Доброго времени суток.
Недавно отгремело 1 сентября, о чём напомнила лента Инстаграм с многочисленными постами с линеек.
Девочки в белых блузочках и юбочках, мальчики в строгих костюмчиках - такие важные "взрослые". Сидела я и умилялась, представляя как поведу своих дочек в школу, как мне на глаза попался пост.
По атрибутам видно, что линейка, вот только ребята стоят, кто во что горазд: джинсы, разноцветные платья, учителя тоже в джинсах. Оказывается у нас в городе открылась частная начальная школа без правил (вернее Клуб альтернативного семейного образования, как гласит их официальная страница). Дальше идёт объяснение:
- Нет домашки
- Нет формы
- Нет строгих правил
- Списывать и подсказывать можно
"Эээээээм, что?" единственная мысль первую минуту после прочтения.
А может и правда так лучше. Может всем школам в будущем суждено такими стать?!
Вспомнила, как хотелось самой одеть в школу новые вельветовые штаны с разводами цвета фуксии. В конце концов, форма которая была призвана уровнять всех, утратила эту функцию, привилегированных школ с эмблемами на фирменных жилетах у нас мало. Так к чему форма то, действительно? А внутренний голос говорит, что нужна, зачем не понятно, но нужна (а может это закостенелый консерватор во мне глаголет, поди разберись).
Ладно, это вопрос спорный.
А вот пункт про отсутствие домашнего задания не устраивает меня по вполне конкретной причине: ребёнок не учится "учится самостоятельно". Вся жизнь школы - семейный коллектив и дома ничего самому учить не надо. А ведь это очень важный навык.
Мы живём в веке информации, где для успеха критически важно уметь собирать и анализировать данные с помощью усвоенных техник. А это прямо выходит из школы. Возьмём математику: на уроке учат технику, дома отрабатывают самостоятельно использовать технику. Со временем учат самому определять каким способом из известных надо воспользоваться.
Работе с источниками учат при подготовке докладов по природоведению, например. Это надо найти, прочитать и выбрать самые интересные моменты.
А как будет выглядеть чтение без домашнего задания, я в принципе не понимаю. Я за большие объёмы чтения и литературы в школе: это и развитие речи, зрительная память написания слов, образность мышления, анализ. Это огромный пласт знаний. Как это будет работать без домашних заданий? Без сочинений? А стихи тоже на уроках учить или не учить вовсе?
Пункт про списывать и подсказывать - без комментариев.
Нет строгих правил. С моей точки зрения (я не претендую на истину в последней инстанции) это приведёт к падению авторитета учителя. Нет правил в компании равных, даже дома есть строгие правила: мыть руки после улицы, убирать игрушки. А в школе их не должно быть?
Я резко против даже отмены дежурств в классической школе. Дежурства учили ответственности за себя и за других, ты не будешь рисовать на парте, если тебе или твоим одноклассникам это отмывать.
Возможно, я не права и такая школа воспитает выдающихся личностей, не ограниченных условностями и стереотипами, но лично я пока к такой начальной школе не готова.
Не могу не спросить: а вы бы отдали детей в такую школу?