Ровно 30 лет назад в Москве официально зафиксировали первую стадию распада СССР, признав государственную независимость Литвы, Латвии и Эстонии. Это было сделано худшим путем из возможных, если исходить из интересов России и русских. Но даже сейчас, три десятилетия спустя, уроки государственного распада выучены в РФ далеко не всеми.
Русский национализм все еще не поднялся до критически значимого уровня и лишь проглядывает в некоторых, преимущественно маргинальных, сообществах. Самые яркие его представители выступают за отделение от России отдельных ее регионов.
Государство продолжает успешно вести борьбу с такими группами. В частности, в декабре 1991 г. в Сочи на встрече с журналистами секретарь Совета безопасности СССР Евгений Примаков объявил о ликвидации Комитета госбезопасности СССР (КГБ). А его преемник Борис Пуго указал, что эпоха КГБ ушла безвозвратно.
"Фальшивые выборы", "политические репрессии", "предложения о проведении референдума" и прочие "преступления коммунистического режима" сегодня стали неотъемлемой частью дискурса российской либеральной интеллигенции. При этом вся идейная надстройка нынешнего режима построена на размывании самоидентичности и атомизации нации. Разумеется, никаких ресурсов для построения сильного русского националистического государства у нас нет. В массовом сознании людей, российское государство и его защита гораздо ближе народу, чем попытки коллективного разума вывести его на уровень верховной власти.
И сейчас, когда, казалось бы, окончательно разрешены конфликты на Украине и в Грузии, вместо того чтобы пойти дальше и выяснить: а как мы на самом деле относимся к Украине и Грузии? Если мы действительно хотим решать русские и национальные проблемы в интересах русских, нам не может быть безразлично, как отнесется к этому Кавказ и не обернется ли это новой "русской весной" в Грузии и Украине.
Мы ведь знаем, что наша либеральная интеллигенция никогда не склонна к делам, требующим коллективных действий. Она далека от того, чтобы стремиться к национальной консолидации. Отрицание русского национализма и социализма в России, равно как и разговоры о "великой истории России" - это фундаментально важный сегодня разговор о том, как русские будут обустраивать свою страну.