2,3K подписчиков

Заслужившие звание Героя Советского Союза, но так и не ставшие им.

Гвардии подполковник В.А. Курочкин перед увольнением.
Гвардии подполковник В.А. Курочкин перед увольнением.

В 1941 году звание Героя Советского Союза летчикам истребительной авиации присваивалось за десять сбитых самолетов противника. С 1943-го количество сбитых самолетов возросло до пятнадцати. Не буду вдаваться в тонкости самого Указа – все дело в подаче документов на присвоение и сути самого подвига. Утверждённые нормы не предусматривали, что наивысшее звание будет присвоено сразу, ведь для начала предстояло ещё пройти ряд процедур, в ходе которых предстояло доказать и документально подтвердить свои подвиги. В результате по различным причинам оказались не удостоенными этого высокого звания 74 пилота (данные взяты из книги М. Быкова «Советские асы 1941-1945»). 26 пилотов из 74 погибли в воздушных боях, не вернулись после боевых вылетов или пропали без вести. Казалось бы, спустя какое-то время, можно было восстановить не справедливость и воздать должное заслужившим это звание. Но это по субъективным причинам( это мое мнение) сделано не было. Сейчас, когда многие ранее засекреченные архивы стали открытыми, открылись те или иные обстоятельства возврата документов на присвоение, их не представления и множество других причин этого. Даже у впоследствии удостоенных этого звания были необъяснимые задержки. Например: Ворожейкин получил это звание только в феврале 1944 года, когда в кадрах лежали представления на дважды Героя Советского Союза, задержка с присвоением званий была у Евстигнеева, Кожедуба- не торопились кадры! А сколько было командиров полков и их заместителей по политической части которые не торопились отмечать своих асов ?! Война сильно подрывала психику воздушных бойцов и в минуты или часы отдыха они вели себя не совсем подобающее. Таких случаев было предостаточно что бы задержать отправку или написание представлений на это высокое звание.

Изучая этот список меня заинтересовал летчик, который имел на своем счету, по одним данным 27 сбитых лично и три в группе самолетов противника, по другим 24+3. Это майор Курочкин Василий Алексеевич, помощник командира полка по воздушно-стрелковой службы 21 иап 259 иад 3 ВА 3-го Белорусского фронта. Таких показателей вполне достаточно для присвоения звания Героя Советского Союза и награждению орденом Ленина и медалью Золотая Звезда.

Родился в 26 декабря 1919 года в городе Болхов (Болховский район Орловской области). С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил военную авиационную школу лётчиков.

В Великой Отечественной войне с сентября 1941 года. Прошёл путь от рядового пилота до помощника командира полка. Боевую деятельность начал в составе 272-го иап, летал на ЛаГГ-3 и Ла-5.. С 20 декабря 1943 года воевал в 49-м иап, где продолжал летать на Ла-5. С 27 июля 1944 года - в 152-м гвардейском иап, летал на Як-9. С 12 сентября 1944 года - в 21-м иап, где летал на Ла-5 и Ла-7.

К маю 1945 года помощник командира по воздушно-стрелковой службе 21-го истребительного авиационного полка (259-я истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии майор В. А. Курочкин совершил около 315 боевых вылетов, провёл около 45 воздушных боёв, в которых сбил лично 27 и в составе группы 3 самолёта противника. Сражался на Северо-Западном, Западном, 2-м Белорусском, 1-м Украинском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В запас вышел в звании гвардии подполковника в ноябре 1955 года...

Награждён орденами: Красного Знамени (16.03.1942, 11.12.1943, 18.04.1945), Отечественной войны 1-й степени (22.05.1945), Красной Звезды (23.07.1942); медалями.

В интернете нашел дополнительную информацию о его деятельности и награды в 272 иап.

Приказ Командующего Северо-Западным Фронтом №0429/н от 13 марта 1942 года.

Курочкин Василий Алексеевич. Лейтенант. Лётчик, орден Боевого Красного Знамени.

Приказ Командующего Западным Фронтом №0803/н от 23 июля 1942 года.

Курочкин Василий Алексеевич. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи, орден Красной Звезды.

В этом полку он воевал больше двух лет и сбил: В 1942 году 6+2; 1943 году 13+1(9 в августе, 1 в сентябре,3+1 в октябре) - в основном истребители Ме-109 и Ф-190 и 7 бомбардировщиков Ю-87 и Хе-111.Почему командование полка еще в августе 1843 года не представило Василия Курочкина к Званию Героя Советского Союза не известно. 15 сбитых лично и два в группе соответствовали требованиям того времени. Самое удивительное, что Курочкин мог исправить это упущение исполняя временно обязанности командира полка с октября по декабрь 1943 года, но не сделал этого. От скромности!? Возможно и так, но не справедливо. Хотя о чем это я? В те времена они совершенно по другому оценивали сражаясь с врагом. Победить - вот их цель!

После напряженных боев 1943 года осенью капитан В.А. Курочкин временно исполнял должность командира 272 иап. После вывода осенью 1943 года в Кубинку, 272 иап в декабре этого года года передал много лётчиков и самолётов в 49 иап. Там же оказался капитан Курочкин. На какой должности он воевал в 49-й истребительном авиационном «Гродненским» Краснознамённым полку 309 иад не известно. Есть данные о сбитых самолетах Василием Алексеевичем:

8 января 1944 года. Курочкин Василий Алексеевич. На истребителе Ла-5 сбил FW.190 юго-западнее Богушевск.

4 марта 1944 года. Курочкин Василий Алексеевич. На истребителе Ла-5 сбил Bf.109 восточнее озера Сарро.
7 марта 1944 года. Курочкин Василий Алексеевич. На истребителе Ла-5 сбил Ju.87 северо-западнее Дубровна.

После 49 иап, капитан Курочкин В.А. находился в распоряжении управления кадров ВВС КА , пока не получил назначение в 152 гиап в конце июля 1944 года, где пробыл не долго, летая на Як-9 до 12 сентября этого же года. С 12 сентября 1944 года в должности помощника командира полка по воздушно-стрелковой подготовке прибыл в 21 иап 259 иад 3 ВА на Третий Белорусский фронт и сразу включился в боевую работу полка. Полк в это время выполнял боевые задачи по сопровождению штурмовиков и бомбардировщиков для нанесения бомбовых ударов и уничтожения вражеских войск в районе Кенигсберга. В этом полку заместителем командира полка был давний сослуживец Василия Алексеевича по 272 иап подполковник М.И. Предков. Чередуясь с Предковым майор Курочкин водил группы истребителей 21 иап на боевые задания . Первый сбитый Ф-190 в новом полку пришелся буквально сразу при выполнении первых боевых вылетов – 19 сентября 1944 года.

Из журнала боевых действий 21 иап 19 сентября 1944 года.
Из журнала боевых действий 21 иап 19 сентября 1944 года.

Майор Курочкин активно участвовал вылетах на сопровождение групп Ил-2 и Пе-2 , на штурмовку аэродромов врага возле Кенигсберга вплоть до конца 1944 года. Новый 1945 год погодой не баловал. В январе и феврале полетов по этой причине было мало. При установлении приемлемой погоды, а это началось с второй декады марта, Курочкин снова начал участвовать в боевых вылетах.

Второй и последний Ф-190 Василий Алексеевич сбил 7 апреля 1945 года. Почему из 21 иап не было отправлено представление на Героя Советского Союза, но был представлен и награжден третьим орденом Красного Знамени, не известно.

Запись в журнале боевых действий 21 иап за 7 апреля 1945 года об уничтожении 2 Ф-190, один из которых на счету майора В.А. Курочкина.
Запись в журнале боевых действий 21 иап за 7 апреля 1945 года об уничтожении 2 Ф-190, один из которых на счету майора В.А. Курочкина.

После окончания Великой Отечественной войны несколько раз в течении первых пяти лет досылались представления на Героя Советского Союза многим отличившимся летчикам, но Василий Алексеевич в их число не попал. На известных сайтах Советские асы 19361-1953 гг. и КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 его фото нет. Но мне удалось найти его фото перед увольнением в 1955 году на сайте Дорога памяти в галерее у храма Вооруженных Сил РФ возле парка Патриот. Попробую внести изменения.

О Василии Алексеевиче Курочкине тепло отзывается бывший заместитель командира по политической части 761 Полоцкого орденов Кутузова и Суворова истребительного авиационного полка И. П. Кургузов в своей книге "Звёзды над Прибалтикой", где описан эпизод воздушного боя осенью 1944 года с участием Василия Курочкина:

«Осенью 1944 года противник сосредоточил в Прибалтике крупные военные силы. Как известно, на остальных участках его оборона к этому времени трещала но всем швам. Чувствуя недалекий крах, гитлеровское командование решило упрочить свои позиции на последнем плацдарме - в районе побережья Балтийского моря.

Командование 1-м Прибалтийским фронтом перед наземными и воздушными войсками поставило задачу: разгромить фашистов в этом районе. Особенно большой урон нашим частям здесь наносила вражеская авиация. Поэтому был отдан приказ об уничтожении самолётов врага прямо на аэродромах и на стоянках.

16 истребителей под командованием М. И. Предкова( они вместе воевали в 272 иап – прим. авт.) получили приказ на сопровождение 20 Ил-2 для штурмовки аэродрома противника Двинск - Западный. И вот наши самолёты, разрезая крыльями серые клочья облаков, поднялись в небо. Разбившись на 4 группы, они встают в боевой порядок и направляются к цели. Во главе штурмовиков, впереди и чуть повыше остальных, словно дирижёр грозного боевого оркестра, идёт подполковник М. И. Предков. Так ему легче управлять отдельными звеньями своей воздушной бригады.

Внизу замельтешили синие брызги огня, взметнулись тёмные копешки дыма. "Значит, здесь линия фронта. Теперь смотри в оба и ухо держи востро, так как в любое время могут накрыть немцы", - только успел подумать Предков, как увидел, что небо впереди на высоте примерно 5000 метров заполонено самолётами с фашистской свастикой. Они кружили как раз над своим аэродромом. Очевидно, лётчики получили приказ охранять его с воздуха.

Ведущий штурмовиков Василий Очкин передал Предкову по радио:

- Вижу 30 "Фоккеров" !

Михаил Иванович ответил:

- Работайте свободно, прикроем !

И он направил свой Ла-5 вверх, навстречу железной туче немецких истребителей. А тем временем 20 наших штурмовиков отошли вниз, чтобы приступить к "обработке" вражеского аэродрома.

"Лавочкины" с ходу бросились и навязали бой "Фоккерам". Заговорили на своём металлическом языке, кровеня небо трассирующими снарядами, пулемёты, отрывисто и гулко залаяли с земли неприятельские зенитки.

Так начался бой между 16 советскими и 30 фашистскими истребителями. Несмотря на численное превосходство врага, наши пилоты смело пошли в атаку, ибо от исхода схватки во многом зависел успех наступления наших войск.

Михаил Иванович подаёт своей группе команду:

- Драться до последнего снаряда !

Надсадно взвыли моторы машин, затараторили пулемёты, заухали пушки. Завертелось в полнеба огромное многоступенчатое железное колесо из 46 истребителей и 20 штурмовиков. Оно иногда зловеще озарялось красными факелами вспыхнувших фашистских самолётов.

Михаил Иванович посмотрел влево и увидел, как, наливаясь пламенем и чадя копотью, перед его кабиной проскочил самолёт с мрачным крестом на борту. Подполковник сразил его первой очередью. И вот сейчас "Фоккер" кувыркнулся и с надсадным воем" камнем пошёл вниз.

- За чем, гад, пришёл, то и получил ! - сквозь зубы процедил Предков.

Распарывая небо разгорячёнными от боя винтами и раскалывая его грохотом залпов, безостановочно вертится огромное железное колесо, высевая вниз, будто из решета, тех, кто не устоял в бою.

Прошло 5 минут, как началась воздушная схватка. Гитлеровцы уже не досчитывают в своём строю 5 истребителей. Однако оставшиеся фашисты не отступают, а концентрируются, словно в железный кулак, для ответного удара. Обозленные неудачей, они снова и снова остервенело бросаются в бой. Вероятно, их пока не покидает надежда поправить положение. Но "Лавочкины", эшелонируясь по высоте, принимают их вызов, дерзко идут в лобовую атаку. При виде этого кажется, что надвигаются друг на друга 2 стальные стены. Но одна из них, приблизившись к другой на определённое расстояние, ускальзывает в сторону или проваливается вниз. Это фашистские лётчики. У них, как видно, не выдерживают нервы. Немецкие пилоты упорно не хотят идти на стычки, то и дело шарахаются в стороны.

Ведущий группы наших истребителей даёт команду Василию Курочкину, возглавляющему самую верхнюю четвёрку "Лавочкиных": "Атаковать на скорости ! Навязывать бой верхней группе !"

Так в момент занятия исходного положения для удара FW-190 были сами атакованы. Их боевой порядок тут же нарушился, они, как саранча, рассыпались в разные стороны. Это, конечно, было на руку нашим лётчикам. Они сразу образовали на параллелях и вертикалях подобие коридоров, откуда никак не могли вырваться вражеские самолёты. И потому гитлеровцы вынуждены стали драться в одиночку. Скованные прочной железной решёткой наших истребителей, "Фоккеры" пытались прошибить стену коридора и напасть на советских штурмовиков, находящихся ниже, чтобы помешать им наносить неотразимые удары по вражескому аэродрому.

Когда "Илы" начинали вторично утюжить неприятельскую территорию, Курочкин в восторге по радио воскликнул:

- Ура ! Сбит 8-й "Фоккер" !

Полминуты назад он видел, как стервятник по вертикали карабкался вверх. Василий бросил свою машину и всадил увесистую порцию свинца в жёлтое брюхо FW-190. Тот качнул хвостом и безжизненно рухнул на землю...

Вася Курочкин... Он самозабвенно и трепетно влюблён в небо. Без него он не представляет себя, не мыслит своей жизни. Этого любознательного, энергичного пилота отличала глубокая вера в правое дело защиты родной земли. Казалось, он с самого рождения был привязан к авиации всей душой. Когда он в кругу своих товарищей начинал говорить о воздушном бое, то наполнялся страстным, горячим темпераментом: он захлебывался от гордости за ребят, которые смело атаковали противника. Его симпатичное лицо светилось каким-то лучезарным внутренним счастьем. В его широко раскрытых глазах постоянно полыхал живой иссине - голубоватый огонь.

Василий наполнялся огромной физической энергией, когда садился в кабину истребителя и взмывал в небо. Его полёты никогда не копировали друг друга, ибо они были неповторимы по замыслу и виртуозности исполнения. По мастерству ведения воздушного боя с ним никто не мог потягаться во всём полку, кроме Предкова. А по мужеству, отваге, героизму ему, пожалуй, не было равных во всей дивизии. Его устремлённые вдаль глаза, казалось, никогда не видели ни печали, ни тоски. Но так только казалось для постороннего человека. Его доброе, отзывчивое сердце пламенело от горя, когда погибал полковой товарищ. В его груди клокотала ярость, если у него не ладилось в бою. Он не раз и не два, до боли сдвинув русые брови, смотрел в глаза холодной смерти. Но он всегда находил выход из любого трудного положения и возвращался домой невредимым. Если выпадала ненастная погода, Василий кружился около своего самолёта, не зная, куда девать себя. В такое время ему очень хотелось, чтобы небо поскорее очистилось от туч. Тогда непременно послышится команда: "По самолётам !"

У него на груди поблескивают боевые ордена и медали. Это - боевые награды за 14 сбитых фашистских самолётов...

Сейчас, находясь в верхнем ярусе крутящегося железного колеса, Василий видит всю картину боя и в нужные моменты стремглав бросается на помощь тому, кому особенно трудно. Впрочем, на душе у него спокойно: отважные соколы Предкова посылают стервятников вниз один за другим.

Как известно, "Фоккеры" намного тяжелее "Лавочкиных", потому значительно уступают им в маневре. Постепенно центр боя перемещается на вертикали. Но и тут фашисты не в выигрыше. Их машины слишком пассивны при разворотах и подъёмах.

Предков то и дело видит, как перед ним мелькают желтобрюхие FW-190. Когда их атакуют наши лётчики, они огрызаются длинными беспорядочными очередями и сразу отходят в сторону, ожидая лучшую ситуацию для нападения на "Лавочкиных". По ведению боя Михаил Иванович угадывает, что наша группа нарвалась на хорошо выдрессированных фашистов.

"Тем приятней и значительней будет победа, - рассуждает ведущий, - таких нельзя упускать ни в коем случае".

Он подает своей группе, находящейся на нижнем этаже, команду:

- Не теряйте высоту ! Идите вверх !

А сам он тем временем выслеживает другого "Фоккера", который неотступно крутится около нашего "Лавочкина". Наконец ведущий поймал фашиста в перекрестие прицела. Ещё мгновение, и FW-190 навсегда канет в дымную глубину. Но как раз в это время гитлеровец бросает свою машину через правое крыло в отвесное пике.

"Ловко увернулся, вражина. Но от меня все равно не уйдёшь!" - шепчет обозлёно подполковник.

"Фоккер" круто несётся к земле. Предков без колебания бросает свой "Лавочкин" вслед за ним. Набрав предельно допустимую скорость, Ла-5 стал непроизвольно увеличивать угол пикирования. Михаил Иванович увидел в лобовое стекло, как навстречу стремительно несётся земля. Ещё несколько секунд, и он больше никогда не увидит небо, своих боевых друзей.

"Но почему же всё ещё пикирует фашист ? - мелькает в его голове. - Может, он потерял сознание ?"

Боясь врезаться в землю, Подполковник сильно потянул ручку управления на себя. Но она ни с места. "Неужели конец ?" - больно хлестнула по сердцу мрачная мысль. До предела напряг мышцы, ещё с большей силой тянул ручку на себя. Но самолёт не реагировал. От напряжения в глазах лётчика замелькали жёлтые полосы. Уши заложило словно звуконепроницаемой ватой. Крупная холодная капля медленно прокатилась по воспалённому от перенапряжения лицу, повисла, как сосулька, на жарком шлемофоне. Подполковник бросил гневный взгляд на FW-190, который стал медленно выходить из пикирования, и понял, что тому могилы не миновать: не хватит высоты...

Упершись ногами в педали, Предков тянул ручку с большой силой на себя. Перегрузка достигла предела. Лётчика вдавило в сиденье. В его глазах вспыхнули кровавые факелы. Через мгновение они расплылись в розовые полудужья. И в это время Михаил Иванович всем телом почувствовал, как "Лавочкин" задрожал и медленно стал поднимать нос. Железные молоты всё тише и тише ударяли в виски. Розовые полудужья в глазах превратились в жёлтые, растворились в голубизне неба.

Пилот посмотрел вниз и увидел, как совсем рядом под крылом самолёта радужно побежала земля. FW-190, задрав хвост и разбрызгивая лужи грязи, сумасшедше нёсся вперёд, касаясь лопастями винта земли. Потом споткнулся о бугор, сделал кривое полусальто и, шмякнувшись на спину, разлетелся в щепки.

Предков весело хмыкнул. После нервного и физического перенапряжения ему почему-то захотелось петь и смеяться.

А вверху продолжала вращаться огромная карусель. Иногда из неё, словно из худого лукошка, падали на землю горящие машины.

Подполковник поднялся на высоту, где продолжался бой, и увидел, как пара "Лавочкиных" гналась за "Фоккером". Михаил Иванович дал по врагу очередь. FW-190 загорелся. Предков окинул взглядом свои самолёты. Все налицо, ни один не сбит.

Тем временем наши штурмовики делали 4-й заход над вражеским аэродромом. Глубоко под ними пылали склады горючего, не успевшие взлететь самолёты, аэродромные постройки и другие объекты. Потеряв треть своих истребителей, фашисты всем гамузом метнулись прочь.

Обращаясь к истребителям и штурмовикам, Предков сказал:

- Молодцы, ребята !.. Уходим домой !

Наши самолёты собираются, занимают боевой порядок и берут курс на свой аэродром.

Перед заходом на посадку Василий Курочкин крутанул 10 бочек.

- Неужели столько ухлопали ? - удивился командир полка Иван Максимович Нестоянов.

- Курочкин обманывать не умеет ! - ответил начальник штаба».

Во всех имеющихся в открытом доступе документах Василий Алексеевич не имеет никаких противопоказаний для представление его к высшей награде Родины. Почему это не состоялось теперь никто не ответит.

Он НАСТОЯЩИЙ ГЕРОЙ!

При написании этой статьи использованы материалы:

- https://owl-99.livejournal.com/86473.html Сайт Не Герои;

- книга И. П. Кургузова - "Звёзды над Прибалтикой";

- https://pamyat-naroda.su/person/officers/159634

- https://1418museum.ru/heroes/33638362/;

- М. Быков « Советские асы 1941-1945».

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Всего доброго!