Найти тему
Христофор+

Архидиакон Стефан: как простой трапезарь стал мистиком и первым мучеником Нового Завета

Согласно Евангельской истории, ученики Христовы (апостолы) обладали определенными благодатными дарами и могли творить чудеса. Апостолы из числа 70 (после избрания их Христом) получили власть повелевать бесами (Лук.10:17-19). Апостолам из числа 12, кроме того, была дана власть "врачевать всякую болезнь и всякую немощь" (Матф.10:1).

Однако по Вознесении Господнем (которое произошло в 33 г. н. э.) в Иерусалимской Церкви нашелся человек, который превзошел (или нет?) всех апостолов Христовых обилием (или количеством) благодатных даров. Этим человеком стал скромный трапезарь Иерусалимской Церкви, известный ныне, как святой архидиакон и первомученик Стефан.

А. Солдатов. Святой архидиакон Стефан. Изображение взято в открытых источниках.
А. Солдатов. Святой архидиакон Стефан. Изображение взято в открытых источниках.

Какого рода служение нес архидиакон Стефан? Почему его называют архидиаконом? Какие духовные дары Стефан получил? Каким образом он стал мистиком и первомучеником в Новом Завете? Давайте разбираться...

1. Какого рода служение нес архидиакон Стефан? На иконах святой архидиакон Стефан часто изображается с диаконским орарем и кадилом. Как будто он всю жизнь только тем и занимался, что помогал (священникам, пардон, в I половине I века священников практически не было) епископам служить литургию, громогласно возглашая "паки-паки, миром Господу помолимся!". Как это, например, делают диаконы сейчас.

Однако идея именно церковного служения диаконов в ранней Церкви совершенно не соответствует историческим реалиям Нового Завета. Эта идея ошибочна... Ибо в Книге Деяний Стефана, а также шестерых других диаконов избирают не для церковного, а для социального служения.

Поводом для избрания диаконов стал ропот вдовиц еллинистов (иудеев рассеяния). Этих вдовиц обделили едой при "ежедневном раздаянии потребностей" (Деян.6:1). Апостолы собрали всю Иерусалимскую Церковь и решили избрать людей, наблюдающих за благотворительными трапезами - трапезарей. Или же диаконов (служителей). Было это та:

"И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки" (Деян.6:5-6)..

Таким образом, в ранней Церкви архидиакон Стефан не (махал кадилом) священнодействовал, но осуществлял служение соцработника. Был трапезарем, или "дежурным по столовой". Он накрывал столы, раздавал еду (возможно, мыл посуду, но это не факт), а также являлся "оком и сердцем" своего епископа. А именно: апостола Иакова Младшего.

Отсюда дополнительные функции диаконов. Они не только руководили благотворительными обедами, но и раздавали одежды неимущим (Иак.2:15) и, вообще, призирали "сирот и вдов в их скорбях" (Иак.1:27).

2. Почему Стефана называют архидиаконом? Диаконское служение в I веке было весьма непростым. По мысли свт. Иоанна Златоуста, "нужно было иметь великое любомудрие, чтобы сносить жалобы вдовиц" (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Деяния Апостольские). Ибо вдовицы (неимущие церковные "бабушки") имели сложный характер и постоянно роптали (учреждению диаконата, собственно, и способствовал ропот вдовиц).

Однако Стефан, будучи мужем, исполненным веры и Святого Духа (Деян.6:5), блестяще справлялся со своими обязанностями. Апостолы видели печать Духа Святого на лице юноши и потому именно его удостоили чести первым пройти рукоположение в сан диакона (Деян.6:5).

Однако Стефан называется архидиаконом совсем не потому, что исторически именно он стал первым диаконом. Стефан становится архидиаконом (греческая приставка "ἀρχι-" переводится как "главный", "старший"), то есть главным, старшим среди других диаконов в силу своего духовного лидерства. Старшинство Стефана определяется его глубокой верой и близостью к Святому Духу, духовной просвещенностью.

Свт. Иоанн Златоуст в 15 беседе на Деяния пишет: "Смотри, как и в числе семи один (Стефан - Христофор+) был главный и имел первенство. Хотя рукоположение было общее, но он, однако, получил большую благодать" (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Деяния Апостольские. Беседа 15).

Апостол Петр рукополагает 7 диаконов. Изображение взято в открытых источниках.
Апостол Петр рукополагает 7 диаконов. Изображение взято в открытых источниках.

3. Какие духовные дары получил Стефан? Здесь все непросто... Мы не можем, никак не можем определить количество "большой" благодати, полученной Стефаном в таинстве хиротонии. Ибо прибор для измерения количества благодати (скажем так, "благодат-нометр") еще не создан.

Однако количество духовных даров, данных этому Библейскому святому, подсчитать сможет даже школьник. Об этих дарах подробно говорит апостол Павел в 1 послании к Коринфянам. По мысли Павла, духовных даров (всего и вообще) существует девять: 1) слово мудрости, 2) слово знания, 3) вера, 4) дар исцелений, 5) пророчество, 6) дар чудотворений, 7) различение духов, 8) разные языки, 9) истолкование языков (1Кор.12:8-10).

Святой архидиакон Стефан, будучи простым ("дежурным по столовой") трапезарем, получил 6 (!) из перечисленных Павлом 9 духовных даров. Во-первых, мудрость, ибо никто не мог "противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил" (Деян. 6:10). Во-вторых, слово знания (в этом удостоверяет проповедь Стефана в синедрионе (Деян.7), где архидиакон показывает глубокое знание Священной Истории). В-третьих, веру (Деян.6:5). В-четвертых, дар чудотворений, ибо Стефан "совершал великие чудеса и знамения в народе" (Деян.6:8). В-пятых, различение духов. Об этом узнаем из пред-сме-ртной речи Стефана, где он говорит о видении им "Сына Человеческого, стоящего одесную Бога" (Деян.7:56).

Имеется в виду, что если Стефан получил дар видения Бога в земной жизни, то и дар различения духов (которые опознаются, согласно Иоанну (1Иоан.4:2), по исповеданию ими Иисуса Христа) у архидиакона тоже был.

Наконец, в-шестых, дар исцелений. Надо сказать, что в Священном Писании нигде не говорится о том, что Стефан исцелял больных. Однако свт. Димитрий Ростовский в своих "Житиях святых" свидетельствует, что архидиакон, "подобно старейшим апостолам, возлагал руки на больных, и они становились здоровыми"(Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. Страдание святого первомученика и архидиакона Стефана).

Версию свт. Димитрия отчасти подтверждает книга "О чудесах первомученика Стефана", составленная в V веке по распоряжению североафриканского епископа Эводия (друга блаженного Августина). Эта книга повествует о многочисленных исцелениях от мощей святого.

4. Каким образом Стефан стал мистиком и первым мучеником в Новом Завете? Архидиакон Стефан был не первым новозаветным святым, вошедшим в Небесную, Торжествующую Церковь. До него в Царство Небесное попал "добрый" разбойник Рах, распятый с Иисусом на кресте (про ветхозаветных святых, выведенных Христом из ада, мы не говорим).

Однако архидиакон Стефан удостоился чести первым пострадать за Христа в Новом Завете. Почему и был прославлен как "первомученик". Это произошло во время "великого гонения" на христиан, бывшего в Иерусалиме приблизительно в 36-38 гг. Гонение в то время (когда христиане исчислялись тысячами) было действительно великим, ибо в нем погибло около 2000 человек. Не избежал перехода в Вечность и диакон Никанор, рукоположенный во диакона вместе со Стефаном.

Однако началось все именно со Стефана... Он не ограничивался одним попечением о столах, но часто проповедовал в Иерусалиме (точно так же, например, поступал диакон Филипп, проповедовавший в Самарии).

Однажды первому из диаконов случилось вступить в спор с иудеями рассеяния: из синагоги Либертинцев, Александрии, Киринеи, Асии и других стран. Иудеи рассеяния пытались спорить со Стефаном, но не могли противостоять "мудрости и Духу, которым он говорил" (Деян.6:10).

Тогда враги решили действовать иначе. Они ложно обвинили архидиакона Стефана в том, что будто бы он «говорил хульные слова на Моисея и на Бога» (Деян.6:11). Дело Стефана попало в Синедрион - верховный орган политической, религиозной и юридической власти.

В синедрионе Стефан произнес знаменитую защитительную речь, которая в Книге Деяний заняла почти всю 7 главу. Там же, в синедрионе, Стефан заслужил и мученический венец, пострадав первым за Христа.

Его трагическая кончина стала примером для всех христианских мучеников на много веков вперед. Покидая земной мир, Стефан молил Бога простить тех, кто побивал его камнями. И Христос дал архидиакону великое утешение, явившись ему в видении. Обращаясь к Господу Иисусу, мученик подражал ему, говоря: "Не вмени им греха сего" (Деян.7:60)...

Святой Стефан. Мозаика. Изображение взято в открытых источниках.
Святой Стефан. Мозаика. Изображение взято в открытых источниках.

Таким образом, земная жизнь архидиакона Стефана оказывается отражением его небесной участи. Как на земле, во времени святой всегда был первым (в вере, в мудрости, в знании, в чудотворениях и исцелениях, а также в различение духов), так и на небе, в Вечности он всегда останется первым среди тех, кто получил нетленный венец в мученическом лике.

А что думаете о подвиге архидиакона и первомученика Стефана вы, дорогие читатели? Превзошел ли скромного "дежурного по столовой" по количеству духовных даров кто-либо из "старейших апостолов"?

Оставляйте комментарии (мне интересно знать ваше мнение), не забывайте про лайки (если статья понравилась), кликайте на рекламу (если хотите что-то купить) и подписывайтесь на канал «Христофор+».

Читайте также другие статьи:

Как звали благочестивого разбойника и почему он попал в рай

Семейные тайны апостола и диакона Филиппа ли почему его дочери так и не вышли замуж

Семейные тайны апостола Петра: как апостол уживался с женой и тещей и были ли у него дети

Семейные секреты апостола Павла: кем были родственники апостола и кто из них помогал ему

Футбол - это игра, введенная диаволом? Разбираем изречение старца Варсонофия (Плиханкова)