Дома, растущие вниз и прочие чудеса Долины Омо

И вот, уже второй раз я ожидаю вылет из терминала, обслуживающего внутренние перелеты, плюс Джибути и Сомалилэнд. Сам терминал не маленький, но почему-то работает только 2 выхода – восьмой и девятый. Причем из девятого выход только на пару рейсов, а из восьмого – более чем на десять. Причем некоторые из них летят в одно время. Вот и посадка на мой рейс в Джиму и посадка на рейс в Джибути объявлена в одно и то же время. Ну как тут разобраться?

В итоге первыми на посадку вызвали нас. Зачем так сделано? Почему нельзя использовать другие выходы? Повторюсь, они есть, там не идет ремонт – их просто не используют, создавая толчею и неразбериху. Загадочная эфиопская душа…

Эфиопия страна не очень большая, но очень разнообразная. Вот сейчас, например, я оказался там, где начинается путь навстречу детству человечества. Если проехать отсюда чуть-чуть в сторону границы с Южным Суданом, и можно увидеть как жили люди 100-500-1000 лет назад, и ранее.

Готовы? Тогда поехали!

Мы в Арба Мынч. И в качестве разминки - поездка в деревню племени дорзе, живущих недалеко от города.

Дорзе живут в горах, поэтому мы поднимались все выше и выше. По мере приближения к местам их проживания, стали попадаться танцующие дети. Выглядело это примерно так: завидев машину они поворачивались к нам задом и начинали вертеть *опой. Затем бежали за машиной и требовали денег. В некоторых местах они даже пытались перегородить дорогу мусором: видел как я кручу *опой? – плати!

А виды тем временем становились все живописнее: то между гор мелькнет озеро, то деревушка в долине. На обочинах дорзе продавали свои ткани – они славятся именно своими ткачами и красочными тканями.

И вот, уже второй раз я ожидаю вылет из терминала, обслуживающего внутренние перелеты, плюс Джибути и Сомалилэнд. Сам терминал не маленький, но почему-то работает только 2 выхода – восьмой и девятый.
И вот, уже второй раз я ожидаю вылет из терминала, обслуживающего внутренние перелеты, плюс Джибути и Сомалилэнд. Сам терминал не маленький, но почему-то работает только 2 выхода – восьмой и девятый.-2
И вот, уже второй раз я ожидаю вылет из терминала, обслуживающего внутренние перелеты, плюс Джибути и Сомалилэнд. Сам терминал не маленький, но почему-то работает только 2 выхода – восьмой и девятый.-3

Но вот мы и приехали. На вид дорзе не отличались от эфиопов – ходят они в том же, в чем и большинство жителей страны, да и по религии тоже – православные миссионеры постарались, а вот деревня была очень необычна. Из-за заборов, построенных из расщепленных стеблей бамбука выглядывали высокие дома с крышами из пальмовых листьев.

И вот, уже второй раз я ожидаю вылет из терминала, обслуживающего внутренние перелеты, плюс Джибути и Сомалилэнд. Сам терминал не маленький, но почему-то работает только 2 выхода – восьмой и девятый.-4

В один из таких домов я и вошел. Во дворе рядом с высоким домом, стояли дома поменьше. Оказывается, когда-то они тоже были высокими, но их едят термиты и дома уменьшаются. Самый маленький из них был построен дедом нынешнего хозяина, а сейчас служит сараем. Интересны крыши домов – по форме их делают в виде головы слона.

В повседневной жизни для дорзе особую роль играют 2 растения: бамбук и ложный банан. Ложный – потому что похож на обычный, но листья у него крупнее, а съедобных плодов нет.

С бамбуком все понятно, из него строят. А вот для чего используют ложный банан? А для всего! Его листьями кроят крышу, из мякоти его листьев готовят хлеб, а из волокон листа делают веревки.

Процесс приготовления хлеба выглядит так: сердцевину листа разрезают и выскребают мякоть. Затем мякоть кладут под пресс на 3 месяца, а оставшиеся волокна сушат. Из волокон, как я уже писал, получаются крепкие веревки, а мякоть за это время подсыхает и теряет свой цвет. Для приготовления хлеба берут кусок массы, режут несколько раз ножом вдоль и поперек – чтобы измельчить оставшиеся волокна, а затем раскатывают блин и обжаривают его с двух сторон. Подавать с медом диких пчел и перцем чили. На вкус это блюдо оказалось вполне съедобным. Особенно с медом! Мне достался почти весь мед, т.к. местные (и дорзе, и прочие эфиопы) предпочитают чили.

Еще на территории деревни есть эко-лодж, но мне показалось нескольких часов, проведенных с дорзе вполне достаточно. После этого я немного погулял по деревне, пофотографировал местных жителей, зашел в ткацкую мастерскую, где работают только мужчины. У дорзе считается, что ткать – это исключительно мужское дело.

И вот, уже второй раз я ожидаю вылет из терминала, обслуживающего внутренние перелеты, плюс Джибути и Сомалилэнд. Сам терминал не маленький, но почему-то работает только 2 выхода – восьмой и девятый.-6
И вот, уже второй раз я ожидаю вылет из терминала, обслуживающего внутренние перелеты, плюс Джибути и Сомалилэнд. Сам терминал не маленький, но почему-то работает только 2 выхода – восьмой и девятый.-7
И вот, уже второй раз я ожидаю вылет из терминала, обслуживающего внутренние перелеты, плюс Джибути и Сомалилэнд. Сам терминал не маленький, но почему-то работает только 2 выхода – восьмой и девятый.-8
И вот, уже второй раз я ожидаю вылет из терминала, обслуживающего внутренние перелеты, плюс Джибути и Сомалилэнд. Сам терминал не маленький, но почему-то работает только 2 выхода – восьмой и девятый.-9

На обратном пути попался особо настойчивый подросток. Пока мы ехали по серпантину он сбегал по склону и снова вертел перед машиной *опой. Ну неужели непонятно, что раз не заплатили сразу, то не заплатят вообще. Видимо, не понятно… Наверное, он считает, что великолепно исполняет свой великий танец и фаранджи должны, нет просто обязаны, щедро раскошелиться!

И вот, уже второй раз я ожидаю вылет из терминала, обслуживающего внутренние перелеты, плюс Джибути и Сомалилэнд. Сам терминал не маленький, но почему-то работает только 2 выхода – восьмой и девятый.-10

Ближе к городу стали попадаться сначала отдельные эфиопы, а потом они загустели до состояния бесконечной толпы. И вся эта масса двигалась нам навстречу. Может мы зря едем, может нам тоже туда надо? Оказывается, в какой-то церкви в горах будет завтра утром будет отмечаться большой праздник. И вот все они идут туда. Заночуют где придется, а прямо с утра начнут праздновать.

Утром на завтраке вглядывался в лица европейцев: интересно, с кем из них мне предстоит поездка в долину Омо? Может с той пожилой германоязычной парой? Или с теми девушками за соседним столом? Я ошибся. Моими спутниками оказались Дом (это имя такое) из Тайланда (впервые вижу путешествующего тайца), а также Елена из Канады (именно Елена!), филиппинка по происхождению. На лицо – да, типичная филиппинка, а вот по фигуре – типичная канадка! Такая же необъятная как сама Канада!

В машине удалось занять любимое мной место рядом с водителем, которого звали Мики. Но к своему удивлению, я встретил мягкое сопротивление этому со стороны Мики. Он хотел Елену! Ну в смысле, чтобы именно она сидела рядом с ним. Мотивировав это тем, что всю дорогу из Аддис-Абебы она провела на этом месте. Но этому очень горячо воспротивилась сама Елена. Итак, место осталось за мной!

Первым пунктом сегодняшней программы было озеро Чамо и знакомство с его обитателями. Ну что сказать? Кто был в Кении, в Танзании, или в других странах Восточной Африки там будет не особенно интересно. Ну крокодилы, ну много… Ну бегемоты… А вон негр (или афро-африканец?) на тростниковой лодке рыбу ловит. Интересно, но не ах. Из воды кое-где торчат остатки стволов. Раньше здесь рос лес. А озеро образовалось всего около 60 лет назад. Оба озера входят в систему рифтовых озер, тянущихся от озера Ньяса в Малави до того самого солончака в Данакиле, где я был всего десять дней назад (а кажется, что уже прошло несколько лет!), и далее в Джибути. Здесь медленно, но неизменно расходятся литосферные плиты, и когда-нибудь здесь будет плескаться теплое море…

Не деревьях на берегу озера и вдоль дороги висят корзины. Это местные ульи для диких пчел. А дорога убегает все дальше от цивилизации. Справа и слева тянутся поля и дома местных жителей, то сгущающиеся до деревень, то снова разрежающиеся. И все это в обрамлении гор на горизонте. Красиво!

После Консо дорога стала забираться все выше в горы. И вот уже после очередного поворота открылся прекрасный вид на долину Омо. Почти приехали!

А в самой долине уже попадались идущие вдоль дороги и мечтающие быть сфотографированными за 5 быр туземцы. Одетые в национальные одежды, некоторые – с ружьями, все они выглядели очень колоритно.

Но никто из нас пока не изъявлял желание сфотографировать их – начиная с завтрашнего дня мы будем посещать их деревни и рынки, там-то уж нафотографиуем!

А пока мы разместились в скромненьком лодже на окраине Турми. Пока размещались я прямо на территории лоджа увидел самую маленькую антилопу – дик-дик.

Итак, деревня хамеров. Нет, не “потемкинская”. Деревня настоящая. Они там, действительно живут. Но вот их наряды – да, их они специально нацепили когда мы приехали. В таком виде они не ходят. Интересно, но не более того. Когда их фотографируешь, они замирают в заученной позе и получается, что фотографируешь статую. Тогда я взял фотик, опустил его вниз и, пользуясь тем, что у меня затвор работает бесшумно, ходил и фотографировал. Таким образом, получилось несколько более-менее “живых” фоток.

А вот рынок оставил самые лучшие впечатления – там все занимались своими важными делами и не мешали нам заниматься своими. Они торговали, мы – фотографировали.

А вечером началось самое интересное. Все происходило в русле почти пересохшей реки. Не уверен, что получится адекватно описать свои ощущения, но я попробую, а лучше покажу в следующем выпуске на канале.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить!