Найти тему
5,9K подписчиков

Инструктажи по охране труда: как выбрать правильную форму?

202 прочитали

В прошлой публикации, посвященной эффективным подходам к обучению и проверке знаний рабочего персонала, и на прошедшем вебинаре мы рассмотрели андрагогические основы организации обучения рабочих на предприятии, суть которых сводится к следующему:

  1. Правильно подобранный подход к обучению и дидактические материалы гораздо важнее времени, затраченного на обучение, объема и глубины изучаемого материала, а также мотивирования работников к изучению требований правил по охране труда (рис. 1). Можно заставлять работников хоть ежемесячно проходить проверку знаний, однако неверно подобранный подход (например, зазубривание инструкций вместо решения ситуационных задач) все равно сведет на нет все приложенные усилия. Передаваемая информация просто не достигнет цели, не будет усвоена субъектом обучения.
  2. Процедура периодической проверки знаний работников рабочих профессий фактически стала включать в себя элемент их подготовки и усвоения новой информации. Работодателю не выгодно отстранение работника от работы по результатам проверки знаний (а в некоторых технологических процессах это просто невозможно), и экзаменуемому дается как минимум несколько попыток пройти экзамен. Многократный поиск верного ответа способствует его запоминанию, но не дает понимания того, почему именно этот ответ является верным. Возникает закономерная задача – найти методологически обоснованное применение вариативных тестовых заданий и их сочетание с теоретическим материалом для наиболее эффективного запоминания работником доносимой информации.
Рис. 1. Неверно подобранный формат обучения невозможно «перевесить» мотивацией и увеличением частоты обучения
Рис. 1. Неверно подобранный формат обучения невозможно «перевесить» мотивацией и увеличением частоты обучения

Приведенные тезисы как нельзя более эффективно работают в процессе проведения периодических инструктажей. При этом для каждого вида инструктажа с методологической точки зрения первичен не только подход к его проведению[1], но и форма как определяющий фактор для выбора того или иного дидактического материала.

Инструктаж на рабочем месте (первичный и повторный) включает в себя ознакомление работника с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение им требований охраны труда, содержащихся в действующих локальных нормативных актах и технической документации, ознакомление работника с порядком применения безопасных методов и приемов выполнения работ. В процессе проведения данного инструктажа должна преобладать теоретическая составляющая, основанная на требованиях локальных нормативных документов (инструкциях) и правил по охране труда. Наиболее эффективная форма донесения информации – демонстрационно-проверочная (интерактивное обучение, видеоролики, тестовые задания различных типов, ситуационные задачи).

Предсменный инструктаж – разновидность инструктажа на рабочем месте, применяемая в последнее время рядом компаний. Предсменный инструктаж позволяет проводить ежедневное (ежесменное) микрообучение практически без отрыва от производства для постоянного поддержания необходимого уровня знаний у работников, что приводит к заметным результатам применительно к работникам, выполняющим регулярно однообразную работу. Основное требование к инструктажу – лаконичность и быстрота проведения, а это значит, что в качестве дидактических материалов целесообразно использовать только кратко сформулированные тесты закрытого типа с множественным выбором.

Целевой инструктаж имеет разовый характер и проводится перед выполнением разовых работ, работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, перед ликвидацией последствий аварий и стихийных бедствий, проведением массовых мероприятий. Содержание целевого инструктажа в каждом отдельном случае определяется исходя из того, каким обстоятельством вызвана необходимость его проведения. При проведении инструктажа работника знакомят с приемами и методами безопасного выполнения конкретных работ, поэтому состав таких приемов и методов может отличаться в каждом конкретном случае. Наиболее эффективной формой проведения целевого инструктажа является демонстрация видеофильмов и разбор уроков происшествий, характерных для выполнения рассматриваемых работ.

Внеплановый инструктаж, как правило, проводится при введении в действие новых или изменении нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования и других факторов, влияющих на безопасность труда, и в ряде других случаев по решению руководителя или требованию должностных лиц. Внеплановый инструктаж проводят аналогично инструктажу на рабочем месте для информирования работающих об изменениях в организации работ и соответствующих изменениях требований охраны труда для их безопасного выполнения. Форма проведения инструктажа здесь полностью зависит от его цели и должна подбираться отдельно для каждого конкретного случая.

Таким образом, для каждого вида инструктажа необходима и характерна своя форма (рис. 2), которая соответствует вариации проблемно-ориентированного подхода и отвечает поставленным целям и задачам. Применение несоответствующих форм проведения инструктажа в лучшем случае будет просто неэффективным, а в худшем может привести к непоправимым последствиям.

Рис. 2. Формы инструктажей и возможности их применения
Рис. 2. Формы инструктажей и возможности их применения

[1] Как было показано в прошлой публикации, для рабочего персонала наиболее применим проблемно-ориентированный подход и для разных видов инструктажей должны применяться различные его вариации.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал.

Присоединяйтесь к нам на наших страницах в соцсетях ВК, FB, ОК и Instagram.

Другие статьи на нашем канале: