Список удач Юрия Яковлева, начало его восхождения ко всесоюзной известности восходит к роли, о которой большинство зрителей сейчас забыли. Да и в то время ее отметили далеко не все.
Фильм «На подмостках сцены» (экранизация Константином Юдиным «Льва Гурыча Синичкина» 1956 г.) был водевилем. А к водевилям в любое время относились не очень серьезно.
Однако тонкие критики со временем назвали его одним из лучших классических водевилей в своем жанре.
Юрий Васильевич там играл роль-в-роли: актера, который, в свою очередь, играет роль в спектакле.
И он совершено бесподобно сумел гармонизировать удивительно поставленный, глубокий, романтичный голос с комичной ситуацией. Смог сыграть пародийно – но изящно, пафосно – но аристократично.
Чтобы сочетать такие несочетаемые моменты, надо быть настоящим талантом.
Увы, зрители этого не поняли (как сказали другому герою Яковлева: «Я не узнаю вас в гриме… Кто вы?»). А жаль.
Однако уже через 2 года у Яковлева была одна из лучших ролей его кино-карьеры: князь Мышкин в экранизации Иваном Пырьевым Федора Достоевского 1958 г.
И вновь критики остались недовольны: мол, не раскрылся, был слишком слащавым и поверхностным, показал больше пырьевского, чем яковлевского…
Однако прошли годы – и многие зрители считают Яковлева одним из лучших исполнителей в экранизациях Достоевского в принципе.
В целом можно сказать, что у Яковлева в разных картинах во всей полноте проявился настоящий талант не зацикливаться на одном амплуа (как делают актеры, которые из одного фильма в другой «тащат» единообразный, типичный рисунок роли).
Напротив, все его персонажи разносторонни и разноплановы:
- лиxoй гyляка, но смелый и отважный поручик Ржевский в ранней комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» 1962 г.;
- добрый, мягкий, простодушный Серендиппа в музыкальной сказке Павла Арсенова «Король-олень» 1969 г.;
- неловкий и скaндaлeзный управдом и поистине грозный царь в комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г. (и здесь талант Яковлева играть разноплановые роли проявился сполна – 2 роли и 2 совершенно разных человека);
- красивый и представительный, но ревнивый и отставленный бывший жених Ипполит в еще одной комедии Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» 1975 г.;
- ответственный, но душевный коммунист и партизан в «Судьбе» Евгения Матвеева 1977 г.;
- поначалу добрый, а потом, как оказалось, бecчecтный отец Нины Саломатиной в «Карнавале» Татьяной Лиозновой 1981 г.;
- серьезный генерал Петровский в «Битве за Москву» Юрия Озерова 1985 г.;
- странноватый инопланетянин в комедии Георгия Данелии «Кин-дза-дза!» 1986 г.;
- и еще многие, многие другие.
При этом Яковлев был актером не просто талантливым, но породистым – в лучшем смысле этого слова. Хотя некоторые критики пытались критиковать его за это (мол, режиссеры берут его только за внешность), но зрители-то видели: талант с внешностью у нашего актера сочетался очень гармонично.
(Подробнее об этом читайте статью «Кого из актеров СССР и РФ можно назвать породистыми».)
Любопытно, что какие-то режиссерские замыслы наш актер не всегда понимал, но умел сыграть так, что получалось даже лучше, чем планировали режиссеры со сценаристами.
Так было в случае с «Кин-дза-дзой!». Данелия долго объяснял актеру, как и что надо играть, что имеется в виду и проч.
Но актер так и не понял. И решил положиться на сценарий.
И в итоге получилась роль в одной из лучших советских комедий – правда, и не всеми зрителями понятая.
Между прочим, сначала эта роль писалась для Алексея Петренко, потом ее хотели отдать Валентину Гафту, а досталась она в итоге Юрию Яковлеву…
А помните ли роли этого замечательного актера вы?
Давайте проверим!
Тест на знание ролей прекрасного актера Юрия Яковлева
п. с. Кстати же, читайте пост «"Мы эхо друг друга": о ком была эта песня в исполнении Анны Герман?».
#актеры #знаменитости #психология #культура #кино #тесты #викторины #СССР