Найти тему

Советская педагогика, часть 2

Историю мирового образования вкратце мы рассказываем в 30 текстах проекта «Удаленное образование». Этот, (25 по счету) текст посвящен советской педагогике с 1930-х по 1970-е годы. Проект «Удаленное образование» создается при поддержке АНО «ИРИ».

К началу 1930-х годов в СССР сложилась тоталитарная система правления, которая не могла не отразиться на системе образования. Постановления ЦК ВКП (1931–1932) о школе отменили единую трудовую школу, за которую так ратовали большевики. Но контроль над образованием остался в руках правительства.

Вся деятельность школы подверглась унификации и жесткой регламентации. Из плюсов: были введены единые программы обучения, единые учебные планы, единые учебные пособия. Но под запрет попали любые эксперименты и творческий поиск учащихся. Школа теперь была настроена на традиционную методику и была больше похожа на дореволюционную.

После Великой Отечественной войны основными задачами системы образования было восстановление учебных заведений и строительство новых. Большое развитие получили:

  • школы рабочей и сельской молодежи, для получения образования теми, кто работал и учился на вечерней и заочной форме;
  • Суворовские и Нахимовские училища, занимавшиеся подготовкой абитуриентов высших военных учебных заведений;
  • и новый тип школы, порожденный послевоенным временем, – школа-интернат. В них принимали детей, оставшихся без одного или обоих родителей, сирот, а также тех, для воспитания которых в семье не было условий.

В 1958 году в структуре среднего образования произошли изменения. Начальной школой стали классы с первого по третий, средней – с четвертого по восьмой, старшей – девятый и десятый классы. Открылись первые техникумы и профессионально-технические училища – в них можно было поступить после восьми классов. В 1958 году Верховным Советом СССР принимается закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Это стало началом школьной реформы, которая продлилась до середины 1960-х годов.

Целью школьной реформы была подготовка технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. Это предусматривало, что одиннадцатилетнее полное среднее образование получалось параллельно с трудовым процессом. Ученики дневной школы должны были работать два дня в неделю (на предприятии или в сельском хозяйстве). Ученики вечерней – днем. Третьим вариантом было поступление в техникум.

Популярным стало вечернее и заочное образование. Оно предоставляло возможность зачисления в вуз вне конкурса для тех, кто уже проработал на производстве не менее трех лет, и для тех, кого направили на обучение предприятия, колхозы и совхозы.

Но на практике идея связать школу с жизнью была реализована слабо. Массовый переход школ на производственное обучение не произошел, так как рабочих мест на всех учащихся не хватало. Это привело и к значительному снижению уровня общеобразовательной подготовки школьников.

Большое внимание получило развитие точных наук, преимущественно математики. Это привело к настоящему математическому буму в конце 1950-х годов. Тогда открывались существующие до сих пор математические спецшколы.

***

Большую роль в работе со школьниками играла пионерская организация, ставшая советским аналогом движения бойскаутов. Помимо идеологической составляющей, в ней были спортивные и социальные занятия: походы, сбор макулатуры и металлолома, помощь ветеранам войны.

В 1964-1966 годах школа вернулась к десятилетнему обучению. Профориентирование осталось только в тех образовательных учреждениях, у которых была для этого необходимая база знаний и рабочие места. Позже было введено обязательное среднее образование.

В 1950-х прошла новая волна открытия институтов и университетов. К 1975 году в СССР насчитывалось почти 5 миллионов студентов. Серьезный рост по сравнению с 1925 годом, когда из 54 тысяч выпускников школ в вузы поступили меньше 2 тысяч.

N + 1Свежая наука каждый день