Исчезнувшие украшения императриц. Великие украшения великих мастеров, которые русская живопись сберегла для нас от исчезновения в огне революции.
Старинные портреты помнят и бережно хранят до сих пор блеск бриллиантов утерянных корон, тиар, колье и брошей...
Екатерина Великая
Екатерина II стремилась подать себя под стать статусу - великой женщиной. И наряды и украшения подчеркивают её высокое положение. Ведь перед нами самодержица.
Императрица и Самодержица Всероссийская. Дочь князя Ангальт-Цербстского, Екатерина взошла на престол в результате дворцового переворота против своего мужа - Петра III, вскоре погибшего при невыясненных обстоятельствах.
Портрет кисти Фёдора Рокотова "усыпан бриллиантами".
В руке императрица держит скипетр, которым грациозно указывает на подушку с большой императорской короной и державу - императорские регалии. Они были изготовлены по случаю её коронации в 1762 году.
И с той поры передавались потомкам.
Большевики, пришедшие к власти в 1917 году не решались продать такие знаковые вещи. Поэтому они сохранены, дожили до наших дней, и теперь хранятся в Алмазном фонде Кремля.
Но есть на картине и утраченные драгоценности. Малая имперская корона, что можете заметить в напудренных волосах императрицы.
Такие короны были личной собственностью императриц, и после их смерти разбирались. Поэтому, увы, эту драгоценность мы можем увидеть только на портретах Екатерины.
Вернёмся к главному парадному портрету.
На корсаже, яркой ленте, орден Святого Георгия. И также мы видим массивную, усыпанную бриллиантами огромную цепь ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Это старейший и высший орден из российских орденов.
Герб с двуглавым орлом, трофей Петра Великого, розетка с Андреевским крестом.
Рокотов тщательно выписал блеск бриллиантов.
Перед нами воплощение власти!
Елизавета Алексеевна
Супруга Александра I на портрете Владимир Боровиковского выглядит скромно и женственно. Она далека от парадной стороны Двора.
И в руках императрицы с несчастливой судьбой единственное украшение.
Камея с бриллиантами и профилем Екатерины II - бабушки мужа.
Боровиковский – настоящий мастер портрета.
В его работах завораживает не только детальность изображения, но и красота передачи чувств.
С портрета на нас глядит совсем юная, очень нежная девушка шестнадцати лет.
В письмах своей матери Елизавета Алексеевна писала:
«Признаюсь. Я всегда люблю возвращаться к царствованию императрицы Екатерины, и, хотя застала его всего четыре года, будучи в том возрасте, когда мало размышляют, эта эпоха осталась для меня образцом, формой, которая невольно служила для меня мерилом».
Кстати, возможно, что автором камеи, которая на сегодняшний день считается утраченной, была её свекровь. Мария Фёдоровна владела токарным искусством и создавала портреты родственников.
Фрейлина Елизаветы Алексеевны оставила воспоминания в день коронации Павла I:
«рядом с бриллиантовой брошью, бывшей у нее на груди, приколола несколько чудесных свежих роз».
Как же женственен образ!
Поговаривают, что юный Пушкин был влюблен в красавицу августейшую особу - супругу Александра I, Елизавету Алексеевну...
Мария Фёдоровна
Жизнь принцессы Дагмар, будущей матери последнего царя России Николая II, отличалась большой контрастностью.
В детстве она и ее семья жили очень скромно, но когда она приехала в Россию, богатства императорского двора были невообразимы.
Однако, императорские наряды и драгоценности новоиспеченная императрица носила легко и изящно, словно приучена с детства.
На портрете мы видим императрицу в трёх тяжёлых колье и бриллиантовой тиаре, стилизованной под русский кокошник.
К сожалению, все украшения с этой картины безвозвратно утрачены. И броши, и колье, и чудесные браслеты, также как и серьги, сияющие маленькими заметными звёздочками.
Но до наших дней дошла фотография Марии Фёдоровны, в которой она позирует точно в таком же наряде, в такой же позе, в таких же украшениях.
И не исключено, что художник пользовался этим кадром в процессе работы.
Самое верхнее ожерелье из жемчуга этого портрета не просто так плотно охватывает шею — подобную моду ввела родная сестра Марии Федоровны, принцесса Александра (будущая королева Великобритании), которая таким образом скрывала небольшой шрам на шее.
В 1888 году Александра получила в подарок почти точную копию бриллиантовой тиары а-ля кокошник русской императрицы.
«Дамы преподнесли мне чудесную бриллиантовую зубчатую тиару», — писала она.
И пусть тиара Марии Федоровны, так тщательно выписанная Крамским, канула в неизвестность, зато мы знаем её «двойника», что до сих пор входит в число драгоценностей британской королевской семьи и принадлежит британской королеве Елизавете II.
Мария Павловна
Мария Павловна, супруга великого князя Владимира Александровича, сына Александра II, никогда императрицей не была.
Но на эскизе Бориса Кустодиева она изображена в таком известном уборе, что пройти мимо, не упомянув об этом украшении, было невозможно. Это знаменитая Владимирская тиара! О, да! Она сохранилась... И сегодня она также принадлежит британской королеве Елизавете II, причем, является одной из ее любимых драгоценностей.
Тиара, которую великий князь Владимир Александрович подарил своей невесте, состоит из 15 перекрывающихся бриллиантовых колец, в центре каждого качается жемчужная подвеска.
Тиару унаследовала дочь Марии Павловны, Елена, супруга принца греческого. Титул в ту пору значил немного, семье не хватало денег, так что в 1921 году украшение продали, и приобрела его Мария, английская королева-консорт.
По указанию королевы Марии тиару переделали так, чтобы жемчужины-подвески можно было заменять на изумрудные. После смерти Марии тиару унаследовала ее внучка, Елизавета II.
Любопытно, что эта картина была лишь эскизом.
В законченном варианте Мария Павловна предпочла, чтобы ее написали не в голубом с черным, а в серебряной парче, а вместо Владимирской тиары на ней роскошный комплект из бриллиантов и сапфиров.
На месте остались только красная лента ордена Святой Екатерины и бюст скончавшегося несколькими годами ранее мужа на заднем плане.
Александра Фёдоровна
Константин Маковский, следуя канонам изображения парадных портретов, изображает коронованную особу в полный рост, в горностаевой мантии, в короне, с имперскими атрибутами.
На императрице надето платье в русском стиле из серебряной парчи, расшитое серебром и жемчугом.
И платье, и мантия из золотой парчи, отделанная горностаевым мехом, сохранились до наших дней и представлены в собрании Музея Московского Кремля.
Шею Александры Фёдоровны обвивают несколько жемчужных ожерелий — также как и на портрете её свекрови — Марии Федоровны.
Александра Федоровна очень любила жемчуг, и к каждому празднику и Николай II, и все родственники старались подарить жемчужные украшения. За страсть к жемчугу ее стали называть «жемчужной императрицей».
Цепь ордена Святого Андрея Первозванного, в отличие от той, что изображена на портрете Екатерины Великой, сохранилась в Оружейной палате.
Ее сделали для жены Павла I и с той поры использовали на всех последующих церемониях.
А вот корона на голове императрицы не сохранилась. Малая императорская корона.
Её не разобрали — как это было принято ранее, её продали после революции.
Увеличив фрагмент портрета, мы можем полюбоваться, как лихо мастер изобразил на императрице главный женский орден империи — орден Святой Екатерины.
Продолжение следует ...
В своих работах я тоже люблю использовать жемчуг. Натуральный, речной. Он так нежен и выразителен!
Посмотреть и заказать мои украшения — вечерние или свадебные — Вы можете на сайте. Приглашаю Вас!
Добро пожаловать на мой САЙТ.
Вы можете подписаться на канал ИНСТАГРАМ , где найдёте ещё больше фото и образов современных принцесс!
Заказать украшения: https://olga-lutik-jewelry.ru
Связаться со мной можно любым удобным способом:
https://olga-lutik-jewelry.ru/kontakty
#красота и стиль #мода и красота #культура #искусство