Найти тему
Совсем другая история

Великий российский аниматор, который мог стать Уолтом Диснеем

Конечно, не буквально - такому повороту старина Дисней бы точно удивился. А вот вырасти в титана мультипликации, превратить свою фамилию в имя нарицательное - всё это он мог бы. Но - увы.

Перед вами Владислав Александрович Старевич. Он был достаточно талантлив, чтобы не то что сбросить Уолта Диснея с его мультяшного трона - он мог его туда даже изначально не пустить.

Почему же не вышло? Ну ладно не вытеснил Диснея совсем - но почему хотя бы не составил ему достойную конкуренцию? Почему фамилию Диснея сейчас знает вся планета, а Старевича - только интересующиеся историей мультипликации?

На наш взгляд, ответ кроется в извечном противостоянии между качеством и количеством, талантом и бизнесом. Но давайте по порядку.

Старевич был на 20 лет старше Диснея. В то время, когда юный Уолт подрабатывал разносчиком газет в Канзас-Сити, Владислав Александрович уже выпустил свои первые мультфильмы - и потряс планету. Зрители недоумевали - как, КАК Старевич смог так выдрессировать насекомых, что они ходят на задних лапках и разыгрывают между собой сложные сценки?

[Если анимация не воспроизводится автоматически, нажмите на значок с треугольником]

Несколько фрагментов из мультфильма Старевичу "Прекрасная Люканида, или борьба рогачей с усачами", 1912 год
Несколько фрагментов из мультфильма Старевичу "Прекрасная Люканида, или борьба рогачей с усачами", 1912 год

Сейчас мы с вами можем навскидку предположить, что это сделано. Но для далёкого 1912 года это была настоящая магия - до Старевича такого не делал никто. Он покадрово снимал настоящих засушенных насекомых. Их лапки были закреплены на пружинках и проволоке, поэтому жуки, тараканы и кузнечики в кадре двигались с практически человеческой пластикой.

После успеха "Прекрасной Люканиды" Владислав Александрович в короткие сроки выпускает ещё несколько короткометражных мультфильмов. Постепенно помимо насекомых в кадре начинают появляться кукольные животные и люди.

Фрагменты мультфильма Старевича "Рождество у обитателей леса", 1913 год
Фрагменты мультфильма Старевича "Рождество у обитателей леса", 1913 год

Мультики Старевича выглядят для зрителей как какой-то волшебный фокус - в тот период он был единственным в мире мастером объёмной (кукольной) анимации. Такого больше не делал вообще никто.

Обратите внимание - в это время Уолт Дисней ещё невообразимо далёк от мультипликации. Ему ещё предстоит служить водителем санитарной машины Международного Красного Креста, потом пробовать себя художником по рекламе. И только в 1923 году он создаст небольшую анимационную студию в Лос-Анджелесе.

"Прекрасной Люканиде" к этому моменту исполнится уже 11 лет, а на счету Старевича будут не только мультики, но и первый фильм в жанре фэнтези с настоящими спецэффектами - "Ночь перед Рождеством" по Гоголю.

Летающие галушки - это очень серьёзный спецэффект для того времени
Летающие галушки - это очень серьёзный спецэффект для того времени

Ну а сам Старевич к моменту создания студии Дисней, к сожалению, окажется в эмиграции во Франции.

Как только Владислав Александрович немного привёл свою жизнь в порядок после спешного бегства с Родины, он тут же вернулся к мультипликации. В 20-е годы начал формироваться узнаваемый стиль кукольных мультиков Старевича - у всех игрушечных персонажей была потрясающе красивая, реалистичная мимика и очень живая пластика. Казалось, это не куклы, а живые зверушки и птички в человеческих костюмах...

Секрет игрушечных артистов Старевича был прост и сложен одновременно. К каждой кукле прилагался "комплект" из нескольких сотен масок, изображающих разные эмоции. Плюс каждая из них покадрово дорабатывалась гримом. Только представьте, какая это кропотливая работа! При этом всём Старевич создавал мультфильмы практически в одиночку - специфика работы была такова, что подготовить себе помощника или тем более преемника он не мог. Именно он сам, его фантазия и талант создавали "магию".

Фрагменты из мультфильма Старевича "Рейнеке-лис". Просто не верится, что это всё - куклы
Фрагменты из мультфильма Старевича "Рейнеке-лис". Просто не верится, что это всё - куклы

В 1930 году увидела свет гордость Старевича - первый в мире полнометражный мультфильм "Рейнеке-лис". Только посмотрите, какая красота! Не просто так Владислав Александрович получил за него восемь международных премий.

Кажется, вот оно - неоспоримое лидерство. Старевич - мэтр мировой мультипликации, гений, новатор. Или... нет?

Нет. В 1930-м диснеевскому Микки Маусу уже два года и он с каждым днём становится всё популярнее. И уже в этот момент очевидно - Старевичу никогда не обогнать Диснея.

Дисней - хороший художник. Но при этом он в первую очередь бизнесмен. На него работает большая команда. Его мультфильмы яркие, простые и понятные. К тому же - их много. Дисней выпускает как минимум пару короткометражек в год. А, например, за 1927 году он выпустил целых пять. Первый диснеевский полный метр - "Белоснежка и семь гномов" - появится аж в 1937 году. Аж на 7 лет позже "Рейнеке-лиса". Но это будет уже не важным.

Уолт Дисней
Уолт Дисней

Ведь Старевич был гением, но при этом совершенно не был бизнесменом. Он работал практически в одиночку, выпуская один мультфильм в год (изредка - два). Техника их создания баснословно дорога по сравнению с рисованной анимацией Диснея. Каким-то образом ускорить, упростить и масштабировать этот процесс просто нереально.

После "Рейнеке-лиса" Старевич выпустил ещё 15 мультфильмов. Но уже в 50-х годах его популярность практически угасла, заказы на постановки перестали поступать, фамилию его стали забывать...

А у Уолта Диснея к этому времени уже прогремели "Белоснежка", "Пиноккио", "Дамбо", "Бэмби", "Золушка", "Алиса в Стране чудес", "Питер Пэн", "Леди и Бродяга". Мультфильмы, которые мы помним до сих пор.

При этом сам Дисней говорил о Старевиче:

"Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий".

Се ле ви, как говорится.

Владислав Старевич со своими куклами
Владислав Старевич со своими куклами