Прежде всего, обращаю ваше внимание на то, что цель данной статьи не состоит в затрагивании чьих-либо чувств или ценностей. Я всего лишь рассматриваю актуальный для современного общества вопрос. Поэтому, если данная тема для вас слишком болезненна, пожалуйста, воздержитесь от ее прочтения.
В последнее десятилетие наше государство старается всеми силами социализировать людей с т.н. особыми потребностями или, проще говоря, инвалидов. Сегодня в большинстве цивилизованных уголков России можно обнаружить пандусы, лифты и стоянки для инвалидов, специальные указатели и пр. Инфраструктура стала развиваться с учетом интересов таких людей, и я думаю, что это правильно.
Но есть некоторые вопросы, которые не столь однозначны, особенно когда они касаются ребятишек-инвалидов.
Приведу примеры, с которыми столкнулась сама.
В школе моего сына учится два «особенных» мальчика.
У первого нарушения опорно-двигательного аппарата, а точнее – одна нога значительно короче другой, из-за чего мальчик сильно хромает и передвигается с трудом.
Его одноклассники в целом с ним нормально общаются, даже играют в настольные игры. Но никогда не принимают в свой круг, когда речь идет о подвижных играх. Сам ребенок по понятным причинам также не настаивает на своей кандидатуре, например, в игре в вышибалу. Иногда в эту ситуацию вмешивается школьный психолог, которая пытается, чтобы здоровые дети поиграли с мальчиком-инвалидом, например, в «краски в коробку!», которая предполагает быстрое передвижение участников. В результате возникает очень неловкая и печальная картина, в которой здоровые дети все время ждут нашего героя, а тот, наверняка, испытывая стыд и психологический дискомфорт, старается успевать за всеми, что ему, разумеется, не удается. В результате коммуникация между этим мальчиком и другими детьми разлаживается на некоторое время в силу взаимного чувства неловкости. Чего именно хочет добиться психолог в данной ситуации непонятно, поскольку для интеграции такого особенного мальчика в коллектив было бы целесообразнее устроить чемпионат по шашкам, но никак не заставлять инвалида с проблемами опорно-двигательного аппарата пытаться бегать, вызывая к себе со стороны других детей, в лучшем случае, чувство жалости.
Другой пример: мальчик, физически здоровый, но являющийся ментальным инвалидом, т.е. с нарушениями психики. Уже с первого класса стало понятно, что учебный процесс в классе, в который он был определен, будет постоянно нарушаться, поскольку ребенок не может понять разницу между уроком и переменой, между одноклассником и учителем. Поэтому он может, например, встать на парту посреди урока, или сидеть и разговаривать сам с собой, мешая другим ребятам учиться. Со второго класса он начал драться с другими детьми, а в третьем накидываться на учительницу с кулаками. Он также пытаться вымогать деньги с других школьников. У ребенка нет моральных ограничений, поэтому он делает все, что ему заблагорассудится. С этим мальчиком занимаются психиатры, школьный психолог, ему постоянно что-то внушают, но какой в этом смысл, если у ребенка нарушена психика? Обычные методы на уровне уговоров «сиди тихо, ты же мешаешь окружающим!» тут в принципе бессильны. Я думаю, не нужно описывать, как одноклассники относятся к этому мальчику. Такой единодушной нелюбви со стороны 28 человек к одному конкретному субъекту я не видела. С самого начала в этом коллективе отношения сложились благоприятные, аутсайдеров изначально не было и нет до сих пор. Но этот мальчик из-за неадекватности своего поведения настроил против себя всех. С ним не хотят не только играть, но даже общаться на уровне «привет – пока!», игнорируют приветствия или какие-либо реплики с его стороны, и по своей воле даже стараются не подходить близко. В ответ особенный мальчик начинает злиться на такое отношение, и его поведение становится еще более агрессивным. Такой вот замкнутый круг, из которого не известно, как выбраться.
Родители мальчика данную ситуацию игнорируют, ссылаясь на то, что их ребенок особенный, но также достоин участия в общественной жизни. Тот факт, что мальчик становится потенциально опасным, причем даже не только для детей, их обижает. Вместо рационального решения проблемы (или хотя бы попытки оных) они начинают жаловаться на жестокость общества и не толерантное отношение к инвалидам. Но проблема в том, что когда твоему ребенку угрожает реальная опасность со стороны другого психически больного мальчика, быть терпимым к такой проблеме просто нереально.
При этом открыто обсудить данную проблему, чтобы хоть как-то ее решить или «сгладить углы» никто не хочет – это не принято и этого избегают. Ведь почему-то в нашем обществе стараются открыто не затрагивать тем, связанных с проблемами, которые возникают с инвалидами в социуме, возводя как аксиому одно: «инвалид – тоже человек, он должен быть как все». Это утверждение верно, но отчасти, потому что «как все», особенно если речь идет о ребенке-инвалиде, априори не может быть.
Детский коллектив отличается тем, что любой ребенок изначально непосредственен и более искренен в отношениях, поэтому как бы мы ни пытались ему втолковывать, что к особенным детям нужно относиться также как и к другим, отношение к инвалидам всегда будет «особенное».
Я понимаю, что родителям особенных ребятишек трудно, и искренне сочувствую им, поскольку самое страшное и тяжкое для любого родителя – это болезнь его ребенка. Но нужно объективно оценивать, может ли такой ребенок действительно социализироваться или это будет отдаленная симуляция нормальной жизни, которая будет вызывать дискомфорт и у него самого, и у окружающих.
Нельзя обойти вниманием тот факт, что персонал школ, к сожалению, также в подавляющем числе случаев не может решить проблемы, связанные с социализацией особенных детей в коллективе класса и школы в целом. Работа с детьми-инвалидами должна быть особенной, педагог должен понимать его потребности и особенности психологии. И здесь подход «как ко всем» опять-таки не приемлем. Здесь уместно вспомнить школьного психолога, о котором я писала ранее – она не может социализировать ребенка-инвалида, который не доставляет никаких хлопот, и не может справиться с ребенком у которого нарушения психики, не знает, как работать с такими детьми и их родителями, в результате чего возникает куча проблем, которая касается всех.
Родители особенных ребятишек тоже особенные. Есть такие, которые адекватно воспринимают действительность и стараются сделать все, чтобы пребывание ребенка в коллективе было комфортных для всех. А есть такие, которые, по-видимому, оказались не готовы к реальности, которая складывается за пределами их дома.
Не так давно на глаза попался пост в «ВКонтакте», написанной одной женщиной – мамой ребенка с ДЦП, которая возмущалась, что здоровые дети не берут ребенка в свои игры, из-за чего она вынуждена в буквальном смысле навязывать компанию своего ребенка разным детским коллективам. Я не думаю, что это хорошая идея, поскольку для ее ребенка проблему социализации это не решит, а дети, в игры которых насильно ввели ничего не понимающего инвалида, вряд ли станут толерантнее.
Из всего сказанного следует вывод, что дети-инвалиды все-таки должны заниматься отдельно от здоровых. Особенно, если речь идет о детях с психическими заболеваниями – эти дети не могут заниматься в обычном коллективе, не способны выстраивать нормальные социальные отношения, так зачем мучить и их, и коллектив, в котором они находятся. Я не говорю, что от таких людей нужно отвернуться и забыть. Отнюдь, общество должно заботиться одинаково обо всех. Но все-таки свои социальные навыки ребятишки должны оттачивать в небольшом кругу таких же особенных как они сами детей. И только потом, со временем, учиться строить гармоничные отношения с другими группами и коллективами. Но все это должно быть без напора и насильственного навязывания.
А как считаете вы? Есть ли в школе вашего ребенка / детей инвалиды? Как с ними работают в вашей школе?