Прошлая часть была посвящена нашим романтикам. Если не читали, смотрите:
➡️И прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
Предыстория: становлению литературы «серебряного века» (особенно символизма) мы во многом обязаны поэтическому творчеству западноевропейских поэтов в лице Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме, но я заострю внимание на наших соотечественниках — Фёдоре Ивановиче Тютчеве и Афанасии Афанасьевиче Фете. Стихотворения обоих авторов изобилуют показом внутреннего мира человека и философских рассуждений через призму природы, сравнения с ней, погружения в неё.
Мастерски, не так ли? Философия, психология сквозь призму чего-то прекрасного и очень близкого, знакомого… Всё то, чем будут пользоваться в дальнейшем авторы не только стихов, но и текстов песен вплоть до современности.
Немного отвлекусь на эту самую современность. Безусловно, нынешние авторы, пишущие под забойный бит текст, не особо задумываются над Словом (именно с большой буквы). Им нужно — нет, необходимо!, — чтобы народ «качало» под эти песни, но не более того. Я же говорю про серьёзные тексты: социально острые (Ирина Кайратовна — «5000», Noize MC — «Всё как у людей»), философские (Би-2/Oxxxymiron — «Пора возвращаться домой», Oxxxymiron — «Переплетено»). В других современных текстах переплетаются потрясающие двойные рифмы, ритм, этнос и смысл, порой даже мудрость (Drummatix — «В долгий путь»). Вы могли заметить, что я говорю про рэп-исполнителей. У меня есть мнение, что именно качественный рэп является продолжателем традиции чтения строк на публике — в компаниях и/или на поэтических вечерах.
Собственно, «Серебряный век»
Но вернёмся к рубежу XIX-XX веков. После всех философских метафор и аллегорий Фета и Тютчева на арену выходят они — поэты «Серебряного века». Поэты без исключений гениальные, но гениальные они по-своему (и нравиться, соответственно, должны далеко не каждому). Поэты, переполненные чувствами, но выражающие их настолько по-разному, что, будучи современниками, частенько вступали в споры, даже конфликты, будто бы борясь за свою собственную справедливость…
Поскольку, напомню, «серебряный век» делится на течения (символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм), я хочу вкратце пройтись по каждому из этих течений на примере одного яркого представителя каждого из них.
Символизм. Валерий Яковлевич Брюсов
Символизм в целом явился эдакой негативной оценкой всего происходящего вокруг. В стихотворениях преобладает декаданс, упадничество; кризис принципиально нового со старым ощущается как нельзя жестко. Высказать и выразить внутренние чувства и переживания по этому поводу оказалось для поэтов данного направления выпендрёжнее яснее всего сквозь призму символов чтобы никто не догадался.
Таким был и Валерий Яковлевич Брюсов. Гений, вместо уроков всё детство и юность оттачивающий мастерство ритма, слога и… символов. Поначалу практически не изучая русскую поэзию (кроме Некрасова), Брюсов был крайне осведомлённым почитателем творчества Бодлера и Верлена (последнему имел наглость лично писать письма). На своей любви к стихотворной технике и поэтам-символистам, Брюсов стал развивать себя именно в направлении этого течения. В 1901 году, когда Брюсов познакомился с другими символистами (Зинаидой Гиппиус, Дмитрием Мережковским, Фёдором Сологубом), это литературное течение полностью обрисовалось и сформировалось, вобрав в себя черты всех вышеуказанных поэтов.
Стоит также упомянуть, что на слова Брюсова написано несколько романсов разными композиторами, в числе которых Гречанинов, Глиэр и даже Рахманинов («Крысолов» из опуса 38).
Следующая часть данного цикла продолжит рассказывать про оставшиеся течения эпохи «Серебряного века» русской литературы.
______________________________________________________________________
Другие части цикла:
______________________________________________________________________
Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊