Найти в Дзене

Количество алмазов можно было «увеличить искусственным путем», их цена на рынке быстро упала бы.

Концепция ценности Адама Смита — это просто катастрофа, которая только углубляет загадку Смита. Дело в том, что теория ценности Смита — не только шаг назад по сравнению с теорией его учителя Хатчесона, но и такой же шаг назад по сравнению с более ранними, не опубликованными лекциями самого Смита. У Хатчесона, да и вообще со времен поздней схоластики, ценность и цена продукта определялись, во-первых, его субъективной полезностью с точки зрения потребителей и, вовторых, его относительной редкостью или изобилием. Чем больше количество данного товара, тем ниже его ценность, а чем более он редок, тем она выше. Для полноты концепции эту традицию нужно было только дополнить принципом маржинальности 1870-х гг., сосредоточившись на данной единице товара, единице, реально выбранной или не выбранной на рынке. Все остальное объяснение было уже готово. Далее, в своих лекциях Смит разрешил парадокс ценности четко и ясно, во многом так же, как решали его Хатчесон и другие экономисты в течение несколь

Концепция ценности Адама Смита — это просто катастрофа, которая только углубляет загадку Смита. Дело в том, что теория ценности Смита — не только шаг назад по сравнению с теорией его учителя Хатчесона, но и такой же шаг назад по сравнению с более ранними, не опубликованными лекциями самого Смита. У Хатчесона, да и вообще со времен поздней схоластики, ценность и цена продукта определялись, во-первых, его субъективной полезностью с точки зрения потребителей и, вовторых, его относительной редкостью или изобилием. Чем больше количество данного товара, тем ниже его ценность, а чем более он редок, тем она выше. Для полноты концепции эту традицию нужно было только дополнить принципом маржинальности 1870-х гг., сосредоточившись на данной единице товара, единице, реально выбранной или не выбранной на рынке. Все остальное объяснение было уже готово. Далее, в своих лекциях Смит разрешил парадокс ценности четко и ясно, во многом так же, как решали его Хатчесон и другие экономисты в течение нескольких столетий. Почему вода при всей ее полезности так дешева, а безделушки вроде алмазов так дороги? Разница, указывал Смит в своих лекциях, в их относительной редкости: «Лишь по причине изобилия воды ее можно получать столь дешево, а алмазы так дороги именно по причине своей редкости». Кроме того, ценность и цена разных продуктов может резко отличаться в зависимости от условий их получения или предложения. Богатый торговец, заплутавший в Аравийской пустыне, указывал Смит в своих лекциях, будет ценить воду чрезвычайно высоко, так что и цена ее будет очень высока. Равным образом, если бы количество алмазов можно было «увеличить искусственным путем», их цена на рынке быстро упала бы. Однако в «Богатстве народов» эти здравые мысли по непонятной причине исчезают. Всего лишь 10—12 лет после своих лекций Смит внезапно обнаруживает, что не может разрешить парадокс ценности. В хорошо известном отрывке из четвертой главы первой книги Смит решительно и бесповоротно отделяет полезность от ценности и цены, и вместе им уже не сойтись: Слово «ценность» имеет два разных значения: иногда оно обозначает полезность какого-либо предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом. Первую можно назвать потребительной ценностью, вторую — мено449 483 16.5. Теория ценности вой ценностью. Предметы, обладающие весьма большой потребительной ценностью, часто имеют совсем небольшую меновую или даже совсем ее не имеют; напротив, предметы, имеющие очень большую меновую ценность, часто имеют совсем небольшую потребительную или совсем ее не имеют. Нет ничего полезнее воды, но на нее почти ничего нельзя купить, почти ничего нельзя получить в обмен на нее. Напротив, алмаз почти не имеет никакой потребительной ценности, но часто в обмен на него можно получить очень большое количество других товаров.