзительно-нездешний Джон Колтрейн, и Херби Хенкок, и Чик Кореа!

Все эти сокровища (их было почти невозможно купить и сложно «достать») для советского меломана означены знаменитой спиралью с заглавной буквой «М» и звездой на ней. Фирменный знак «Мелодии» на конверте грампластинки столь же известен, как советский знак качества или логотип Московской Олимпиады. Не удивительно: пластинки «Мелодии», будь то советские песни, детские сказки, «эстрада капстран» или концерты Рахманинова, звучали почти в каждом доме.

От Москвы до самых до окраин. Что такое «Фирма «Мелодия»»?

Монополист в записи, производстве, хранении и распространении грампластинок, основанная в 1964 году, Всесоюзная фирма «Мелодия», в пик своего расцвета (1980-е) была одной из 6 крупнейших аналогичных компаний в мире (!). В структуру этого музыкального гиганта в разное время входили 8 заводов: Московский (МОЗГ), Апрелевский, Ленинградский, Рижский, Ташкентский, Тбилисский, Бакинский, Таллиннский завод музыкальных кассет; несколько крупных студий звукозаписи в Москве, Риге, Ленинграде, Вильнюсе, Таллине, Ташкенте, Тбилиси, Киеве, Алма-Ате и Ереване (из них 5 студий занимались именно грамзаписью на пластинки); 35 тыс. торговых точек, 18 предприятий оптовой торговли («Дома грампластинок»), представительство за рубежом, сеть реализации «Пластинки почтой».

«Мелодия» издавала собственный журнал, занималась дизайном и полиграфией для своих пластинок. Главной задачей руководство «Мелодии» считало просветительскую, чем и объясняется ее редакционная политика: доля пластинок с новой музыкой составляла лишь 5% от общего объема, в то время как остальные 95% — выпускаемая огромными тиражами некоммерческая музыка, радиоспектакли, детские и учебные издания.

В 1986 году «Мелодия» выпустила 12 млн грампластинок, обойдя все крупнейшие звукозаписывающие фирмы США вместе взятые. На пике деятельности «Мелодия» выпускала более 100 млн пластинок в год и более 11 млн аудиокассет.

«Мелодия» владеет авторскими правами (в том числе смежными) на более чем 240 тыс. аудиозаписей и хранит крупнейший архив фонограмм, состоящий из 90 тыс. аналоговых лент.

Знаменитый фирменный магазин «Мелодия» на Калинском проспекте в Москве
Знаменитый фирменный магазин «Мелодия» на Калинском проспекте в Москве

Как все начиналось: Апрелевка и немецкие корни советской грамзаписи

А начиналось все в Подмосковье, на железнодорожной станции Апрелевка в далеком 1910 году, когда немецкий инженер и предприниматель Готлиб Молль, носивший псевдоним «Богдан Василич», построил первый в России завод грампластинок.

Для своего сына Иоанна Молль приобрел небольшой участок в селе Апрелевка с целью основания там звукозаписывающей компании полного цикла производства: от записи музыки до изготовления и реализации готового продукта — граммофонных пластинок.

В России на тот момент уже существовало несколько десятков граммофонных фирм. Но это были, как правило, иностранные представительства, не имеющие собственной производственной базы и дальновидной стратегии. Их главной целью было быстрое обогащение на издании (часто пиратском) популярных песенок, расходившихся миллионными тиражами.

Начало ХХ века означено не только социальными бурями, но и революцией звукозаписи. Спрос на пластинки и «запечатленную музыку» был невероятно высок, ведь в каждом состоятельном доме обязательно имелся граммофон. Пластинок требовалось много: на одной стороне диска могла быть записана только одна композиция. Где спрос, там и предложение: фирмы, продающие грамзаписи, появлялись как грибы. Среди них было много мошенников, которые продавали чужие пластинки, наклеивая свои этикетки. Но были и легальные крупные иностранные фирмы, такие как лондонская компания «Граммофон», заполонившая рынок пластинками под лейблом «Пишущий амур».

  Нежные ностальгические звуки уходящей эпохи — вот что для всех, кто родился в Советском Союзе, означает «Мелодия».-3

Готлиб Молль просчитал все выгоды такой ситуации: пока он занимается совершенствованием процесса звукозаписи и разработкой маркетинговой стратегии, доход будет приносить производство грампластинок для других фирм. Финансовую сторону дела он поручил приглашенным из Германии специалистам – Августу Кибарту и Альберту Фогту, которые стали партнерами в его новой компании с громким названием «Метрополь Рекордс». Сам он с головой окунулся в технические и производственные вопросы.

За 4 года работы Готлибу Моллю удалось наладить дело с четкостью немецкого часового механизма: его грамзаписи звучали чисто, без лишнего шума и скрипов, на его фабрике впервые в России выпускались комплекты пластинок для изучения иностранных языков, а в 1914 году Молль получает разрешение на строительство двух новых корпусов для расширения своей фабрики. Однако Первая мировая война и последующая русская революция поставили крест на этих масштабных начинаниях.

Россию 1914 года охватывает настоящая антинемецкая истерия, начинаются погромы и захваты немецких предприятий. Готлиба Молля, заметную фигуру российского бизнеса, высылают в Казанскую губернию, его фабрику экспроприируют и передают его непримиримым конкурентам — «Русскому акционерному обществу граммофонов», а уже в 1917 году большевики национализируют предприятие. Готлиб Молль покидает Россию. Его сын Иоанн, после череды арестов, как ценный специалист в востребованной новой властью сфере звукозаписи, еще какое-то время остается работать на Апрелевском заводе (записи первых речей Ленина сделаны именно на апрелевских пластинках). Однако новая серия арестов Иоанна и его дочери, надломленное в тюрьме здоровье, делают невозможной жизнь Моллей в бурлящей России. В 1921 году при первой же возможности семья эмигрирует навсегда.

История семьи Моллей трагична: типичное отражение бурной эпохи войн и революций. Но их труд не пропал даром: Апрелевский завод грампластинок просуществовал до 2002 года. Интересен тот факт, что во время Великой Отечественной войны на грамзапись работал только один цех, выпускающий пластинки с единственной песней: «Вставай, страна огромная!». В остальных цехах производились авиабомбы.

После второй мировой войны Апрелевский завод стал самым крупным предприятием по производству грампластинок в мире. Он являлся главным предприятием города (в лучшие годы на нем трудилось 10000 человек!) и выпускал более 50% всех пластинок фирмы «Мелодия».

Заводская география «Мелодии»

  Нежные ностальгические звуки уходящей эпохи — вот что для всех, кто родился в Советском Союзе, означает «Мелодия».-4

Ногинск и Ташкент

В довоенное время конкуренцию Апрелевке мог составить новый завод, открытый в 1934-ом в помещении бывшей текстильной фабрики подмосковного Ногинска. В 1939 году он уже выпускал около 10 млн пластинок в год, в несколько раз превосходя апрелевские тиражи. Это был массовый продукт невысокого качества, в стиле советского «выполним и перевыполним».

В 1941-ом оборудование завода эвакуировали в Ташкент, и после войны не стали возвращать обратно. Так возник Ташкентский завод им. Ташмухамедова (пионера грамзаписи в Туркестане). Качество винила, выпускаемого здесь, было, мягко говоря, не на высоте. Пластинки были неровными, при воспроизведении скрипели, игла проигрывателя то поднималась, то опускалась по их холмистому рельефу.

Ленинград

Завод грампластинок в северной столице был введен в эксплуатацию в 1948 году. Он начал работу на трофейном оборудовании немецкого граммофонного завода «Темпо». Завод не отличался высоким качеством пластинок, но в Ленинграде была собственная студия грамзаписи, с 1982 года расположенная в прекрасном с точки зрения акустики помещении Лютеранской церкви. Хотя студия проработала в этом помещении всего три года (шесть лет церковь готовили для студии: ремонтировали, перестраивали, делали звукоизоляцию помещений) — это было очень продуктивное время. Тут записывали не только классическую музыку, но альбомы известных рок-групп: «Аквариум», «Крематорий», «Ном», «Пикник».

Тбилиси

Завод и студия грамзаписи в Грузии появились в 1972 году. Все было сделано с размахом: закуплено американское оборудование на сумму 300 тыс.долларов, налажено производство компонентов компакт-кассет. Однако качество выпускаемой в Тбилиси продукции было еще хуже, чем в Ташкенте. Даже на «пятаках» экспортных изданий завод умудрялся допускать брак печати.

Рига — вторая столица грамзаписи

Еще в 1901 году знаменитая английская фирма «Граммофон» основала в Риге фабрику, ориентирующуюся на огромный российский рынок. Пластинки под лейблом «Пишущий Амур» разлетались миллионными тиражами. Эта фабрика также производила граммофоны, недорогие и люксовые модели (с позолотой и из красного дерева).

С началом Первой мировой войны предприятие закрылось, а после нее талантливый латышский студент Хелмут Рудзитис возобновил производство под новым названием «Беллакорд-Электро». Он скупил в Германии у обанкротившейся фабрики «Фокс» высококлассное оборудование Neumann и в 1931 году начал производить грампластинки. Беллакорд выпускал в основном популярную и танцевальную музыку. Под этим лейблом выходили записи настоящих звезд эстрады того времени — Петра Лещенко и Александра Вертинского. В 1940 году фабрика была национализирована советской властью, но на какое-то время еще сохранила свой бренд. Позже она стала называться «Рижский завод грампластинок» и в 1964 году вошла в состав «Мелодии».

В Риге также действовал электромеханический завод, который был одним из важнейших звеньев индустрии. Именно он выпускал граммофонные блоки на 78, 33 и 75 оборотов в минуту. Он же снабжал ими радиозавод им. Попова и завод ВЭФ.

Рижская студия звукозаписи — еще одно знаменитое подразделение «Мелодии» со своей богатейшей историей. Записи, сделанные на ней, — это образец хорошего вкуса и высокого качества звука. На пластинках Рижского завода ожидаемо появлялся джаз, классическая органная музыка и хорошо аранжированная эстрада (в Риге работали два великолепных эстрадных оркестра: на базе филармонии, в 1980-е годы руководимый Раймондом Паулсом, и оркестр Рижского радио).

Студия звукозаписи в Риге тесно сотрудничала со своими филиалами в Таллине и Вильнюсе, и имела в своем распоряжении великолепное по акустике помещение Реформаторской церкви.

Нужно отметить, что лучшие за всю историю деятельности «Мелодии» помещения студий звукозаписи располагались именно в протестантских церквях. Главная Всесоюзная студия грамзаписи в Москве находилась в помещении бывшей Англиканской церкви.

Москва — лейтмотив и «МОЗГ» «Мелодии»

Главной студией «Мелодии» была ВСГ (Всесоюзная студия грамзаписи). Именно она составляла план, осуществляла окончательный отбор исполнителей и репертуара, производила никелевые оригиналы пластинок для всех заводов СССР.

В 1960 году она получила в свое распоряжение здание бывшей Англиканской церкви на ул. Строганова (сейчас Вознесенский переулок). На 1 этаже здания находился большой, а на 2-ом — малый зал для звукозаписи. В здании располагались аппаратные для записи из Большого зала Московской Консерватории и из Большого театра, аппаратные для монтажа, снятия дублей и реставрации старых архивных записей. Это было огромное предприятие, с самым лучшим в СССР звукозаписывающим оборудованием и высококлассным персоналом. Сюда приглашались для записи классической музыки коллективы со всей страны.

В 1994 году во время визита в Москву английской королевы Борис Ельцин, по ее просьбе, принял решение вернуть здание общине, что и было сделано: студия «Мелодия» освободила помещения.

В книге Глеба Скороходова «Разговоры с Раневской» есть момент, отражающий отношение Фаины Георгиевны к расположению студии звукозаписи в «кирхе». На предложение выступить в большом зале для звукозаписи ВСГ, актриса реагирует резко негативно: «Развлекать публику в алтаре!». Автор книги вспоминает, что он возразил ей, приведя в пример запись концертов Чайковского под управлением Рождественского именно в этом зале. «Это не делает чести Геннадию Николаевичу!» — парирует Раневская.

Тем не менее, в залах ВСГ были сделаны лучшие записи классических произведений «Мелодии», которые многократно награждались международными премиями. Именно классическая музыка — основной экспортный продукт фирмы «Мелодия» и по сей день.

В 1978 году в Москве запустился совершенно новый Московский опытный завод грамзаписи (МОЗГ), для которого было собрано самое передовое на тот момент импортное оборудование.

Советская звукозаписывающая отрасль к тому времени начала отставать от западных стандартов. Завод в Апрелевке использовал устаревшее оборудование, установленное еще в 60-е годы, и до сих пор применял технологию грамзаписи оригиналов на лаковых дисках. Для МОЗГа были закуплены инновационные шведские пресс-автоматы Toolex, внедрены новые технологии печати оригиналов (с лаковых дисков завод перешел на медные). Ставка была на качество: завод печатал пластинки с третьего негатива фонограммы, причем первые два негатива были предназначены для выявления брака. Для большого, массового, тиража пластинок (например, как у Аллы Пугачевой, около 1 млн) необходимо напечатать около шести или семи негативов – дисков, с которых произведенная запись переносится на винил. Грампластинки же Московского опытного завода, как правило, выпускались небольшими тиражами, поэтому качество их звучания было высоким. В советские времена увидеть такую пластинку на прилавке магазина было настоящей удачей для меломана. Однако массовый потребитель разницу в звучании не замечал, ведь большинство людей были обладателями дешевых проигрывателей 3 и 4 класса.

В 1991 году фирма «Мелодия» перестала быть монополистом. Заводы, входившие в ее состав, стали самостоятельными предприятиями, а позже и вовсе прекратили свое существование: продолжалась эра кассет, компакт-дисков и рыночного пиратства. Дольше всех продержалась легендарная Апрелевка, выпустившая последнюю пластинку в 1997 году.

Что говорят снобы

Коллекционеры винила — особая публика. Держа в руках пластинку, они обращают внимание на все: дизайн и полиграфию конверта, информативное наполнение и оформление «яблока» (этикетки лейбла пластинки), качество винила, и, конечно, чистоту записи.

На форумах филофонистов пластинки фирмы «Мелодии» частенько попадают «под раздачу» и за качество звука и за оформление.

  Нежные ностальгические звуки уходящей эпохи — вот что для всех, кто родился в Советском Союзе, означает «Мелодия».-5

Вот краткий список их ворчаний-нареканий:

  • подавляющее большинство пластинок «Мелодии» по качеству звука — откровенный «шлак». Причина этого — массовый выпуск, штампование пластинок миллионными тиражами, часто с шестого негатива (копии) записи. Более-менее высоким качеством звучания отличались пластинки Московского опытного завода Грамзапись (МОЗГ), выпускавшего востребованную музыку ограниченными тиражами. Тбилисские и ташкентские пластинки коллекционеры даже не рассматривают как что-то мало-мальски ценное. Любители винила, как правило, обладатели высококлассной аппаратуры, а массовый продукт мелодиевских заводов был рассчитан на простого обывателя с его проигрывателями 3 класса типа «Электроника», на которых нюансы звука были попросту не слышны.
  • обложки многих пластинок «Мелодии» не имеют торцов, что усложняет поиск нужной пластинки в большой коллекции. Все пластинки крупных западных лейблов имеют качественные боковые торцы, где указана вся необходимая информация: исполнитель, альбом, фирма. Позже «Мелодия» стала выпускать пластинки с торцами, но сами конверты были из тонкой бумаги и попросту сминались. Коллекционеры часто покупают сразу две одинаковые пластинки, одну из-за самого винила, вторую — ради конверта.
  • «Мелодия» выпускала много пластинок с анонимными обложками «на все случаи жизни». На лицевой стороне изображалось что-то нейтральное, чаще всего лес, природа, с другой стороны вырезалось «окошко», через которое просматривался список песен, отпечатанный на «пятаке» самой пластинки. Коллекционеры с иронией отмечают, что такой подход — исключительно советское «ноу-хау», аналогов на западе не имеющее. Возможно, в отправляемую на завод из Москвы коробку с матрицами дисков попросту забывали положить макет обложки, и она печаталась в срочном порядке на месте, без разработки сложного дизайна.
  • «бардак» с обложками: различное оформление одного и того же альбома конкретного исполнителя у разных заводов, как в случае с ВИА «Ариэль». В то же время на разные альбомы («Песняры») «Мелодия» могла дать конверты с одинаковым оформлением.

«Мелодия» и пиратство

Не секрет, что фирма «Мелодия» частенько грешила использованием зарубежной музыки без оформления каких-либо авторских прав. Возможно, это была привычная для всех советская практика, где вся интеллектуальная собственность принадлежала «народу», то есть государству. Отечественные авторы и исполнители вознаграждались скромными гонорарами только за первое исполнение произведения.

Однако спрос на популярную зарубежную был очень высок. После Великой Отечественной войны фронтовики массово привозили джазовые записи эпохи свинга: оркестры Гленна Миллера и Каунта Бейси, Элла Фитцджеральда и Луи Армстронга.

Постепенно началась настоящая лихорадка увлечения буги-вуги и джазом, породившая субкультуру стиляг. Дефицит записей популярной западной музыки привел к появлению подпольных студий звукозаписи, работавших на трофейной аппаратуре. Самая знаменитая из них — студия «Золотая собака» была создана инженером-изобретателем Русланом Богословским, сконструировавшим уникальный копировальный станок с прекрасным качеством звукопередачи. В качестве материала для «пластинок» использовалась пленка для аэрофотосъемки, а позже обыкновенные рентгеновские снимки!

Фирма «Мелодия» всегда пыталась заполнить пробелы в издании западной музыки. Но делала это весьма оригинальным способом. Как правило, это были пластинки с подписями «Зарубежная музыка», «Зарубежные исполнители». «Поет Эдит Пиаф», «На концерте Пита Сиггера», «Поет хор Роберта Шоу. Негритянские спиричуэлс». Подобные издания выходили из-под станка советских заводов грамзаписи без указания лицензий.

Однако такая ситуация не могла длиться вечно. С момента основания фирмы «Мелодии» в 1964 году ее руководство пыталось продать свою продукцию за границу и натолкнулось на неприятное обстоятельство. Зарубежные компании просто не могли приобретать советские пластинки на законном основании, так как СССР не присоединился ни к одному международному договору по защите авторских прав. Пластинки, проданные «Мелодией» и изданные за рубежом, немедленно были бы признаны контрафактом и были бы изъяты из продажи. Какое-то время ситуацию спасали созданные в ФРГ с фирмой «Ариола» и в США с фирмой «Кэпитол» совместные предприятия. Но к началу 70-х эти предприятия уже не справлялись с экспортными предложениями «Мелодии». К тому же, западные партнеры задавали руководству фирмы много неудобных вопросов: «почему мы покупаем вашу музыку, а вы нам за нашу не платите ничего?».

В ногу со временем. Лицензионный Запад

Все эти сложности в отношениях с западными партнерами подтолкнули СССР к подписанию в 1973 году Женевской конвенции по авторскому праву. С этого времени «Мелодия» начинает издание своих лицензионных пластинок, за которыми так охотились советские меломаны.

Но западным исполнителям предстоял долгий путь к своим советским поклонникам. Для отбора лицензионного репертуара в СССР была создана специальная организация — Совет по лицензиям, куда входили чиновники от культуры, музыковеды, идеологические работники, композиторы, авторитетные филофонисты, переводчики с иностранных языков.

Принцип отбора альбомов был многогранен: они проходили анализ на лояльность к коммунистической системе и советскому строю, моральную чистоту и благопристойное поведение самого артиста. Совет по лицензиям исключал из рассмотрения целые жанры: альтернативная, экспериментальная музыка даже не рассматривалась. В итоге, такая сложная система чистки и отбора растягивала поступление лицензионных пластинок на прилавки на 2-3 года. Всего за свою деятельность по изданию лицензионного винила (1974 – 1991 г) «Мелодия» выпустила около 370 наименований таких пластинок.

Впрочем, и в лицензионные годы у «Мелодии» хватало откровенно пиратских дисков, для примера: «Вокально-инструментальный ансамбль Битлз (Англия) «Через вселенную», «Роллинг Стоунз Вокально-инструментальный ансамбль. Пока льются слезы», «Свит. Вокально-инстр. ансамбль. Чоп-чоп» и многие другие. Практика перевода на русский названий песен и альбомов зарубежных исполнителей — своеобразная фишка «Мелодии», неоднократно с иронией обсуждаемая на форумах любителей винила.

Энциклопедия рок-музыки от «Мелодии»

В 1988 году «Мелодия» начинает издавать серию пластинок «Архив популярной музыки». Это сборники песен популярных англо-американских поп- и рок-исполнителей. Открывала серию пластинка под названием «Группа Дорз. Зажги во мне огонь». Далее были настоящие сокровища, от которых сходили с ума советские меломаны: Stevie Wonder, Creedence, три альбома Rolling Stones, Led Zeppelin, Deep Purple, David Bowie, Elvis Presley.

Одна из тех, уже легендарных пластинок, при составлении которых использованы «записи из коллекции А. Шалобасова»
Одна из тех, уже легендарных пластинок, при составлении которых использованы «записи из коллекции А. Шалобасова»

При выпуске этой серии «Мелодия» подошла к оформлению авторских прав не столь щепетильно. Сведения о правообладателях на пластинках попросту отсутствовали. Вместо этого на каждой пластинке была примерно такая подпись: «При составлении пластинки были использованы записи из коллекции А. Шалобасова (Москва), которому Студия выражает благодарность». Кто таков этот таинственный Шалобасов, или Гулин, или еще какой-то коллекционер — вопрос остается открытым.

Впрочем, меломанам, привыкшим к пиратскому и подпольному звуку, копированию музыки на все подряд, было все равно, покупает ли «Мелодия» авторские права. «Архив популярной музыки» расхватали как горячие пирожки. Значение этой серии для советской публики трудно переоценить. Конверт каждой из пластинок содержал объемный рассказ о творческом пути исполнителя. Ввиду отсутствия в СССР музыкальных журналов, печатающих статьи о западной музыке, статьи с этих пластинок копировали и даже переписывали от руки, как энциклопедию рок-музыки.

Золотой диск «Мелодии»

Входя в мировую индустрию как значительный игрок, с претензией стать лейблом по образцу и подобию западных гигантов, «Мелодия» стремилась стать более современной и стильной в глазах покупателей.

В 1981 году советский Минкульт (возможно по образцу американской Grammy) учредил приз фирмы «Мелодия» «Золотой диск». Первым его обладателем стал… Центральный музей им. Ленина за серию «Лениниана в записи». Идеология прежде всего, но в дальнейшем награду получали многие заслуженные коллективы и исполнители: Большой Театр за заслуги «в пропаганде русской оперной музыки, произведений советских и зарубежных композиторов средствами грамзаписи», композиторы Дмитрий Кабалевский, Тихон Хренников, Родион Щедрин, Георгий Свиридов, Раймонд Паулс, дирижеры Евгений Мравинский и Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, оперная певица Елена Образцова за запись романсов П.Чайковского. Получили свой диск мегапопулярные в СССР Алла Пугачева и София Ротару, Иосиф Кобзон и ансамбль «Песняры».

Пола Маккартни, к которому власти СССР относились с особой теплотой за лояльность (Пол записал для «Мелодии» и советской публики эксклюзивный альбом «Снова в СССР), также получил мелодиевский «Золотой диск». Кстати, именно эта пластинка на вторичном рынке винила является самой дорогой из всех выпущенных «Мелодией».

Конец эпохи или обновление? Что и кто стоит за приватизацией Мелодии

Фирма «Мелодия», несомненно, интереснейшее явление советской эпохи, несмотря на все противоречивые моменты ее истории, на монополизм и зажатость в идеологических рамках. Ее распад на отдельные составляющие, банкротство заводов и разрушение материальной базы вызывает огорчение. Но ничего вечного не бывает. Музыка вечна, рукописи не горят и тому подобное, но…

Единственный ценный актив, который «Мелодии» удалось сохранить — уникальная фонотека из 90 тысяч аналоговых лент, с которых «Мелодия» записывала пластинки — с 2020 года больше не принадлежит государству.

7 февраля 2020 г. состоялся аукцион, на который были допущены всего две компании, и «Мелодия» была продана одной из них — ООО «Формакс» — за довольно скромную сумму в 329 млн рублей. Примерно столько же составляет стоимость двух принадлежащих «Мелодии» зданий, которые находятся в центре Москвы. Интерес для покупателя, скорее всего, представляет именно архив и авторские права «Мелодии» на более чем 240 тысяч аудиозаписей, за использование которых поступают регулярные (и немалые) отчисления.

Еще немного интересных фактов:

  • Рекордсмены по тиражу за все время существования «Мелодии» — ВИА «Веселые ребята». Их миньон 1970 года вышел тиражом 15 795 000 экземпляров.
  • Самая дорогая пластинка «Мелодии» — диск Пола Маккартни и группы “Wings”. Она продавалась в розницу за 3 рубля 50 копеек, а среди коллекционеров — за 200 долларов.
  • Коллекционный альбом Стаса Намина и группы «Цветы», выпущенный «Мелодией» к 50 юбилею группы, продается фирмой за 15000 рублей.
  • знаменитый логотип «Мелодии» с изображением ракеты-спутника разработал художник-график Андрей Крюков. Он же является автором эмблемы «Спортлото».

Сейчас, как и в последние несколько десятилетий «Мелодия» издает свои записи на компакт-дисках и виниле (печатаются пластинки в Германии, там же изготавливается дизайн и полиграфия), а также оцифровывает свой архив: по утверждению руководства «Мелодии», до 90% записей уже существуют в цифровом виде и представлены на платформах Яндекс.Музыка, Apple и Spotify.

Подписывайте на наш канал!