Найти в Дзене

Светилами «Edinburgh Review» были лидеры умеренного духовенства.

Словно этого было мало, Смит стал одним из главных авторов и редакторов недолго просуществовавшего журнала «Edinburgh Review» (1755—1756), созданного в первую очередь для защиты Юма и Кеймса от нападок ортодоксального кальвинистского духовенства Шотландии. Журнал этот основал блестящий молодой юрист Александр Уэддерберн (1733—1805), впоследствии судья, член английского парламента, а затем лорд-канцлер (1793—1801). Он придерживался столь свободных взглядов, что высказывался за легализацию публичных домов. Другими светилами «Edinburgh Review» были лидеры умеренного духовенства: Джон Джарден (1715—1760), чья дочь вышла замуж за сына лорда Кеймса, преподобный Уильям Робертсон и преподобный Хью Блэр (1718—1800), профессор риторики Эдинбургского университета. Хотя Адам Смит не относился к числу фундаменталистов, он был искренне и глубоко привержен пресвитерианству, о чем свидетельствуют его отношения с Блэром. Блэр, священник Высокой церкви эдинбургской конгрегации Грейфрайарз, постоянно кон

Словно этого было мало, Смит стал одним из главных авторов и редакторов недолго просуществовавшего журнала «Edinburgh Review» (1755—1756), созданного в первую очередь для защиты Юма и Кеймса от нападок ортодоксального кальвинистского духовенства Шотландии. Журнал этот основал блестящий молодой юрист Александр Уэддерберн (1733—1805), впоследствии судья, член английского парламента, а затем лорд-канцлер (1793—1801). Он придерживался столь свободных взглядов, что высказывался за легализацию публичных домов. Другими светилами «Edinburgh Review» были лидеры умеренного духовенства: Джон Джарден (1715—1760), чья дочь вышла замуж за сына лорда Кеймса, преподобный Уильям Робертсон и преподобный Хью Блэр (1718—1800), профессор риторики Эдинбургского университета. Хотя Адам Смит не относился к числу фундаменталистов, он был искренне и глубоко привержен пресвитерианству, о чем свидетельствуют его отношения с Блэром. Блэр, священник Высокой церкви эдинбургской конгрегации Грейфрайарз, постоянно конфликтовал с ортодоксальным кальвинистским духовенством, которое очерняло его в глазах пресвитерианского руководства Глазго и Эдинбурга. В «Богатстве народов» Адам Смит сделал такой комплимент пресвитерианскому духовенству: «Едва ли во всей Европе найдется более ученая, достойная, независимая и уважаемая группа людей, чем подавляющая часть пресвитерианского духовенства Голландии, Женевы, Швейцарии и Шотландии». На это старый друг Блэр, видный (хотя и подвергавшийся нападкам) пресвитерианский священник, заметил в письме к Смиту: «Думаю, ты излишне добр к Пресвитерии». После того как Смит изложил свою нравственную философию в «Теории нравственных чувств» (1759), возросшая известность позволила ему в 1764 г. занять чрезвычайно доходное место воспитателя юного герцога Баклю. За три года, проведенные с герцогом во Франции, Смит получил пожизненное годовое вознаграждение в 300 фунтов стерлингов, вдвое больше, чем его годовое жалованье в Университете Глазго. За эти приятные года он познакомился с Тюрго и физиократами. Когда срок контракта закончился, Смит вернулся в Керколди и, располагая пожизненным пособием, десять лет работал там над «Богатством народов», которое начал писать по прибытии во Францию. Слава «Богатства народов» побудила бывшего ученика Смита герцога Баклю в 1778 г. выхлопотать наставнику высокооплачиваемую должность таможенного комиссара в Эдинбурге. Смит, получая на этом посту (который он занимал вплоть до смерти) 600 фунтов в год, теперь имел вместе с пожизненной пенсией около 1000 фунтов в год, «княжеский доход», как выразился один из его биографов. Да и сам Смит признался в то время, что стал «настолько богатым, насколько только мог желать». Сожалел он лишь о том, что.