Найти тему
HypeWave

Почему транс "работает"

Оглавление

Воодушевляющие мелодии, тысяча рук, поднятых ввысь в ожидании, - вот почему транс оставался популярным на протяжении почти 30 лет.

С момента своего зарождения в начале 90-х транс был основой клубной жизни. И ди-джеям, и клабберам трудно устоять перед ним. И давайте будем честными, когда световые лазеры поражают толпу, эти эмоциональные мелодии вызывают мурашки по коже.

Но есть ли научная причина любви людей к трансу? Что ж, одно недавнее исследование решило изучить именно это. Исследование было частью исследовательского проекта ЕС, посвященного использованию ИИ и машинного обучения для создания новой музыки. Доктор Дориен Херреманс, доцент Сингапурского университета технологии и дизайна, входивший в исследовательскую группу, сказал: "Чтобы создать системы, которые создают новую музыку, важно сначала понять музыку и то, что в музыке вызывает удовольствие".

Один из других соавторов проекта - профессор Даррелл Конклин - случайно оказался фанатом транса и поэтому предложил команде проверить теории на этом жанре. Эксперимент включал в себя исполнение фанатами транса вдохновляющих трансовых треков с последовательностью аккордов от простого до более сложного, а также слушатели должны были оценивать свое степень своего удовольствия. (В этом контексте "сложные" аккорды означают аккорды, содержащие ноты, принадлежащие разным музыкальным тональностям. Таким образом, слушателям играли серию трансовых треков, каждый из которых становился все более гармонично сложным).

Главный вывод заключался в том, что удовольствие слушателей было связано с тем, насколько музыкально сложен трек. В частности, исследовательская группа обнаружила, что, за редкими исключениями, любители транса, как правило, не любили действительно простые последовательности аккордов. Но если вы увеличите гармоническую сложность, они в конечном итоге дойдут до точки максимального удовольствия. Однако если всё слишком усложнять, удовольствие снова падает. Не слишком жарко, не слишком холодно, в самый раз...

Так что у поклонников транса есть музыкальная золотая середина, где используемые аккорды не слишком просты и не слишком сложны. Но соответствует ли реальный жизненный опыт трансовых ди-джеев и продюсеров результатам исследования?

"Основная направленность пьесы имеет смысл", - говорит Ричард Моватт, который записывается как Solarstone. "Во вдохновляющей транс-музыке существует прекрасный баланс между сложностью и простотой. Слушатели должны чувствовать уверенность в том, что они могут комфортно "предсказывать", что будет дальше в музыкальном и мелодическом плане, чтобы расслабиться в музыке и "потеряться" в ней, но при этом наслаждаться более сложными и неожиданными продакшинами, которые происходят в дополнение к мелодическому содержанию".

-2

"Я знаю по своему опыту ди-джея, что слишком "умные" или "сложные" композиции могут негативно повлиять на толпу, - продолжает он, - неожиданные или неудобные изменения аккордов и мелодические отклонения могут убить атмосферу на танцполе полностью".

Этот баланс между музыкальной простотой и сложностью, о котором говорит Соларстоун, является центральным для получения удовольствия не только от транса, но и от большинства другой музыки. Если продюсеры ошибаются, то ди-джей может увидеть, как его тщательно собранная толпа в пиковое время направляется на террасу для курения. Для доктора Херреманса этот баланс заключается в той роли, которую играют ожидания и предсказуемость в наслаждении музыкой:

"Механизм ожидания играет очень важную роль в музыке. Мы всегда предвкушаем, что будет дальше, как и в случае с языком. Если бы я спел "С Днем Рождения": "С днём рождения ...", то вы бы ожидали, что сразу после этого будет "тебя". В противном случае у вас останется ощущение, что чего-то не хватает. Тот же механизм действует, когда мы слушаем транс, когда продюсеру нужно найти тонкий баланс между ожидаемыми последовательностями аккордов и новыми сюрпризами в музыке. В ходе нашего исследования мы также обнаружили, что подобный баланс следует поддерживать в гармоническом напряжении, т.е. не использовать слишком простые по звучанию аккорды, но также и не использовать слишком гармонично сложные по звучанию аккорды".

Стив Хелстрип, записывающийся под псевдонимом The Thrillseekers, кое-что знает о том, как соединить транс мелодию, и нашел многое, с чем можно согласиться в этом исследовании: "Предсказуемые последовательности аккордов или гармоническая структура являются важной частью самой основы которая определяет транс как жанр. Чаще всего транс вызывает у слушателя теплый, нечеткий эмоциональный отклик, и отчасти это можно отнести к связи между мелодией и аккордами. Точно так же, как вы найдете знакомые последовательности аккордов, повторяющиеся в рок-музыке и других жанрах, у транса есть свои знакомые клише".

Ясно, что ожидание - важный фактор в получении удовольствия от транса. Предсказуемость и неожиданность тоже кажутся важными факторами, хотя их не слишком много и не слишком мало. Так что именно здесь происходит? Рагнхильд Торвангер Сольберг, исследователя музыкального познания и музыкальной психологии, спросили об ожиданиях и музыке: "Одно из объяснений того, почему мы воспринимаем музыку как удовольствие - это музыкальное ожидание. Мы можем получить приятные реакции, такие как озноб или сильное желание двигаться, когда наши ожидания относительно того, что будет дальше в музыке, либо исполняются, либо откладываются, либо отклоняются от них, либо нарушаются".

Согласно этой теории, когда мы находимся в восторге, наш мозг испытывает постоянный процесс ожидания и удовлетворения или приятного удивления, поскольку музыка вызывает выброс дофамина. Рагнхильд продолжает: "Музыкальное ожидание в значительной степени играет роль, когда мы слушаем танцевальную музыку и танцуем под нее, особенно в секции наращивания и падения. Благодаря неоднократным встречам и взаимодействию с этими жанрами мы имеем представление о том, что произойдет в музыке, но мы не знаем точно, как это произойдет и когда. А ожидание этого и, наконец, получение - или нет - вызовет чувство удовольствия и вознаграждения". Таким образом, большая часть удовольствия от таких жанров, как транс, - это ожидание: своего рода знание того, что произойдет, и исполнение этих ожиданий, но иногда и то, что ваши ожидания не оправдываются. Поместите это в контекст вечеринки на всю ночь, когда ваш мозг непрерывно стимулируется, удовлетворяется и приятно удивляется часами подряд, тогда неудивительно, что мы так любим буйствовать.

-3

Итак, что могут означать эти открытия для продюсера, желающего создать следующий транс-гимн? "Надеюсь, некоторые из аккордов, которые так нравятся нам, могут быть полезны продюсерам транса", - говорит д-р Херреманс. "В будущем инструмент, интегрированный в DAW, мог бы предоставлять обратную связь о сложности/повторении в песнях и предлагать небольшие изменения для улучшения удовольствия". Другими словами, сейчас разрабатывается технология, которая способна точно определять и кодировать определенные музыкальные элементы, которые вызывают выброс дофамина - информацию, которая затем может быть использована продюсерами для получения максимального удовольствия во время прослушивания.

Что довольно удивительно, если вдуматься. Однако не все так уверены. Стив Хелстрип менее уверен в применении такой технологии в творческом процессе: "Я не сомневаюсь, что ИИ сможет создавать заслуживающую доверия музыку при нашей жизни. Будет ли она достаточно хорошей, чтобы конкурировать, скажем, с "Adagio For Strings", еще неизвестно. Я по-прежнему настроен скептически, пока не будет доказано обратное".

Другой вопрос, конечно, заключается в том, что если ученые сейчас точно определяют, какие последовательности аккордов лучше всего подходят для подъема транса, могут ли эти открытия быть применены и к другой музыке? Доктор Херреманс считает, что они могли бы: "Я предполагаю, что эти результаты действительно применимы к другим танцевальным жанрам, хотя это необходимо проверить, прежде чем я смогу это подтвердить. Я верю, что будут вариации в количестве и скорости повторения, чтобы они больше соответствовали определенному жанру".

И возвращаясь к исходному вопросу... Так почему же "работает" транс? Что ж, наука показала, что музыкальное ожидание и определенные уровни музыкальной сложности во многом связаны с этим, но это, конечно, только один аспект того, почему мы занимаемся определенным типом музыки. Как аккуратно резюмирует Solarstone, транс - это комбинация различных элементов: "Простая гармоническая музыкальная композиция, которая "работает", использование повторяющихся элементов и создание напряжения в процессе аранжировки. Самые успешные и запоминающиеся изделия сочетают в себе все три фактора. И мы даже не вдавались в социальные и культурные аспекты того, почему и как люди вместе наслаждаются музыкой. Еще неизвестно, сможет ли ИИ когда-нибудь создать такую ​​потрясающую мелодию, как "Adagio For Strings", но тем временем машинное обучение пытается понять, как именно работает музыка. Продолжающийся рост ИИ в музыке вызывает озабоченность по поводу потенциальной потери музыкальной аутентичности и продолжающейся эрозии рабочих ролей в отрасли".

Тем не менее, есть много и первых последователей, и, как всегда, реальная картина более тонкая, чем простое повествование о захвате роботов. Такого рода исследования открывают и изучают точные механизмы, с помощью которых музыка вызывает наши эмоции, что, в свою очередь, потенциально может открыть совершенно новые способы сочинения и восприятия музыки.

A State Of Trance 1000 состоится 8 октября в 21:00 в Music Media Dome. На данный момент билеты ещё доступны к приобретению.

-4

Для тех, кто ранее приобрёл билет на ASOT950 существует возможность их абгрейда. Более подробно об этом тут.

Превратим этот мир в танцплощадку!

-5